Указание участника-плательщика НДС в аукционе

71

Вопрос

Подведомственное казенное учреждение планирует осуществить закупку сырья для производственной деятельности. Результат производства - готовая продукция, реализация которой подлежит обложению НДС.Вопрос: каким путем можно прописать в документации об аукционе или котировке необходимость участия в них плательщиков НДС. Дело в том, что если победит с минимальным преимуществом участник с УСН, то, соответственно, у учреждения возникают дополнительные обязательства по уплате НДС в бюджет без применения налоговых вычетов, что может составить до 18% от суммы закупки. Это не совсем соответствует целям закона № 44-ФЗ - экономии не будет.В такой ситуации для бюджета выгоднее заплатить за товар с НДС на 1% больше, но получить право на налоговый вычет в размере 18%.

Ответ

Заказчик не может указывать в документации требование о том, чтобы все участники были плательщиками НДС. В противном случае проверяющие предъявят учреждению-заказчику нарушение закона 44-ФЗ в части ограничения конкуренции. Это может быть выявлено как при плановой проверке, так и в результате рассмотрения жалоб потенциальных участников закупки, не являющихся плательщиками НДС.

Полный перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, приведен в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Кроме того, контракт заключается по цене, предложенной победителем конкурса (аукциона) в заявке на участие (ч. 1 ст. 54ч. 10 ст. 70Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом система налогообложения, применяемая победителем конкурса (аукциона), значения не имеет.

Поставщик (исполнитель, подрядчик), применяющий упрощенку, не признается плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому в заявке на участие в конкурсе (аукционе) цену товаров (работ, услуг) он должен указывать без НДС (письма ФНС России от 4 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/6066от 22 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/19457).

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

В контракт нужно обязательно включить указание, что цена контракта твердая и определена на весь срок его исполнения. Однако в особых случаях, установленных Правительством РФ, в контракте нужно указывать ориентировочную цену либо формулу цены и максимальное значение цены (ч. 2 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, формулу цены и максимальное значение цены укажите в случаях заключения контракта на предоставление:

  • услуг обязательного страхования;
  • агентских услуг, если по контракту вознаграждение агента зависит от результата исполнения поручения.

Данный перечень определен постановлением Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19.

Если количественный объем товаров (работ, услуг) определить невозможно, то в контракте разрешено указывать единицу расценки (п. 2 ст. 42 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Условие о цене контракта сформулируйте так, чтобы исполнение контракта не потребовало от заказчика никаких дополнительных расходов.* То есть в цену контракта должны входить, например, не только стоимость оборудования, но и расходы на его транспортировку, страхование, обязательные платежи, установку и отладку этого оборудования и т. п.

В контракте вы можете предусмотреть и оплату процентов за рассрочку платежа. Причем это не квалифицируется как самостоятельное кредитное обязательство (которое по сути для учреждений запрещено). Любая отсрочка или рассрочка оплаты товаров (работ, услуг) представляет собой обычный коммерческий кредит (ст. 823 ГК РФ). Поэтому цена по такому контракту будет сформирована из двух составляющих:

  • сумма оплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги);
  • проценты за пользование деньгами в период рассрочки.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 17 февраля 2015 г. № 02-02-09/7180.

Если контракт заключается неплательщиком НДС, в цену контракта не включайте НДС. При указании цены контрактавместо суммы налога поставьте прочерк. Товары (работы, услуги) оплатите по цене, указанной в контракте, при этом ценуконтракта на сумму НДС не уменьшайте. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 02-11-00/6027от 22 августа 2011 г. № 03-11-06/2/121Минэкономразвития России от 14 ноября 2011 г. № Д28-565. Несмотря на то что данные разъяснения относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, их можно использовать и сейчас, так как они не противоречат действующему законодательству.

Ситуация: Вправе ли поставщик (исполнитель, подрядчик) на упрощенке выставлять счет на оплату товаров (работ, услуг) по контракту без НДС. Контракт заключен с победителем конкурса (аукциона). В контракте графа «НДС» заполнена

Если графа «НДС» в контракте заполнена на основе поданной заявки (т. е. в заявке на участие в закупке налог был выделен), поставщик (исполнитель, подрядчик) в счете на оплату товаров, работ, услуг должен выделить сумму НДС. При этом выделенную сумму налога он должен перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Объясняется это так.

Контракт заключается по цене, предложенной победителем конкурса (аукциона) в заявке на участие (ч. 1 ст. 54ч. 10 ст. 70Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом система налогообложения, применяемая победителем конкурса (аукциона), значения не имеет.

Поставщик (исполнитель, подрядчик), применяющий упрощенку, не признается плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому в заявке на участие в конкурсе (аукционе) цену товаров (работ, услуг) он должен указывать без НДС (письма ФНС России от 4 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/6066от 22 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/19457).*

Вместе с тем, налоговое законодательство предусматривает возможность выделения НДС организациями, применяющими упрощенку (подп. 1 п. 5 ст. 173п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

И если поставщик (исполнитель, подрядчик) в заявке на участие в конкурсе выделил сумму НДС, то и контракт с ним заключается по этой цене (т. е. в графе «НДС» выделяется сумма налога).

Если в заявке налог не выделен, при заключении контракта в графе «НДС» нужно проставить прочерк.*

Но бывает так, что графа «НДС» в контракте заполнена ошибочно. В частности, когда участник подал заявку на участие с указанием цены «без НДС», а в контракте случайно осталось условие «в т. ч. НДС». В таком случае поставщик (исполнитель, подрядчик) в счете на оплату товаров (работ, услуг) не должен выделять сумму налога. При этом в контракт необходимо внести уточнения.

Стороны могут заключить дополнительное соглашение к нему, указав, что НДС со стоимости товаров (работ, услуг) не выделяется (в графе «НДС» проставляется прочерк). Заполнение графы «НДС» прочерком не меняет условий контракта, поэтому в данном случае запрет на его изменение не нарушается (ч. 2 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Подтверждает такую позицию Минэкономразвития России (п. 8–11 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889). Ранее ведомство придерживалось аналогичного мнения в письмах Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 02-11-00/6027Минэкономразвития России от 3 марта 2009 г. № Д05-1097. Несмотря на то что данные разъяснения относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, их можно использовать и сейчас, так как они не противоречат действующему законодательству.

Внимание: вопрос о принятии к вычету НДС, предъявленного поставщиками (исполнителями, подрядчиками), которые применяют упрощенку, является неоднозначным.

2.Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Какие требования нужно предъявлять к участникам закупки

Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Эти требования подразделяются на единые и дополнительные. При этом часть единых требований комиссия должна проверить обязательно, а часть члены комиссии могут проверить, если сочтут это нужным (ч. 8 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).* Причем способ проверки установленных требований комиссия выбирает сама, так как положения Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ данный вопрос не регулируют. Для этого комиссия может использовать общедоступные базы данных органов власти, реестры и другие официальные источники информации. Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2788от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2734.

Итак, что же нужно проверить? Во-первых, обязательно проверяйте:

1) наличие прав у участника на ведение деятельности по реализации предмета закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

2) отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: до 1 января 2016 года одновременно действуют старый и новый реестры недобросовестных поставщиков. Поэтому до этого момента заказчик вправе установить требование об отсутствии поставщика как в новом, так и в старом реестре (ч. 21 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Старый реестр, который вели до 1 января 2014 года в соответствии с законодательством о размещении заказов, в 2014–2015 гг. продолжает действовать. Он необходим для того, чтобы при проведении закупки заказчик мог избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком.

Новый реестр будет вести ФАС России в соответствии с требованиями статьи 104 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Об этом сказано в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Во-вторых, обязательной проверки комиссии требуют и дополнительные требования, которые в соответствии счастью 2 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ Правительство РФ может предъявлять к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • оборудования и других материальных ресурсов;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Если Правительство РФ установит дополнительные требования, то заказчик обязан извещать о них участниковзакупки, а комиссия должна проверять соответствие участников этим требованиям (ч. 4 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Например, пункт 3 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99предусматривает, что заказчик должен выдвинуть дополнительные требования к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок. В этом случае участники закупки обязаны документально подтвердить наличие у них в собственности (или другом вещном праве) судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов. А также предоставить информацию о том, что за последние три года они оказывали аналогичные услуги на сумму не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Для подтверждения этого они могут представить оригиналы или копии контрактов, выписки из них и акты оказания услуг.

И кстати, комиссия вправе проверять соответствие участника закупки другим единым требованиям, предусмотренным законодательством. Таким как отсутствие:

  • решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решения о приостановлении деятельности участника;
  • недоимки по налогам;
  • судимости за преступления в сфере экономики у руководителя или главного бухгалтера участника закупки;
  • конфликта интересов.

Полный перечень требований приведен в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль