Сдержание недвижимого имущества

31

Вопрос

Подскажите пожалуйста... администрация сельского поселения поставила на счет 101 колонку водозаборную, ливневую канализацию и еще ряд подобных объектов. с 01.01.2015 полномочия по содержанию данных объектов переходят на администрацию муниципального образования. по постановлению 374 администрация муниципального образования может принять эти объекты с пакетом документов (тех.паспорта, кадастровые паспорта, свидетельство о праве собственности на эти объекты и т.д.) Однако указанных документов у поселения нет. Вопрос: правильно ли поставлены объекты на учет на счет 101 или это должен быть счет 108 "Имущество казны"? Тех.паспорта, кадастровые паспорта, свидетельства о праве собственности на эти объекты могло ли сельское поселение их получить, учитывая объекты по сч.101 либо их нужно переводить в состав имущества казны и только тогда получать свидетельства о праве собственности?

Ответ

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:

государственную казну России;

государственную казну субъектов РФ;

муниципальную казну.

Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на него.

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2006 г. № Ф04-7746/2006 (28555-А27-24).

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитываются на аналитических счетах счета 0.108.00.000 "Нефинансовые активы имущества казны".

Право оперативного управления на основные средства - недвижимое имущество подлежит госрегистрации. Поэтому отразить такие объекты на счете 0.101.10.000 "Недвижимое имущество учреждения" можно только после получения регистрационных документов. Это следует из положений статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, пункта 36 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Учитывать недвижимость за балансом во время госрегистрации прав на нее не нужно (ранее такое требование содержалось в прежней редакции Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Таким образом, объекты недвижимого имущества, не могут быть приняты к учету без регистрации права собственности как в казне на счете 108.00, так и в оперативном управлении на счете 101.00.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:

государственную казну России;

государственную казну субъектов РФ;

муниципальную казну.*

По общему правилу учет имущества казны ведут госорганы и органы местного самоуправления, на которые возложены функции управления и распоряжения этим имуществом. При этом полномочия собственника в части имущества казны могут быть переданы иным организациям в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Тогда учет такого имущества является обязанностью этой организации.

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях. Например, порядок ведения реестра собственности в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Кроме того, отношения, связанные с формированием казны города Москвы, содержанием и распоряжением этими объектами, регулируются Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Данным законом также установлен порядок учета объектов, контроля за их состоянием и использованием.

Состав казны

В составе имущества казны учитываются следующие объекты:

нефинансовые активы (недвижимое и движимое имущество, драгоценности и ювелирные изделия, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы);

финансовые активы (вложения в ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале, другие финансовые активы).

Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 к имущественной казне относятся следующие виды имущества:

недвижимое имущество:
– земельные участки;
– здания, строения, нежилые помещения;
– объекты жилищного фонда;
– объекты инженерного и коммунального назначения;
– объекты природопользования;
– объекты движимого имущества, которые в соответствии с законодательством отнесены к недвижимому имуществу;
– иные объекты недвижимого имущества;

движимое имущество:
– акции и доли города в хозяйственных обществах;
– станки и оборудование, машины и механизмы, транспортные средства (за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу);
– архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;
– драгоценные металлы и камни;
– движимые культурные ценности;
– иные объекты движимого имущества.

При этом включению в имущественную казну подлежат объекты:

созданные за счет средств бюджета города Москвы (исключение – объекты, созданные за счет предоставленных городом Москвой средств субвенций, субсидий, в том числе грантов или иной материальной поддержки);

приобретенные городом Москвой на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в состав казны.

Об этом сказано в статье 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53.

Документальное оформление

При поступлении имущества в состав казны оформите акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Это следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).*

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

состав и перечень регистрируемых параметров объектов;

порядок сбора, обработки и актуализации данных;

полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).*

Бухучет НФА

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 0.108.00.000 «Нефинансовые активы имущества казны»:*

0.108.51.000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

0.108.52.000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

0.108.53.000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

0.108.54.000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

0.108.55.000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

0.108.56.000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе должен быть прописан:

четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;

документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);

другие организационные моменты.

По общему правилу НФА в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении, без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить другой порядок (по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н).

Периодичность отражения операций с имуществом казны в бюджетном учете также устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату).

Учет операций по движению имущества казны ведите (в соответствии с содержанием операции) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) или в журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Порядок отражения в учете операций установлен пунктами 141–146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 38Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559.

Поступление НФА

В бюджетном учете операции по приобретению имущества в казну, отразите следующим образом:

Дебет КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330...) Кредит КРБ.1.302.31.730 (КРБ.1.302.33.730, КРБ.1.302.34.730…)
– отражена стоимость имущества, которое приобретено за плату и будет учтено в составе имущества казны;

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.52.310, гКБК.1.108.55.330…) Кредит КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330…)
– приняты в состав имущества казны приобретенные объекты (на основании выписки из реестра, документов, подтверждающих госрегистрацию, и других документов, установленных нормативно-правовым документом).

Такие записи следуют из совокупности норм приведенных в пунктах 73138101 Инструкции 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00106.00108.00302.00). Вместе с тем вышеуказанные проводки следует согласовать с финансовым органом публично-правового образования. Это связано с тем, что в приложении 1 к Инструкции № 162н такая корреспонденция счетов отсутствует (п. 2 Инструкции № 162н).

При поступлении имущества в казну по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения) амортизацию примите к учету в общей сумме, начисленной предыдущим правообладателем (п. 94 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее о начислении амортизации см. Как в бюджетном учете начисляется амортизация по имуществу казны.

В соответствии с Инструкцией № 162н отражение в бюджетном учете операций по принятию имущества в казну, зависит от того, как оно поступает:*

в рамках движения между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС);

в рамках движения между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также от государственных (муниципальных) организаций;

в рамках движения объектов при получении от других организаций, за исключением государственных (муниципальных);

в рамках движения объектов при получении от граждан;

в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов;

в рамках движения объектов при получении от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

в рамках движения объектов при получении от международных финансовых организаций.

Если имущество получено по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), а также в рамках межбюджетной передачи, в учете сделайте проводки:

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КРБ.1.304.04.310 (КРБ.1.304.04.320, КРБ.1.304.04.330…)
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС));

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций);

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.151
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках межбюджетной передачи);

Дебет КРБ.1.304.04.(310, 320) (КДБ.1.401.10.180, КДБ.1.401.10.151) Кредит гКБК.1.104.51.410 (гКБК.1.104.58.410, гКБК.1.104.59.420)
– принята к учету сумма амортизации, начисленной предыдущим правообладателем.

Такие правила установлены пунктами 1938 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета104.00108.00).

Имущество, поступившее в казну по другим основаниям (например, от граждан, бесхозное имущество, от национальных организаций), в учете отразите проводками:

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление объекта в состав имущества казны от граждан, организаций (за исключением государственных и муниципальных);*

Пример отражения в учете поступления имущества в казну

На основании распоряжения главы муниципального образования у казенного учреждения «Альфа» изъято из оперативного управления неиспользуемое оборудование. Учреждение не находится в ведомственной подчиненности органа местного самоуправления, на который возложены полномочия по учету имущества казны.

Уполномоченным органом на основании информации из реестра муниципального имущества, акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и извещения (ф. 0504805) в учете сделана запись:

Дебет гКБК.1.108.52.310 Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление оборудования в рамках межведомственной передачи.

Эльмира Кадырова,

заместитель руководителя Департамента финансов г. Москвы

2. Статья:Имущество в составе казны. Правовые аспекты

Операции по реализации высвобождаемого госимущества учитываются в особом порядке, который установлен для активов, составляющих государственную казну*. Рассмотрим в статье, что в нее входит.

Письмо Минфина России от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040.

Понятие госимущества

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности(федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным округам, автономным областям (собственность субъекта РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется во владении, пользовании и распоряжении за государственными предприятиями и учреждениями согласно статьям 294296 Гражданского кодекса РФ.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214Гражданского кодекса РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Обратите внимание: полномочия собственника имущества казны субъекта РФ принадлежат правительству субъекта РФ, которое, в свою очередь, имеет право делегировать их исполнительному органу субъекта РФ или определенному для выполнения этих целей учреждению в установленном законодательством порядке.

Однако в основном правовой статус казны регулирует региональное законодательство, разрабатываемое на основе вышеупомянутых федеральных норм и принимаемое в качестве закона в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях. Например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне города Москвы» или Областной закон Ленинградской области от 12 мая 2010 г. № 22-оз «О казне Ленинградской области».

В действующем российском законодательстве отсутствует единый закон, устанавливающий порядок поступления, приобретения, выбытия, расходования, содержания и распоряжения имуществом государственной казны.

Однако, исходя из единства федерального законодательства, можно вывести единые правила формирования казны, поступления и выбытия имущества, а также его состав.

Какие активы составляют казну

В состав имущества казны может входить:

недвижимое имущество (земельные участки, здания, строения, нежилые помещения, объекты инженерного и коммунального назначения и природопользования, а также иные объекты, например, морские и речные суда и т. п.);

движимое имущество (акции и доли участия в уставных капиталах хозяйствующих субъектов, станки, оборудование, машины, механизмы, транспортные средства, а также архивные фонды и вещественные источники, драгоценные металлы, природные и драгоценные камни, движимые культурные ценности и т. д.).

Основаниями отнесения имущества к казне являются:

отсутствие закрепления за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении госимущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

отсутствие собственника, либо его отказ от имущества, либо утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в законном порядке приобретено право государственной или муниципальной собственности;

изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;

иные законные основания.

Формирование казны

Формирование имущества казны происходит за счет включения в ее состав объектов:

созданных за счет соответствующего бюджета, за исключением тех, которые созданы за счет средств, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе грантов и материальной поддержки;

приобретенных на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования (дарение, завещание и т. д.);

переданных в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении госсобственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную (например, в результате недавнего изменения границ Москвы и Московской области);

переданных в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

признанных в законодательно установленном порядке бесхозяйными и поступивших в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования;

приобретенных субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с законодательством.

Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на него.*

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль