СанПиН для коррекционной школы

890

Вопрос

Где найти СанПин для коррекционной школы??? Спасибо.

Ответ

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения СССР,

Главный государственный

санитарный врач СССР

П.Н.БУРГАСОВ

6 марта 1986 г. N 4076-86

Согласовано

Заместитель Министра

просвещения СССР

В.Д.ШАДРИКОВ

28 февраля 1986 года

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И РЕЖИМА

СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ

И УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

1. Общие положения

Для детей школьного возраста, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в системе Министерства просвещения СССР и союзных республик организуются специальные общеобразовательные школы-интернаты.

Указанные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей; допускается пребывание детей на продленном дне, а для детей, не имеющих родителей, - круглогодичное пребывание.

В этих учреждениях, в зависимости от их типа и срока обучения, дети получают образование за курс восьмилетней или средней общеобразовательной школы.

В специальных общеобразовательных школах-интернатах воспитательная, общеобразовательная и профессиональная подготовка проводятся в сочетании с лечебно-восстановительными и оздоровительными мероприятиями, направленными на коррекцию основного дефекта развития, а также восстановление или компенсацию утраченных функций.

Деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих дефекты в физическом и умственном развитии, определяется соответствующими положениями и инструкциями Министерства просвещения СССР.

Зачисление в эти школы-интернаты осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: детский психоневролог, отоларинголог, офтальмолог, психолог, ортопед, логопед, педагог-дефектолог, представители народного образования и здравоохранения.

В случае необходимости и при наличии надлежащих условий при специальных общеобразовательных школах-интернатах разрешается открывать дошкольные отделения и вспомогательные классы для детей с различными сопутствующими дефектами умственного или физического развития.

В соответствии с действующими типовыми положениями, утвержденными Министерством просвещения СССР (1978 - 1979 гг.), специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, подразделяются на следующие типы:

1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

В их составе могут организовываться вспомогательные классы для детей, у которых, помимо двигательных расстройств, наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности.

2. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие в своем составе одно или в зависимости от контингента учащихся два отделения:

1-ое отделение с одиннадцатилетним сроком обучения и подготовительным классом для детей с общим недоразвитием речи;

2-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

При школе-интернате могут быть организованы дошкольные воспитательные группы (старшая и подготовительная) с одно-двухлетним сроком пребывания для детей с нарушением речи.

3. Школы-интернаты для детей с нарушениями зрения:

а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей;

б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слабовидящих детей.

При них могут создаваться дошкольные группы (старшие и подготовительные) с одно-, двухгодичным сроком пребывания, а также вспомогательные классы для слепых и слабовидящих детей, имеющих отклонения в умственном развитии. В случае необходимости в школах-интернатах для слабовидящих детей могут создаваться классы для слепых, а в школах-интернатах для слепых - классы для слабовидящих детей при условии раздельного их обучения.

4. Школы-интернаты для детей с нарушениями слуха:

а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих детей, с подготовительным классом, в которых при наличии соответствующего контингента детей организуются классы для глухих детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, классы для умственно отсталых (в степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4 - 6-летнего возраста с одно-, двух-, трехгодичным сроком пребывания;

б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей, имеющих два отделения;

1-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2-ое отделение с двенадцатилетним сроком обучения для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

При школах-интернатах для слабослышащих и позднооглохших детей могут быть организованы классы для детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых (в степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4 - 6 лет с одно-, двух- и трехгодичным сроком пребывания.

5. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Курс неполной средней школы.

6. Специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития.

Наличие основного дефекта развития оказывает существенное влияние на функциональное состояние всего организма детей и вызывает вторичные сопутствующие отклонения в их психическом, соматическом и физическом развитии:

у детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, помимо двигательных расстройств, чаще всего наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности;

у глухих детей могут отмечаться сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата, а также умственного развития;

у детей слабослышащих и позднооглохших - легкое или глубокое недоразвитие речи, сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата и умственного развития, а также снижение функциональных возможностей зрения;

у слепых и слабовидящих детей - различные отклонения в умственном развитии, ухудшение функции слуха и другие.

Дефекты физического и умственного развития неблагоприятно отражаются на общем состоянии здоровья, показателях физического развития и общей физической подготовке детей. У таких детей, как правило, отмечается общая соматическая ослабленность, снижение обменных процессов и реактивности организма, нарушение двигательной активности, а также быстрая утомляемость и пониженная работоспособность во время учебных занятий и при других видах деятельности, что затрудняет обучение и восстановление нарушенных функций. Все это требует особого внимания к созданию в специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, оптимальных условий среды с учетом специфики каждого типа учреждения. От соблюдения гигиенических требований к устройству, оборудованию и содержанию зданий специальных общеобразовательных школ-интернатов, а также наполняемости классов и воспитательных групп в значительной степени зависит организация правильного воспитания, обучения и лечения детей, успешное проведение восстановительных, оздоровительных и профилактических мероприятий, возможность дифференцированного подхода при их осуществлении.

Общее количество учащихся в школах-интернатах: для детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих - 304 учащихся; для слепых и слабовидящих - 282 учащихся; для умственно отсталых детей - 292 учащихся; для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами - 372 учащихся.

В соответствии с положениями о специальных школах-интернатах и Постановлением Совета Министров СССР N 25 от 5 января 1984 г. установлено следующее количество детей в классах и воспитательных группах в зависимости от профиля учреждения (табл. 1).

Таблица 1

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ И ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

ГРУППАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

┌───────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ Тип школы-интерната │ Кол-во детей в классах и группах │

│ ├─────┬──────────────┬───────────────┤

│ │класс│воспит. группа│вспомогательные│

│ │ │ ├─────┬─────────┤

│ │ │ │класс│ воспит. │

│ │ │ │ │ группа │

├───────────────────────────┼─────┼──────────────┼─────┼─────────┤

│1. Для детей с последствия-│ 12 │12 │5 - 7│ 10 - 12 │

│ми полиомиелита и цере- │ │ │ │ │

│бральными параличами │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│2. Для детей с тяжелыми на-│ 12 │12 │ │ │

│рушениями речи │ │20 (VI - XI) │ │ │

│ │ │ │ │ │

│3. Для слепых и слабовидя- │ 12 │12 │5 - 7│ 10 - 12 │

│щих детей │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│4. Для глухих и слабослыша-│ 12 │12 │5 - 7│ 10 - 12 │

│щих и позднооглохших детей │ │24 - 25 │ │ │

│ │ │(VI - VII) │ │ │

│ │ │ │ │ │

│5. Для умственно отсталых │ 16 │16 │ │ │

│детей │ │20 (VI - VIII │ │ │

│ │ │и IX кл.) │ │ │

│ │ │ │ │ │

│6. Для детей с задержкой │ 20 │- │ │ │

│психического развития │ │ │ │ │

└───────────────────────────┴─────┴──────────────┴─────┴─────────┘

2. Требования к размещению и участку

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, должны размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с нарушениями слуха должны располагаться в наиболее тихих районах населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и проездов, радиостанций, радиорелейных установок-пунктов, чтобы исключить возможность нарушения работы аудиометрической аппаратуры.

При создании специальных дошкольных учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад - школа) на одном участке. Это способствует большей преемственности в воспитании и обучении детей с нарушениями развития. Каждое из этих учреждений должно размещаться в отдельном здании или блоке при строгом соблюдении принципа изоляции детей разного возраста как в зданиях, так и на участке.

При определении общей площади участка, набора площадок и их оборудования необходимо учитывать для каждого типа школы-интерната специфику использования участка как в оздоровительно-восстановительных целях, так и для учебно-профессиональной подготовки. Участки специальных общеобразовательных школ-интернатов требуют более развитого состава игровых площадок, большей площади учебно-опытной зоны, в отдельных случаях расширенного набора площадок для трудового обучения и профессиональной подготовки, специального оборудования и оснащения их. Это прежде всего относится к школам-интернатам для слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей, а также для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Площадь земельного участка не должна быть менее 2,2 - 2,5 га (в зависимости от профиля учреждения).

Плотность застройки участка не должна быть более 20%.

Примерный состав и площади элементов участка для специальных общеобразовательных школ-интернатов разного профиля с учетом специфики их использования приводятся в Приложении 1.

В зависимости от местных условий и вместимости учреждений допускается увеличение количества площадок.

На земельных участках специальных общеобразовательных школ-интернатов должны предусматриваться площадки для встречи родителей с детьми.

При наличии в составе школы-интерната дошкольных групп набор площадок для детей дошкольного возраста и их оборудование должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с недостатками физического и умственного развития (СН 540-81).

При зонировании участка следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами и площадками на участке.

Учебно-опытная зона располагается на расстоянии от здания школы-интерната не менее одной его высоты. Допускается ее разделение аллеями и дорожками.

Игровые площадки для активного и тихого отдыха желательно располагать в непосредственной близости от выходов из учебно-жилых и групповых ячеек здания, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Для дошкольников и школьников с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и умственно отсталых детей непосредственная удобная связь учебно-жилых помещений с площадками на участке является обязательной.

Площадки для тихого отдыха рекомендуется размещать вдали от спортивной зоны и площадок для подвижных игр, разделяя их посадками кустарников и деревьев.

Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный выезд на улицу. Хозяйственные постройки на хозяйственном дворе (хозяйственный корпус, сарай, овощехранилище) рекомендуется строить по типовым проектам.

Во избежание травматизма подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке к площадкам для отдыха, спортивным и учебным не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.

Озеленение участка должно составлять не менее 50% его территории. Категорически запрещается посадка деревьев и кустов с ядовитыми плодами и ягодами, а также колючих кустарников.

Планировка и оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать особенности деятельности и физических возможностей детей с нарушениями развития. Особые требования предъявляются к участкам общеобразовательных школ-интернатов для слепых, слабовидящих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

а) на территории участка школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 град., а ширина их не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха;

б) на участках для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения детей должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка - на высоте 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей: деревья, кустарники, столбы и др.

Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий (к асфальту добавляется гравий). Шероховатая поверхность покрытий служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5 - 15 см). Для выработки ориентации у слепых детей целесообразна посадка деревьев с разным запахом (хвойные, фруктовые и др.). Для слабовидящих детей в качестве ориентира могут высаживаться яркие цветы.

Для физических упражнений и игровой деятельности слепых и слабовидящих детей с целью облегчения овладения пространством, развития свободы и ловкости движений, особенно для проведения восстановительных мероприятий и развития компенсаторных реакций у слепых детей, необходимо устраивать специальные площадки с ограждением ровной утрамбованной или покрытой травой поверхностью. В качестве ограждения таких площадок рекомендуется устраивать канавки шириной 15 - 20 см или, при травяном покрытии, снимать дерн полосой 1 - 1,5 м, а при утрамбованном - обкладывать дерном или засеивать травой.

Заборы, стены, столбы и другие препятствия должны отстоять от границы игровых площадок на расстоянии не менее 2,5 - 3,0 м. Защитная полоса вокруг площадки может быть наклонной (под углом 10 - 12 град., шириной не менее 3,0 - 3,5 м), длина игровой площадки - 10 - 20 м.

Участок специальных школ-интернатов любого профиля должен иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

В вечернее время на территории участка должно быть обеспечено искусственное освещение исходя из нормы в 20 лк на земле при лампах накаливания и 40 лк при люминесцентных лампах.

3. Основные требования к зданию

специальных общеобразовательных школ-интернатов

Строительство новых и реконструкция действующих (старых) специальных школ-интернатов разного типа должны осуществляться по типовым проектам и проектам реконструкции, разработанным в соответствии с заданиями на проектирование, утвержденными Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре (Госгражданстроем) при Госстрое СССР, а также в соответствии с требованиями СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".

По вместимости специальные общеобразовательные школы-интернаты могут быть одно- и двухкомплектными.

Допускается строительство специальных школ-интернатов, кооперированных с детским садом (комплексы), по специальным заданиям на проектирование, утвержденным в установленном порядке и согласованным с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

При строительстве или организации дошкольных групп в составе специальных школ-интернатов наборы площади, а также оборудование участков и помещений должны соответствовать "Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями умственного и физического развития" СН 540-81.

При размещении специальной общеобразовательной школы-интерната на участке и выборе композиционного решения здания необходимо соблюдать требования к ориентации окон учебных, спальных и других помещений по сторонам горизонта, установленные действующими нормами проектирования общеобразовательных школ, школ-интернатов и дошкольных учреждений, а также дополнительные требования, указанные в табл. 2.

Таблица 2

┌──────────────────┬──────────────────────┬──────────────────────┐

│ Помещения │Севернее 45 град. с.ш.│ Южнее 45 град. с.ш. │

│ ├───────────┬──────────┼───────────┬──────────┤

│ │оптимальная│допустимая│оптимальная│допустимая│

├──────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│1. Классная комна-│ Ю, В, Ю-В │не более │ Ю, Ю-В │любая, │

│та │ │25% на Ю-З│ │кроме З │

│ │ │и З │ │и Ю-З │

│ │ │ │ │ │

│2. Кабинет черче- │ С │любая │ С │любая │

│ния │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│3. Лаборатория │ Ю │Ю-В, З │ Ю │В, Ю-В, │

│биологии │ │ │ │Ю-З │

│ │ │

│4. Спальня │ любая, кроме северной части горизонта │

│ │ от 315 град. до 45 град. с.ш. │

│ │ │

│5. Логопедический │ Ю, Ю-В, В │любая, │ Ю, Ю-В │любая, │

│кабинет │ │кроме З, │ │кроме З, │

│ │ │Ю-З │ │Ю-З │

│ │ │ │ │ │

│6. Плеопто-ортоп- │ С │В, С-В, │ С │В, С-З │

│тическая комната, │ │С, С-З │ │ │

│кабинеты врача- │ │ │ │ │

│окулиста, педиат- │ │ │ │ │

│ра, психиатра │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│7. Комната с ван- │ Ю │без огра- │ Ю │без огра- │

│ной для массажа, │ │ничений │ │ничений │

│лечебные комнаты │ │ │ │ │

│для электро- и │ │ │ │ │

│теплолечения, ком-│ │ │ │ │

│наты массажа, фи- │ │ │ │ │

│зиотерапевтический│ │ │ │ │

│кабинет │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│8. Медицинская │ В │то же │ Ю │то же │

│процедурная комна-│ │ │ │ │

│та │ │ │ │ │

└──────────────────┴───────────┴──────────┴───────────┴──────────┘

Примечание. В школах-интернатах для слепых, слабовидящих, а также глухих и слабослышащих детей классные комнаты и другие учебные кабинеты и лаборатории должны иметь только оптимальную ориентацию, учитывая большую нагрузку на зрительный анализатор.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса, а также проведение в условиях учебного учреждения комплекса лечебно-восстановительных мероприятий определяют более сложный состав и большие нормы площади основных помещений, а также особые требования к взаимному их расположению.

Состав и площади помещений специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, принимаются согласно Приложениям 2 и 3.

Конструктивные и объемно-планировочные решения зданий должны учитывать климатические условия районов строительства и функциональное назначение учреждений.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты могут размещаться в одном здании блочного типа, в нескольких корпусах, соединенных теплыми переходами (в I, II, III климатических районах), или в отдельных корпусах (в IV климатическом районе).

Этажность зданий должна учитывать контингент воспитанников школ-интернатов (дефекты физического развития, затрудняющие передвижение, нарушение координации движений, ослабление или отсутствие зрения и др.) и обеспечивать возможность удобной, простой и короткой связи не только внутри здания и в пределах учебно-жилой ячейки, но и с участком. Поэтому, как правило, здания не должны быть выше двух этажей.

Это правило обязательно соблюдается при строительстве школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, а также умственно отсталых.

Для глухих и слабослышащих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство трехэтажных зданий при наличии сложных грунтовых условий и сложного рельефа, а также при реконструкции зданий в затесненной, сложившейся городской застройке. В этих случаях необходимо соответствующее обоснование и согласование с местными органами государственного санитарного надзора. В условиях сложного рельефа рекомендуется устройство непосредственного выхода из первого и второго этажей на уровень планировочной отметки земли.

При организации в специальной общеобразовательной школе-интернате групп дошкольного возраста групповые ячейки должны размещаться в изолированных зданиях или блоках высотой не более двух этажей.

Высота всех помещений (от пола до пола вышележащего этажа), за исключением зальных, должна быть не ниже 3,3 м, а спортивного зала - не менее 6,0 м. Высота актового зала должна обеспечивать возможность нормальной видимости при демонстрации кинофильмов и быть не менее 4,5 м, высота обеденного зала - 3,6 - 4,2 м.

Планировочное решение здания, независимо от профиля школы-интерната, должно обеспечивать четкое деление здания на две основные функциональные группы помещений (учебно-жилую и общешкольную). При этом следует предусматривать удобные и короткие связи между учебно-жилой и общешкольной группой помещений с соблюдением автономности их размещения и эксплуатации, а также возможность проведения общешкольных мероприятий и организации карантина.

Учебно-жилые и общешкольные помещения в зависимости от их назначения следует располагать в самостоятельных блоках. Учебно-жилые блоки не допускаются проходные, они должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума, пыли, запаха, и иметь удобные связи с общешкольными помещениями и участком.

Помещения, режим использования которых сопровождается шумом и может причинять беспокойство проживающим детям и мешать или нарушать работу педагогического, медицинского или административного аппарата (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные, учебно-производственные мастерские и др.), нельзя размещать смежно, а также над и под спальными комнатами, учебными, лечебно-диагностическими помещениями.

К группе учебно-жилых относятся помещения для учебных занятий (классы), отдыха (рекреация, гостиные), сна (спальни), санитарные узлы, комната для чистки одежды и обуви, комната дежурного воспитателя, подсобные и другие помещения, в зависимости от профиля учреждения и возраста детей.

Учебные и жилые помещения в специальных школах-интернатах рекомендуется группировать по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу, в зависимости от комплектации классов и воспитательских групп: для учащихся-воспитанников подготовительных классов, для I - III или I - IV; IV - VIII и V - VIII; IX - X, IX - XI или IX - XII классов.

Допускается объединять в учебно-жилые ячейки помещения (учебные, рекреации, спальни, санитарные узлы и др.) для одной подготовительной группы, двух классных групп I - III или I - IV классов, двух-трех групп IV - VIII классов или двух-четырех для V - VIII и IX - XII классов.

Учебно-жилые ячейки для воспитанников разных возрастных групп должны быть не проходными, изолированными друг от друга и от общешкольных помещений.

Планировка учебно-жилых ячеек должна предусматривать удобные и короткие связи между классами, рекреационными и спальными помещениями, чтобы максимально сократить затраты времени на переходы, сохранить силы детей и время для их отдыха, облегчить наблюдение воспитателей за детьми, создать подобие домашней обстановки. Все это особенно важно для детей, имеющих дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Помещения учебно-жилых ячеек начальных классов следует размещать в отдельном блоке в пределах одного этажа, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Учебно-жилые помещения для воспитанников среднего и старшего возраста должны иметь более четкое отделение учебных секций от спальных помещений (в пределах одного или двух этажей); спальные помещения для мальчиков и девочек размещаются в разных блоках или на разных этажах (примерный состав и площади учебно-жилых помещений для воспитанников I - IV; V - VIII и IX - XII классов приведены в Приложениях 2 и 3).

Группа общешкольных помещений должна включать: учебные кабинеты и лаборатории, которые рекомендуется группировать в специальные учебные секции и размещать в отдельном блоке, но в удобной связи со спальными помещениями для воспитанников среднего и старшего возраста; помещения для трудовой и профессиональной подготовки; спортивный зал; актовый зал; пищеблок-столовую; библиотеку - читальный зал; кружковые комнаты; медицинские помещения; административно-хозяйственные помещения.

Учебные помещения. Площади и конфигурация учебных помещений (классов, кабинетов и лабораторий) должны обеспечивать правильную расстановку мебели и оборудования, благоприятные условия для зрительной работы учащихся (нормируемые уровни естественного освещения и угол рассматривания), условия для правильной организации педагогического процесса - в зависимости от профиля учреждения.

Площадь учебных помещений в специальных общеобразовательных школах-интернатах разного профиля должна приниматься из расчета на одного учащегося от 2,0 до 3,5 кв. м:

для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития - 2,2 кв. м;

для детей с последствиями полиомиелита и с церебральными параличами - 3,5 кв. м;

для всех остальных детей - 3,0 кв. м.

Во всех специальных общеобразовательных школах-интернатах необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий учащихся из расчета не менее 4,0 кв. м на одного воспитанника, размещаемые в группе учебно-жилых помещений.

В зависимости от профиля в специальных школах-интернатах должны предусматриваться следующие дополнительные кабинеты:

для глухих, слабослышащих и с тяжелыми нарушениями речи - слуховой кабинет для фронтальных работ и кабинеты для индивидуальной работы учителя с учеником по развитию слуха и обучению произношения; кабинет для музыкально-ритмических занятий с зеркальной стеной и хореографическими станками;

для умственно отсталых детей - логопедические кабинеты;

для слепых и слабовидящих детей - логопедический и лингафонный кабинеты, кабинеты машинописи, электротехники, лепки и рельефного рисунка, комнаты для индивидуальных занятий музыкой.

Входные двери в классы, кабинеты, лаборатории и аудитории следует делать однопольными и располагать со стороны стола учителя, что особенно важно для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта.

Все учебные и жилые помещения должны иметь сквозное проветривание.

Рекреации-гостиные в учебно-жилых ячейках и в учебных секциях следует предусматривать зального типа из расчета не менее 1,0 кв. м на одного учащегося.

Спальные помещения. Спальные помещения располагаются в учебно-жилых ячейках для учащихся начальных классов или группируются в самостоятельные спальные секции по возрастному принципу. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков и девочек, независимо от возраста.

Для всех типов специальных школ-интернатов спальни рассчитываются на 4 человека независимо от возраста детей.

Площадь спален принимается из расчета 4,5 кв. м на одного воспитанника в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами и 4,0 кв. м - для детей всех остальных типов специальных школ-интернатов.

При спальных помещениях предусматриваются умывальные, уборные, комнаты личной гигиены девочек, душевые, комнаты для чистки одежды и обуви.

Для организации сна на воздухе целесообразно предусматривать веранды, рассчитанные на 50% воспитанников, площадью из расчета 3,0 кв. м на одно место. Веранды могут использоваться также для прогулок во время перемен, поэтому они должны располагаться вблизи рекреаций и классов.

Помещения для трудового обучения. Для детей с недостатками физического и умственного развития трудовое обучение имеет не только учебное и оздоровительное, но и психологическое значение - оно подготавливает их к самостоятельной жизни, к общественно полезному труду.

Трудовое обучение и профессиональная подготовка проводятся на базе мастерских и участке школы-интерната, а при наличии соответственных возможностей и на базе промышленных предприятий и сельскохозяйственных ферм.

В специальных школах-интернатах для трудового обучения воспитанников начальных классов (I - III и I - IV) предназначается мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся младших классов, которая размещается в блоке или вблизи блока учебно-жилых помещений; для воспитанников V - VIII и IX - XII классов предусматриваются мастерские, набор которых зависит от профиля школы-интерната. Помимо мастерских по обработке дерева и металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные, переплетные, трикотажные, штамповочные и др., а также кабинеты профессиональной ориентации. Назначение мастерских может быть изменено в зависимости от профиля учреждения, от местных условий и наличия соответствующей производственной и сельскохозяйственной базы. При устройстве и оборудовании мастерских или при организации трудового обучения и профессиональной подготовки на других базах следует руководствоваться: СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"; Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1 - 7 классов (утв. Минздравом СССР 22 февраля 1985 г. N 3216-85); Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и в цехах базовых предприятий (утв. Минздравом СССР 22 февраля 1985 г. N 3215-85); "Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся", утвержденными Министерством просвещения СССР 23 июня 1971 г. Учебные мастерские должны размещаться в отдельном блоке, иметь удобную связь с учебными помещениями и с участком:

мастерские со станочным оборудованием располагаются только на первом этаже, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу;

инструментальная размещается смежно с мастерскими по обработке дерева и металла;

при расстановке оборудования следует учитывать, что примерное расстояние между рядами (проходы вдоль мастерской) должно быть не менее 130 см (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рекомендуется до 170 см), между станками - не менее 80 см; между станками и верстаками - 90 см; от верстаков и станков до стены - не менее 50 см; в столярной мастерской между верстаками - не менее 80 см.

В каждой мастерской необходимо устанавливать умывальники с подводкой горячей и холодной воды.

Мастерские оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и современными местными пылеуловителями и вытяжными приспособлениями.

Спортивный зал.

Все специальные школы-интернаты для организации различных форм физического воспитания, независимо от вместимости, должны иметь спортивный зал площадью не менее 162 кв. м (9 x 18) и кабинеты или залы для лечебной физкультуры при медицинском блоке; в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения (на 282 места), учитывая особенности педагогического процесса, предусматривается гимнастический зал площадью 282 кв. м (12 x 24) для занятий по физкультуре, ритмике, для развития двигательной и слуховой ориентации у детей (Приложения 2 - 3).

Спортивный зал размещается на первом этаже здания и предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь со спортивной зоной на участке.

Раздевальные и душевые при зале, раздельные для мальчиков и девочек, должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с залом и оборудоваться шкафчиками с раздвижными дверцами или вешалками для одежды и защитными щитами-экранами у входных дверей высотой 1,75 м. При раздевальной должен быть санитарный узел.

При спортзале предусматривается снарядная, в случае необходимости, двухсветовая для хранения спортивного подвесного оборудования. Пол снарядной должен быть на одном уровне с полом зала, без порога.

В специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей планировка и оборудование гимнастического зала должны учитывать особенности ориентации детей с нарушением зрения, необходимость обучения их правильным навыкам ходьбы, в связи с чем следует предусматривать:

- разделение зала на две зоны: меньшую - "снарядную" или гимнастическую для занятий на снарядах и большую - основную для игровой деятельности; во избежание дезориентировки детей снаряды фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на 6 - 7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной части зала должен иметь однородную структуру покрытия;

устройство вибрирующей полосы настила части пола по периметру вдоль стен зала и для разделения зала между двумя зонами; вибрирующая полоса


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.45%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.16%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.35%
  • Над налоговой отчетностью 24.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль