Нарушения в контрактной системе в сфере закупок товаров

95

Вопрос

Считается ли нарушением действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ, электронный аукцион в 2014 году):- Если при формировании начальной (максимальной)цены не учтены указания пунктов 3.7.1. и 3.12. Методических рекомендаций от 02.10.2013 № 567, которыми предусмотрено направление 5-ти и более запросов о предоставлении ценовой информации (направлено 3 запроса о предоставлении ценовой информации).- Нарушение пунктов 3,4 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе отчета от 28.11.2013 №1093 Учреждением не подготовлен и не размещен в единой информационной системе отчет об исполнении государственного контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.Если нарушения есть, то какие штрафные санкции и как их минимизировать.

Ответ

Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Они не могут использоваться органами контроля для проверки деятельности заказчика. Ответственности за несоблюдение этих рекомендаций законодательством не предусмотрено. Подробные разъяснения об определении НМЦК приведены в письме Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791, письме Минэкономразвития России от 8 апреля 2014 г. № Д28и-443.

За неразмещение отчета об исполнении контракта, а также за несвоевременное представление отчета предусматривается административная ответственность в виде штрафа: для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц в размере от 10 тыс. до 500 тыс. руб. (ч.1, 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

Для определения начальной (максимальной) цены контракта законодательство предусматривает следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);*
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Данный перечень приведен в части 1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

На федеральном уровне начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.* Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разработать дополнительные методические рекомендации для определения начальных (максимальных) цен контрактов для обеспечения нужд субъекта РФ. Об этом сказано в частях 20–20.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Однако указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Они не могут использоваться органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.*


Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Он заключается в расчете средней цены из предложенных в данный момент на рынке. Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Использование других методов определения начальной (максимальной) цены контракта допускается только в установленных законодательством случаях.

Затратный метод определения НМЦК применяется, если другие методы использовать невозможно либо в качестве дополнения. В этом случае цену контракта нужно определить как сумму произведенных затрат и обычной определенной сферы деятельности прибыли.* При этом учитываются прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) предмета закупки, а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и т. д. Порядок использования данного метода определен в частях 10–11 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ни один из методов применить невозможно? Тогда к обоснованию цены контракта приложите и обоснование невозможности применения стандартных методов. Об этом сказано в части 12 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Особенности при заключении контракта с единственным поставщиком

При заключении контракта с единственным поставщиком цену нужно определять в том же порядке, что и при конкурентных закупках.* Но иногда следует учитывать некоторые особенности. В частности, при заключении контракта:

Об этом сказано в пунктах 2121.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, при заключении контракта с единственным поставщиком вовсе не обязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом сопоставимых цен. В этом случае контракт можно заключить по наименьшей из предложенных цен. А обоснованием будет являться обеспечение эффективности расходования бюджетных средств.

Такие разъяснения приведены в пункте 10 приложения к письму Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791, письме Минэкономразвития России от 8 апреля 2014 г. № Д28и-443.*

Внимание: в документации о закупках (конкурсной или об аукционе), в извещении о проведении запроса котировок или предложений укажите обоснование НМЦК. Кроме того, с 1 января 2015 года вступили в силу требования законодательства, которые требуют обосновывать сам объект закупок (ст. 18ч. 2 ст. 114Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора, цены лота) должно содержать следующие сведения.

1. Полученную заказчиком (уполномоченным органом) информацию или расчеты.

2. Использованные заказчиком источники информации о ценах товаров (работ, услуг), в частности:*

  • если источником информации являются сведения о ценах, полученные от поставщиков, укажите реквизиты (номер и дату) ответов от соответствующих организаций. Наименование организации, предоставившей сведения, а также иные данные о ней можно не указывать;
  • если источником информации является реестр контрактов, укажите номера реестровых записей из реестра контрактов;
  • если источником информации являются данные из Интернета, укажите адрес страницы в Интернете. При этом графическое изображение снимка экрана (скриншот страницы) рекомендуется хранить вместе с документацией о торгах;
  • прочие источники информации (реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т. д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения положений Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Указание источников информации о ценах товаров (работ, услуг) необходимо для того, чтобы потенциальные контрагенты, а также проверяющие органы смогли проверить законность обоснования начальной (максимальной) цены (путем обращения к соответствующим источникам). При этом обоснование можно представлять в любой форме (таблицы, схемы, текста и т. п.).

Обратите внимание на такой момент. Если источником информации о цене послужили данные из реестра контрактов, заказчик вправе скорректировать полученную цену в сторону увеличения в следующем порядке:

  • на 10 процентов – если закупка, которая является источником информации о цене, была проведена в форме открытого конкурса;
  • на 13 процентов – если закупка была проведена в форме электронного аукциона;
  • на 17 процентов – если закупка была проведена в форме запроса котировок или запроса предложений.

При закупке у единственного поставщика цену не корректируйте.

Такие разъяснения приведены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Рекомендация: Ответы на ваши вопросы о госзакупках

Начальная (максимальная) цена контракта

Может ли бюджетное учреждение при проведении закупок в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ вместо расчета начальной (максимальной) цены использовать минимальную цену? Какие последствия ждут учреждение при неверном определении начальной (максимальной) цены?

Для определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) учреждение должно применять один из методов, установленных статьей 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В помощь заказчикам Минэкономразвития России разработало соответствующие методические рекомендации. Однако они не являются обязательными для применения. При этом занижение НМЦК может привести к отсутствию поданных заявок на участие, а как следствие, к признанию закупки несостоявшейся и вынужденному проведению повторной закупки.* Административной ответственности за неправильное определение начальной (максимальной) цены при закупке для нужд учреждения в настоящее время не предусмотрено.

Вместе с тем, понятие «минимальная цена» в законодательстве отсутствует. О минимальной цене может идти речь только в случае сравнения нескольких ценовых предложений. Для этого необходимо применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то он вправе установить в качестве цены контракта минимальную цену по результатам анализа рынка.

Если же заказчик определяет и обосновывает НМЦК для проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то установление минимальной цены может рассматриваться контрольными органами как ограничение конкуренции.*

3.Статья: Отчетность в рамках Закона о контрактной системе

Формы и сроки сдачи отчетности об исполнении контракта в сфере государственных (муниципальных) закупок

Название формы Каким документом утверждена Сроки размещения, представления Ответственность за непредставление или несвоевременное представление
При сдаче этапов:
Отчет об исполнении государственного (муниципального)контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093«О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального)контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи рабочих дней со дня: а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта; б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком Административный штраф для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц в размере от 10 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 7.30 КоАП РФ)*
При сдаче работ по контракту:
Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (форма 1-контракт) Приказ Росстата от 18 сентября 2013 г. № 374 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Квартальная форма представляется в сроки и адреса, указанные на титульном листе формы Административный штраф для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 тыс. до 4 тыс. руб.
Отчет об исполнении государственного (муниципального)контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093«О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального)контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи рабочих дней со дня: а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполненияконтракта; б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком; в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Административный штраф для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц в размере от 15 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 7.30 КоАП РФ)*

А.Н. Евсташенков, ведущий юрисконсульт экспертно-консультационного центра Института госзакупок РГТЭУ

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 11, ОКТЯБРЬ 2014

4.Статья: Отчет об исполнении госконтракта надо разместить в ЕИС

По какой форме составляется документ о результатах выполнения контракта? В какие сроки его нужно разместить и какие санкции предусмотрены за их нарушение?*

В части 9 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ сказано следующее. Результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС.

Форма отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения утверждена постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093. Срок для его размещения установлен пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением № 1093. Он составляет семь дней со дня:

  • оплаты и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта (или отдельных этапов его исполнения);
  • оплаты и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
  • расторжения контракта.

За нарушение сроков размещения предусмотрены штрафы по статье 7.30 КоАП РФ, которые варьируются в зависимости от количества дней задержки. Если проводился конкурс или аукцион и задержка не более двух рабочих дней, то штраф составит 5 тыс. руб. для должностного лица и 15 тыс. руб. для учреждения (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). При задержке более двух рабочих дней размер штрафа увеличится до 30 тыс. и 100 тыс. руб. соответственно (ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Если проводилась закупка путем запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика, то при задержке не более одного рабочего дня штраф составит 3 тыс. руб. для должностного лица и 10 тыс. руб. для учреждения (ч. 1.2 ст. 7.30 КоАП РФ). А при задержке более одного рабочего дня – 15 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно (ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).*

А.В. Бурков,
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 10, ОКТЯБРЬ 2014

5.Справочник: Административная ответственность за нарушения Закона о контрактной системе

Распространяется на заказчиков, которые ведут свою закупочную деятельность в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Вид правонарушения Статья
КоАП РФ
Ответственность, возлагаемая на организацию Ответственность, возлагаемая на должностное лицо
мера ответственности к кому применяется
Неразмещение на официальном сайте информации и документов, подлежащих размещению ч. 3 ст. 7.30,п. 1 примечания к ст. 7.30 Штраф в размере 500 000 руб. Штраф в размере 50 000 руб. Контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы

Нарушение сроков размещения (не более чем на два рабочих дня) на официальном сайте информации и документов, подлежащих размещению при проведении конкурса и аукциона
ч. 1 ст. 7.30,п. 1 примечания к ст. 7.30 Штраф в размере 15 000 руб. Штраф в размере 5000 руб. Контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы
Нарушение сроков размещения (более чем на два рабочих дня)на официальном сайте информации и документов, подлежащих размещению при проведении конкурса и аукциона ч. 1.1 ст. 7.30
Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль