Нецелевое использование бюджетных средств в учреждении

53

Вопрос

Скажите пожалуйста, в каких случаях обязательно должна составляться проектно-сметная документация на ремонт помещений? Составляется ли она для текущего ремонта или только для капитального ремонта? Является ли не целевым расходованием средств, если в 2014 году закуплены услуги по составлению проектно-сметной документации, а ремонт на сегодняшний день не произведен? Заранее спасибо.

Ответ

Отношения заказчика и подрядчика по договору подряда регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса РФ. В статье 702 этого кодекса установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если договором подряда определены цена выполнения работ и предмет договора, то есть указано, какие именно работы и за какую цену выполняет подрядчик, то, подписав такой договор, заказчик соглашается с его условиями.

Как правило, к договору подряда прилагается смета, содержащая перечень работ и необходимых материалов, используемых для выполнения работ. Но наличие сметы не является обязательным, договоренность о цене работ может быть достигнута и без сметы (ст. 709 ГК РФ). Требование об обязательном составлении сметы установлено Гражданским кодексом РФ только в отношении строительных работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). На практике при отсутствии сметы к договору подряда может быть подписана спецификация, содержащая перечень работ и материалов, необходимых для их выполнения.

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств, в частности, если оплачены расходы, на которые не были доведены лимиты бюджетных обязательств.

В рассматриваемой ситуации расходы на ПСД могут быть признаны неэффективным использованием бюджетных средств.

Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят, в том числе, расходование средств без результата. Результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач. Для определения степени результативности контролеры могут анализировать итог перечисления средств (платежей).

Поэтому осуществление расходов на проектно-сметную документацию при отсутствии ремонта может быть признано неэффективным расходованием бюджетных средств.

Обоснование
 

Из Гражданского кодекса РФ
Часть вторая

Подраздел 2. Общие положения о договоре

Глава 27. Понятие и условия договора


Статья 424. Цена

1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.*

§ 1. Общие положения о подряде

Статья 709. Цена работы

1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.*

2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

3. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.*

§ 3. Строительный подряд

Статья 743. Техническая документация и смета

1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

2. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.*

Из статьи журнала «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ », № 3, марта 2014

Наименование работ в акте

Заказали подрядчику выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по изготовлению и монтажу металлоконструкций. Он составил форму №КС-2, в которой наименование работ вписано одной строкой – строительно-монтажные работы. Считаем, что подрядчик должен указать, из каких материалов им выполнены работы (либо в форме № КС-2, либо в приложении). Подрядчик отказывается. Как правильно? Обязательно ли в договоре на СМР и актах указывать материалы?

Отношения заказчика и подрядчика по договору подряда регулируются нормами главы 37ГК РФ. В статье 702 этого кодекса установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если договором подряда определены цена выполнения работ и предмет договора, то есть указано, какие именно работы и за какую цену выполняет подрядчик, то, подписав такой договор, заказчик соглашается с его условиями.

Как правило, к договору подряда прилагается смета, содержащая перечень работ и необходимых материалов, используемых для выполнения работ. Но наличие сметы не является обязательным, договоренность о цене работ может быть достигнута и без сметы (ст. 709 ГК РФ). На практике при отсутствии сметы к договору может быть подписана спецификация, содержащая перечень работ и материалов, необходимых для их выполнения. Если в договоре не предусмотрена смета или спецификация и заказчик подписал такой договор, то он согласился с твердой ценой договора.*

Начиная с 2013 года унифицированные формы первичных учетных документов, в том числе и для оформления работ по договору подряда, в частности формы № КС-2 и № КС-3, обязательными не являются. Порядок и форма документа, которым оформляется приемка выполненных работ, могут быть предусмотрены договором. Отсутствие в договоре согласованных показателей акта выполненных работ позволяет подрядчику оформить акт в соответствии с утвержденной им формой, которая не обязательно должна содержать перечень материалов, использованных для выполнения работ.

Иная ситуация, если договором установлено, что подрядчик выполняет работы из материалов заказчика. В таком случае подрядчик должен представить заказчику отчет об использовании полученных материалов ( ст. 713 ГК РФ).

Из сказанного можно сделать следующий вывод. Обязанность подрядчика расшифровать, из каких материалов выполнены конструкции, может быть согласована только в договоре или иных приложениях к нему, подписанных сторонами договора.

Из рекомендации


Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самым значимым принципом бюджетной системы является принцип адресного и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).*

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного – это разные вопросы. Однако, как правило, Росфиннадзор и другие органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому и учреждение при проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.*

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

кассовый расход проведен по коду КОСГУ, который не соответствует экономическому содержанию расхода;

бюджетные средства, выделенные на текущий финансовый год, израсходованы в счет предстоящих платежей следующего финансового года (например, перечисление налогов авансом в декабре);

оплачены дополнительные расходы, которые прямо не предусмотрены законодательством в некоторых случаях (например, отдельные виды командировочных расходов);

перечислен аванс по контракту сверх предела, установленного для авансовых платежей (п. 17 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272);

бюджетные средства израсходованы без оправдательных (первичных) документов;

выплачены надбавки или доплаты к зарплате сверх нормативов, использованных при расчете и утверждении сметы;

оплачены иные расходы, на которые не были доведены лимиты бюджетных обязательств (не согласованы с учредителем);

оборудование, приобретенное за счет средств бюджета для конкретных целей, используется по другому назначению, например, для ведения коммерческой деятельности.

Ошибки указания кодов КОСГУ очень часто служат для государственных контролеров основанием для того, чтоб зафиксировать нецелевое использование бюджетных средств. Большое значение таких ошибок связано с тем, что они самый очевидный признак расхода на цели, не указанные в смете.*

Но не каждую ошибку нужно считать нецелевым использованием средств. Бывают также ситуации, когда использование определенного кода КОСГУ связано с указаниями ГРБС или органов казначейства. Применение неправильного кода КОСГУ будет обычным нарушением методологии в следующих случаях:

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);

порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;

на момент перечисления платы за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы;

установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Следует отметить, что на самые острые вопросы, которые не отражены в методологии применения КОСГУ, представители финансового ведомства ежегодно дают письменные и устные разъяснения. Учреждение может задать вопрос о предстоящих расходах или воспользоваться более ранними разъяснениями. Определение правильного КОСГУ для хозяйственной операции или вида однородных операций – это уже элемент контроля, который также позволит избежать ошибок в бухучете.

Из рекомендации


Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как Росфиннадзор проверяет исполнение бюджетной сметы

Получатели бюджетных средств (в т. ч. казенные учреждения) должны вести бюджетную смету в обязательном порядке (ст. 162 Бюджетного кодекса РФ). На ее основе финансируется деятельность учреждений за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок ведения сметы

Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) (подп. 8 п. 1 ст. 158п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 приказа Минфина России от 30 июля 2010 г. № 84нп. 2 приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств учреждения (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ).

В бюджетной смете отражаются объем и целевое направление бюджетных средств. Кроме того, по решению ГРБС в смете может быть предусмотрено поквартальное распределение бюджетных средств. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета (в т. ч видов расходов) с детализацией до статей (подстатей) КОСГУ (п. 4 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н). Расходовать бюджетные средства более, чем это предусмотрено бюджетной сметой, учреждение не вправе.

Внимание: за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Контролирующие органы

Контроль исполнения бюджетной сметы вправе осуществлять:

главный распорядитель бюджетных средств;

органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

Росфиннадзор.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 160.2-1, статье 166.2пункте 3 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль