Учет счетчиков в имуществе и их передача

85

Вопрос

продолжение вопроса от 12.12.2014г. №457796. Сельское поселение наконец-то по результатам электронных торгов заключило контракт на "поставку приборов учета для узлов учета тепловой энергии, их монтаж, установка, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию" в 8-ми многоквартирных домах поселения. Цитата взята строго из предмета заключенного контракта. Оборудование установлено. Оплата по контракту произведена. Сметная документация в наличии как на 8 домов в целом, так и на каждый дом отдельно.Вопрос 1: Может ли бухгалтер оприходовать на баланс поселения основное средство со следующим наименованием: узел учета тепловой энергии, н-р,д.№1, а в самой карточке расписать, какие счетчики и другие приборы входят в состав узла)? Просто по смете очень тяжело (почти невозможно) распределить накладные расходы и другие расходные материалы в себестоимость каждого прибора учета.Вопрос 2: Может ли администрация сельского поселения в целях экономии средств бюджета (по оплате налога на имущество) внутренним распоряжением перевести основное средство, приобретенное за счет собственных средств, в имущество казны?В дальнейшем администрация сельского поселения планирует передать приборы учета для узлов учета тепловой энергии в общедомовую собственность МКД (многоквартирных домов) с с целью обслуживания управляющей компанией.Вопрос 3: Каким образом правильнее будет передать оборудование из состава имущества казны в общедомовую собственность домов: договором безвозмездного пользования или передачей в хозяйственное ведение? Какими бух.проводками это сопровождается?

Ответ

Вы можете учесть в составе основных средств узлы учета энергии, указав в инвентарной карточке более подробно, из чего состоит каждый инвентарный объект.

В имуществе казны учитываются те объекты, которые не закреплены на вещном праве за какой-либо организацией. Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях. Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр муниципальной собственности. Таким образом Администрация вправе перевести счетчики в имущество казны, если это не противоречит НПА об учете имущества казны, утвержденным на муниципальном уровне.

В учете операции по передаче имущества отразите следующими проводками:

1) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме государственных, муниципальных):

Дебет КРБ.1.401.20.242 Кредит гКБК.1.108.52.410

– списана остаточная (первоначальная) стоимость безвозмездно переданного объекта имущества казны;

Дебет гКБК.1.104.58.410 Кредит гКБК.1.108.52.410
– списана ранее начисленная сумма амортизации при безвозмездной передаче* амортизируемого имущества казны другим организациям (кроме государственных, муниципальных).

Обоснование
 

1.Из рекомендации
По какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на приобретение и установку электросчетчика (теплосчетчика и т. д.)

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса (департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов, а именно от того:

  • к какой группе нефинансовых активов учреждение относит счетчик;
  • с какой целью учреждение приобретает счетчик: для первоначальной установки или замены ранее установленного.

Отнесение материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам относится к компетенции учреждения.

По общему правилу счетчики относятся к контрольно-измерительным приборам, которые учитываются в составе материальных запасов (п. 99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Кроме того, счетчик выполняет свои функции только после установки в зданиях (коммунальных сетях), а не самостоятельно. Поэтому он не является обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов и не признается отдельным инвентарным объектом. Такой вывод следует из пунктов 4145 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Следовательно, счетчики целесообразно учитывать в составе материальных запасов.

Вместе с тем, учитывая предназначение, сроки и порядок использования счетчиков, учреждение может принять другое решение.* При принятии решения в данной ситуации учреждение может также руководствоваться методологией, доведенной до него учредителем (главным распорядителем бюджетных средств). Порядок принятия к учету счетчиковпропишите в учетной политике учреждения. Ответственность за правильность принятого решения несет учреждение. Такой вывод подтверждает письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 02-05-11/3866.

Если учреждение относит счетчики к материальным запасам, расходы распределите по статьям (подстатьям) КОСГУ следующим образом.

1. При первоначальной установке:

  • если учреждение самостоятельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», расходы на последующую установку – по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги»;
  • если подрядчик устанавливает счетчик с использованием своего оборудования в рамках договора на установку (монтаж), расходы отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

2. В случае замены ранее установленного счетчика:

  • если учреждение самостоятельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», расходы на последующую установку – по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;
  • если подрядчик меняет счетчик с использованием своего оборудования в рамках договора на установку (ремонт), расходы отразите по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Если учреждение относит счетчики к основным средствам, расходы распределите в следующем порядке (независимо от того, с какой целью учреждение приобретает счетчик – для первоначальной установки или замены ранее установленного):

  • если заключен один договор на приобретение и установку счетчика, расходы отразите по статье КОСГУ 310«Увеличение стоимости основных средств»;*
  • если учреждение самостоятельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отнесите на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», расходы на последующую установку – на подстатью КОСГУ 226«Прочие работы, услуги».

Такой вывод следует из положений раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

2.Из рекомендации

Эльмиры Кадыровой, заместителя руководителя департамента финансов г. Москвы

Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:*

  • государственную казну России;
  • государственную казну субъектов РФ;
  • муниципальную казну.

По общему правилу учет имущества казны ведут госорганы и органы местного самоуправления, на которые возложены функции управления и распоряжения этим имуществом. При этом полномочия собственника в части имущества казнымогут быть переданы иным организациям в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Тогда учет такого имущества является обязанностью этой организации.

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях.* Например, порядок ведения реестра собственности в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Кроме того, отношения, связанные с формированием казны города Москвы, содержанием и распоряжением этими объектами, регулируются Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Данным законом также установлен порядок учета объектов, контроля за их состоянием и использованием.

Состав казны

В составе имущества казны учитываются следующие объекты:

  • нефинансовые активы (недвижимое и движимое имущество, драгоценности и ювелирные изделия, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы);
  • финансовые активы (вложения в ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале, другие финансовые активы).

Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника.* Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 к имущественной казне относятся следующие виды имущества:

  • недвижимое имущество:
    – земельные участки;
    – здания, строения, нежилые помещения;
    – объекты жилищного фонда;
    – объекты инженерного и коммунального назначения;
    – объекты природопользования;
    – объекты движимого имущества, которые в соответствии с законодательством отнесены к недвижимому имуществу;
    – иные объекты недвижимого имущества;
  • движимое имущество:
    – акции и доли города в хозяйственных обществах;
    – станки и оборудование, машины и механизмы, транспортные средства (за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу);
    – архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;
    – драгоценные металлы и камни;
    – движимые культурные ценности;
    – иные объекты движимого имущества.

При этом включению в имущественную казну подлежат объекты:

  • созданные за счет средств бюджета города Москвы (исключение – объекты, созданные за счет предоставленных городом Москвой средств субвенций, субсидий, в том числе грантов или иной материальной поддержки);
  • приобретенные городом Москвой на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в состав казны.

Об этом сказано в статье 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53.

Документальное оформление*

При поступлении имущества в состав казны оформите акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Это следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

  • состав и перечень регистрируемых параметров объектов;
  • порядок сбора, обработки и актуализации данных;
  • полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

  • распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);
  • комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;*
  • свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

Бухучет НФА

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетахсчета 0.108.00.000 «Нефинансовые активы имущества казны»:*

  • 0.108.51.000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • 0.108.52.000 «Движимое имущество, составляющее казну»;*
  • 0.108.53.000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;
  • 0.108.54.000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;
  • 0.108.55.000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • 0.108.56.000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе должен быть прописан:

  • четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;
  • документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);
  • другие организационные моменты.

По общему правилу НФА в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении, без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить другой порядок (по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н).

3.Из рекомендации

Эльмиры Кадыровой, заместителя руководителя департамента финансов г. Москвы

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бюджетном учете выбытие имущества казны

Выбытие имущества казны может происходить по следующим основаниям:

1) при распоряжении имуществом, в частности:

2) при списании имущества и снятии его с учета (например, в случае ликвидации).

Кроме того, имущество казны может быть передано по договору доверительного управления или аренды. Однако в этом случае имущество не выбывает из состава казны, так как перехода вещного права не происходит (п. 4 ст. 209,ст. 606 ГК РФ).

Документальное оформление

Выбытие имущества казны отражайте в учете на основании:

Унифицированных документов для оформления в бухучете операций по выбытию имущества казны нет. Поэтому можно использовать документы, составленные в произвольной форме. Вместе с тем на региональном и местном уровне может быть установлено требование об использовании в этом случае унифицированных форм, предназначенных для учета основных средств. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559. О документальном оформлении операций, связанных с выбытием основных средств, подробнее см.:*

Учет операций по выбытию имущества казны ведите в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в бухучете операций по выбытию имущества казны зависит от оснований, по которым оно выбывает.

Передача другим организациям

Организациям, которые не являются государственными (муниципальными), имущество казны передавайте:*

  • по остаточной стоимости – в части амортизируемого имущества (недвижимое, движимое имущество, нематериальные активы);
  • по первоначальной стоимости – в части неамортизируемого имущества (драгоценные металлы и драгоценные камни, непроизведенные активы, материальные запасы).

В учете операции по передаче имущества отразите следующими проводками:

1) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме государственных, муниципальных):

Дебет КРБ.1.401.20.242 Кредит гКБК.1.108.51.410 (гКБК.1.108.52.410, гКБК.1.108.54.420...)
– списана остаточная (первоначальная) стоимость безвозмездно переданного объекта имущества казны;*

2) наднациональным организациям и правительствам иностранных государств:

Дебет КРБ.1.401.20.252 Кредит гКБК.1.108.51.410 (гКБК.1.108.52.410, гКБК.1.108.54.420...)
– списана остаточная (первоначальная) стоимость безвозмездно переданного объекта имущества казны;

3) международным организациям:

Дебет КРБ.1.401.20.253 Кредит гКБК.1.108.51.410 (гКБК.1.108.52.410, гКБК.1.108.54.420...)
– списана остаточная (первоначальная) стоимость безвозмездно переданного объекта имущества казны.

Так как передача амортизируемого имущества производится по остаточной стоимости, одновременно сделайте проводку:

Дебет гКБК.1.104.51.410 (гКБК.1.104.58.410, гКБК.1.104.59.420) Кредит гКБК.1.108.51.410 (гКБК.1.108.52.410, гКБК.1.108.54.420)
– списана ранее начисленная сумма амортизации при безвозмездной передаче* амортизируемого имущества казны другим организациям (кроме государственных, муниципальных).

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль