Разъяснения по изменению типа учреждения с казенного на автономное

38

Вопрос

Есть ли в Вашей системе рекомендации, разъяснения по изменению типа учреждения с казенного на автономное. Если есть, то как их найти? Интересуют практические нюансы при переносе остатков по счетам, а так же особенности, проблемы, риски учреждения (распоряжение имуществом, доходами, изменение порядка налогообложения, осуществления закупок, управления учреждением и.т.п.)

Ответ

Операции, связанные с преобразованием учреждения и соответственно с прекращением выполнения им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств и переходом на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 183н следует производить аналогично приведенному материалу и Методическими рекомендациями, направленными письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236. Данные Рекомендации устанавливают порядок отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа. Сравнения по распоряжению имуществом, доходами, изменением порядка налогообложения, осуществления закупок, управления учреждением и.т.п. между казенным и автономным учреждениями приведены ниже в виде таблице. Так же хотелось бы обратить внимание на то, что средства субсидии, предоставленные автономным учреждениям на выполнение госзадания и целевые субсидии, в том числе на капитальные вложения относятся к средствам целевого финансирования и не облагаются налогом на прибыль (абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФсовместное письмо Минфина России, Казначейства России от 31 декабря 2013 г. № 02-02-005/58618, № 42-7.4-05/5.1-897письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-03-06/4/32).

Обоснование
 

1. Из статьи журнала «учет в бюджетных учреждениях» №6, июнь 2014

Смена типа учреждения: на что обратить внимание

До 1 июля 2014 года должны быть утверждены базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ. При этом не исключено, что в рамках оптимизации часть госучреждений сменит тип на бюджетный как более подходящий.*

Порядок отражения операций

Операции, связанные с преобразованием учреждения и соответственно с прекращением выполнения им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств, отражаются в бухгалтерском учете в особом порядке.

Рекомендуется пользоваться не только инструкциями по бухучету в госучреждениях разных типов, которые регламентируют особенности бухгалтерского (бюджетного) учета в переходный период, но и Методическими рекомендациями, направленными письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236.

Данные Рекомендации устанавливают порядок отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа.*

Сверка расчетов

Первое, на что необходимо обратить внимание, – переход на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н следует производить не после того, как тип учреждения был изменен в учредительных документах, а только тогда, когда учреждение фактически переведено на новый способ финансового обеспечения. То есть если с 1 января 2014 года тип учреждения был изменен с казенного на бюджетный.

Если утверждены списки особо ценного движимого имущества, но финансовое обеспечение по-прежнему осуществляется за счет бюджетных ассигнований, оснований для перехода на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н нет. При изменении типа учреждения получатель бюджетных средств производит отражение всех хозяйственных операций, совершенных до даты изменения типа учреждения, на соответствующих счетах бюджетного учета.

По результатам отражения указанных операций определяются показатели наличия активов (нефинансовых и финансовых) и обязательств как на балансовых, так и на забалансовых счетах на дату изменения типа учреждения. При этом происходит обязательная сверка расчетов в части:

  • показателей расчетов с финансовым органом соответствующего бюджета и (или) с органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета (органом казначейства);
  • показателей по консолидируемым расчетам (расчетов с иными участниками бюджетного процесса по передаче (приемке) активов, обязательств до даты изменения типа учреждения), сформированных на соответствующих счетах бюджетного учета.

Указанные выше расчеты подтверждаются (по результатам сверки) соответствующими отчетами, сформированными учреждением в составе бюджетной отчетности на дату изменения типа учреждения:

  • расчеты с финансовым органом подтверждаются Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
  • консолидируемые расчеты подтверждаются Справками по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).*

Переносим остатки

Сформированные остатки по счетам учреждения в результате его деятельности до даты изменения типа переносятся. При смене типа с казенного на бюджетный остатки переносятся со счетов Плана счетов бюджетного учета на счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений с учетом соответствия счетов Единому плану счетов, утвержденному Инструкцией № 157н.*

Остатки по видам деятельности

Остатки по счетам бюджетного учета, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения 1 (бюджетная деятельность), а в 8–14-м разрядах номера счета – код целевой статьи расходов соответствующего бюджета на реализацию целевых программ и расходов, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения 5 (субсидии на иные цели).

Данная процедура выполняется при условии наличия расчетов, требующих завершения в текущем финансовом году и (или) осуществления указанных расходов на те же самые цели, с финансовым обеспечением указанных расходов путем предоставления бюджетному учреждению субсидии на иные цели.

Остатки по остальным счетам бюджетного учета, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения 1 (бюджетная деятельность), переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения 4 (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания).

Без изменения вида финансового обеспечения на соответствующие счета рабочего плана счетов учреждения нового типа переносятся остатки по счетам бюджетного учета, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения 3 (средства во временном распоряжении).

Тут есть ряд моментов, которые следует учитывать. Так, например, остатки вложений в капитальное строительство нельзя переносить на код вида финансового обеспечения 4. Дело в том, что за счет данного источника производятся лишь расходы, связанные с исполнением госзадания, а также затраты на содержание имеющегося недвижимого и особо ценного движимого имущества, тогда как капитальное строительство ведется за счет субсидий на цели осуществления капитальных вложений (КФО-6). Если же продолжение незавершенного строительства самим бюджетным учреждением не предполагается, то произведенные капитальные вложения следует передать, например, в казну публично-правового образования.*

Остатки кредиторской задолженности

Аналогичным образом решается вопрос с переносом остатков кредиторской задолженности. Очевидно, что она переносится на тот вид финансового обеспечения, за счет которого впоследствии будет погашаться. Операции по изменению бюджетных назначений производятся методом «красное сторно» на сумму:

  • уменьшения бюджетных назначений, доведенных учреждению в текущем финансовом году и не неисполненных им на дату внесения изменений (на дату изменения типа учреждения);
  • бюджетных обязательств, принятых учреждением и не исполненных на дату изменения типа учреждения;
  • денежных обязательств, принятых учреждением и не исполненных на дату изменения типа учреждения.

Перевод осуществляется с использованием транзитного счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Сначала производится списание в дебет (кредит) данного счета остатков активов и обязательств, сформированных учреждением на дату изменения типа, а затем поступление на соответствующие счета бюджетного учреждения.

Учтите следующие особенности:

  • в сумме показателей по объектам недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленным за учреждением нового типа, дополнительно делаются проводки по дебету счета 4 304 06 830 и кредиту счетов аналитического учета счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в сумме балансовой стоимости активов;
  • в сумме показателей расчетов по доходным поступлениям, сформированным в рамках бюджетной деятельности до изменения типа учреждения (остатки по данным бюджетного учета по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 205 00 000, 1 209 00 000), дополнительно отражается принятие обязательств по расчетам с бюджетом по дебету счета 4 304 06 000 и кредиту счета 4 303 05 000;
  • остатки денежных средств, полученных из бюджета, на момент изменения типа учреждения должны быть равны нулю;
  • остатки денежных средств, полученных во временное распоряжение, переносятся с использованием счета 3 304 01 830 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Операции по формированию расчетов с учредителем оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух экземплярах. Форма справки и образец ее заполнения – в разделе «Формы» электронного журнала.*

Какие показатели не переносятся

Не переносятся и отражаются в бюджетной отчетности учреждения как получателя бюджетных средств (администратора доходов бюджета) сформированные с начала финансового года до даты изменения типа учреждения показатели по следующим счетам:

  • 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет;
  • 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»,
  • 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;
  • 1 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта».

Данные счета закрываются при завершении текущего финансового года последними операциями по бюджетному учету на дату изменения типа учреждения.*

Закрытие показателей расчетов, сформированных в результате перевода показателей наличия активов и обязательств на дату изменения типа учреждения, отражается последними (окончательными) операциями по бюджетному учету на дату изменения типа учреждения.*

Как отчитываться

Учреждение нового типа по результатам своей деятельности начиная с даты изменения типа формирует и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

Учитывая, что тип изменился в течение финансового года, первый отчетный финансовый год учреждения нового типа (согласно п. 3 Инструкции № 33н) начинается с даты такого изменения.

Бюджетная отчетность учреждения как получателя бюджетных средств (администратора доходов бюджета) формируется:

  • на дату изменения типа учреждения – в объеме форм квартальной бюджетной отчетности;
  • за финансовый год, в течение которого изменен тип учреждения, – в объеме форм годовой бюджетной отчетности.*

Важно запомнить
Остатки денежных средств, полученных из бюджета, на момент изменения типа учреждения должны быть равны нулю.

2. Из справочников

Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное*
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения Бюджетный кодекс РФ Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ
Направление деятельности

Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством1

(ст. 6 Бюджетного кодекса РФ)

К типу федеральных казенных учреждений обязательно должны относиться:
– управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части войск и воинских формирований;
– учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
– специализированные учреждения для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации;
– учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны России, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
– психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения

(ч. 1 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– в других сферах

(п. 1 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

В форме бюджетных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Государственные академии наук (в частности, Российская академия наук, отраслевые академии наук) считаются созданными в форме государственных бюджетных учреждений (п. 1 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– СМИ;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
– в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью).

В настоящее время другие сферы деятельности установлены:

(ч. 1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 5 ст. 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ)

Автономные учреждения, которые созданы до 1 января 2011 г. в виде фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), бизнес-инкубаторов и микрофинансовых организаций могут продолжать свою деятельность в данной сфере (п. 4 ст. 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ)

В форме автономных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Органы управления

Структура, компетенция и порядок формирования органов управления бюджетного и казенного учреждений устанавливаются уставами (в соответствии с Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, другими федеральными законами, а также нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и другими актами, указанными в п. 1 ст. 28 Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например:
– руководитель, назначаемый учредителем;
– попечительский совет;
– общее собрание работников и т. д.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук (п. 1 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Наблюдательный совет, руководитель (который назначен учредителем и одобрен наблюдательным советом), другие органы, предусмотренные федеральным законодательством и уставом учреждения (в частности, общее собрание сотрудников, ученый совет и т. д.)

(ч. 2 ст. 8 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Документы о планах деятельности

Бюджетная смета, по решению учредителя может быть сформировано государственное (муниципальное) задание

(п. 2 ст. 161п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 3Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671)

План финансово-хозяйственной деятельностигосударственное (муниципальное) задание

(

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль