Освобождение от НДС на услуг в сфере образования

59

Вопрос

В своем ответе Вы указали, что «В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, УЧРЕЖДЕНИЯ освобождаются от НДС при оказании образовательных услуги указанных в лицензии».В подпункте 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ сказано, что не облагаются НДС услуги, оказываемые НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.Как Вы верно подметили, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» делит организации, осуществляющие образовательную деятельность, на ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ и на ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ.При этом подпункт 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ говорит именно про ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ организации.Является ли условие оказания услуг некоммерческими ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ организациями существенным?Есть ли официальные разъяснения или судебная практика о том, что услуги в сфере образования, оказываемые НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБУЧЕНИЕ по реализации программ, указанных в лицензии, освобождаются от НДС?

Ответ

В соответствии с разъяснениями УФНС России по Москве в письме от 08.12.2006 №19-11/108489, льгота по НДС, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ распространяется на организации любой ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии. Таким образом, если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от НДС услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных в пункте 4 статьи 149 НК РФ. Судебная практика о правомерности применения льготы, предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при оказании некоммерческими организациями, осуществляющими обучение по реализации программ, указанных в лицензии, в настоящее время еще не сложилась.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ ОТ 08.12.2006 № 19-11/108489

«Вопрос: Автономная некоммерческая организация, осуществляющая несколько видов деятельности, получила лицензию на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам. Имеет ли организация право на льготу по налогу на добавленную стоимость?*

Ответ:*

Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

При этом согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

На основании пункта 6 статьи 149 НК РФ указанные выше услуги не подлежат налогообложению НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на проведение деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ.

В случае если данные услуги оказывают образовательные учреждения, организации, имеющие образовательные подразделения и осуществляющие профессиональную подготовку, и общественные организации, то такие организации освобождаются от налогообложения НДС, если у них имеется лицензия, полученная на основании Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании".

Данный пункт распространяется на организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии.*

В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) согласно положениям статьи 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Таким образом, если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от НДС услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии)* или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных в пункте 4 статьи 149 НК РФ.»*

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО ОТ 20.01.2012 №№ А07-5440/2011, Ф09-8834/11

«Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Анненковой Г.В.,

судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан (далее - предприятие «Башавтотранс», налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу № А07-5440/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) - Шулепов М.В. (доверенность от 10.01.2012 № 02-38/023330).

Представители предприятия «Башавтотранс», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприятие «Башавтотранс» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 10.02.2011 № 08-15/1252 (далее - решение инспекции).

Решением суда от 06.07.2011 (судья Гималетдинова А.Р.) заявленные требования удовлетворены, решение инспекции признано недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 (судьи Иванова Н.А., Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований отказано.

В кассационной жалобе предприятие «Башавтотранс» просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, в связи с подачей им уточненной налоговой декларации 23.12.2010 камеральная налоговая проверка декларации, представленной в налоговый орган 17.09.2010, должна быть прекращена, в связи с чем вынесение решения инспекции по результатам данной проверки неправомерно. При выявлении ошибочного применения льготы по НДС налоговый орган обязан предложить предприятию «Башавтотранс» представить пояснения. Кроме того, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции неправомерно принят в качестве доказательства протокол допроса главного бухгалтера налогоплательщика.

В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик 17.09.2010 представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за I квартал 2010 года. Стоимость реализованных услуг, не подлежащих налогообложению в представленной декларации, составила 18 307 735 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации составлен акт от 28.12.2010 № 551 и вынесено решение инспекции, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в сумме 518 575 руб. Кроме того, данным решением предприятию начислены пени по НДС в сумме 184 039 руб., предложено уплатить недоимку по данному налогу в сумме 3 295 392 руб.

Основанием привлечения к ответственности, доначисления недоимки и пеней по НДС послужил вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса, поскольку освобождение от налогообложения по реализации услуг в сфере образования предоставляется только некоммерческим организациям, а предприятие «Башавтотранс» таковой не является.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республики Башкортостан от 25.03.2011 № 185/16 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика решение инспекции оставлено без изменений.

Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, предприятие «Башавтотранс» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что налоговым органом нарушены положения п. 2 ст. 87, п. 3 ст. 100п. 8 ст. 101 Кодекса, размер доначислений носит недостоверный характер, так как расчет налоговых обязательств произведен инспекцией без учета поданной 23.12.2010 уточненной налоговой декларации и измененного соотношения операций, подлежащих обложению НДС и освобождаемых от налогообложения.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика в связи с отсутствием совокупности обстоятельств для признания решения инспекции недействительным: незаконность ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.

Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 6571, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.

По правилам ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.*

По ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

На основании подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг,* а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в представленной налогоплательщиком 17.09.2010 уточненной налоговой декларации заявлена льгота, предусмотренная подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса - услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

С учетом того, что само по себе осуществление предприятием «Башавтотранс» образовательного процесса, а также получение лицензии на право осуществлять образовательную деятельность в проверяемом периоде, не меняют правового статуса (организационно-правовую форму) налогоплательщика, суд апелляционной инстанции подтвердил вывод инспекции о неправомерном применении им льготы, предусмотренной подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса.*



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль