Правомерность замечаний проверяющих

32

Вопрос

Автономным учреждением, в рамках выполнения муниципального задания, заключен договор на оказание услуг по уборке здания на период с 01.01.15 по 31.12.15, но при проведении проверки в мае 2015г КРУ зафиксировало актом отсутствие представителя поставщика на объекте и договор признан неисполняемым. На основании этого годовая сумма контракта признана нецелевым использованием бюджетных средств и сумму контракта в годовом объеме предписано возместить в бюджет, несмотря на то что договор еще исполняется сторонами, а оплата произведена была только за 4 месяца. В каком порядке можно оспорить предписание?

Ответ

Вы можете оспорить предписание, если докажете, что представители Исполнителя действительно присутствовали в эти дни и производили уборку помещений. Из текста договора следует, что конкретное время нахождения представителей Исполнителя в течение рабочего дня не определено. Поэтому возможно, что уборка производилась рано утром или вечером, по окончанию рабочего дня. Поэтому контролеры не могли видеть исполнение обязательств по договору.

О том, что может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств, рассказано в статье 1.Следует отметить, что исходя из описанной в вопросе ситуации наиболее верно квалифицировать действия учреждения (в случае, если не сможете доказать добросовестное исполнение контрагентом своих обязательств по договору)как неэффективное использование бюджетных средств. Подробнее об этом- в рекомендации 2.

Обоснование
 

1.Из статьи

Контроль целевого использования средств

Принцип целевого расходования выделенных средств закреплен не только в Бюджетном кодексе РФ, но и в Законе о контрактной системе, однако неоднозначность трактовки законодательства часто приводит к спорам в суде*. Поговорим о том, как учреждение может проверить себя в конце года, чтобы избежать проблем.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2014 г. № 15АП-5358/2014.

Как безопаснее трактовать законодательство

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный Бюджетным кодексом РФ, означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Но в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, после перечисления в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения эта субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. То есть на эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Однако, согласно статье 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» Кодекса РФ об административных правонарушениях, субъектами нарушения являются не только получатели бюджетных средств, но и иные организации, в том числе и бюджетные учреждения.

Такая трактовка нормы позволяет сделать вывод о том, что и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, и субсидии на иные цели для автономных и бюджетных учреждений, и бюджетные инвестиции законодатель относит к бюджетным средствам. А следовательно, ответственность за нецелевое использование средствк бюджетным учреждениям применяется.*

Что признают нецелевым использованием

В отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при направлении средств на цели, не предусмотренные планом ФХД (письмо Минфина России от 8 ноября 2012 г. № 02-11-08/4694). В связи с этим контролирующие органы проверяют, осуществляются ли расходы:

1) согласно Указаниям о порядке применения КОСГУ (если они были предусмотрены при определении размера нормативных затрат);

2) в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии, плана ФХД и порядка применения КОСГУ (если они не были предусмотрены при определении размера нормативных затрат).

Другими словами, у проверяющих не будет достаточных оснований квалифицировать расходы в качестве нецелевого использования субсидии, если:

  • задание выполнено качественно, в полном объеме;
  • осуществление расходов не нарушает каких-либо положений соглашения о предоставлении субсидии и плана ФХД;
  • соблюдены Указания о порядке применения КОСГУ (действующие в 2014 году утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Расходы бюджетного учреждения могут быть квалифицированы проверяющими органами в качестве нецелевого использования бюджетных средств в таких случаях:*

1) документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, не предусмотрена принципиальная возможность осуществления тех или иных расходов;

2) расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации не соблюдались действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации и документы, служащие основанием для получения бюджетных средств. › |

› | Если расходы бюджетного учреждения проверяющими будут квалифицированы в качестве нецелевого использования средств субсидии, то при возврате таких сумм в бюджет необходимо руководствоваться порядком, определенным в соглашении о предоставлении субсидии.*

Анализ арбитражной практики

До настоящего времени окончательно не сложилась практика привлечения бюджетных учреждений к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.* Рассмотрим несколько таких судебных решений.

В постановлении от 21 мая 2013 г. № А74-4717/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым. Требование о наличии медицинского сертификата у сотрудника имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением норм лицензионного законодательства.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 31 января 2013 г. № А27-10241/2012сделал вывод, что несвоевременное повышение квалификации не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств. Суд отметил, что несвоевременное повышение квалификации не говорит о неисполнении медицинскими работниками своих функций в рамках программ ОМС и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 января 2013 г. № А82-23/2012рассматривалась выплата работникам учреждения надбавок за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда без проведения аттестации рабочих мест. Она была признана нецелевым использованием средств.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 5 мая 2010 г. № 07АП-3097/10 указал: состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считается законченным в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения. Причем независимо от наступления вредных последствий.

В постановлении от 28 февраля 2012 г. № Ф03-335/2012 ФАС Дальневосточного округа рассматривал неправомерную оплату командировочных расходов. Арбитры определили, что фактические обстоятельства, с которыми законодатель связывает предоставление госгарантии своему работнику в виде оплаты проезда из командировки, не наступили, в связи с чем имеет место нецелевое использование средств. Требование учреждения о признании предписания Росфиннадзора недействительным суд отклонил.

Важно запомнить
Мероприятия внутреннего контроля надо проводить своевременно.

Т.И. Фисенко, главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 12, ДЕКАБРЬ 2014

2.Из рекомендации

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств.* То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия:*

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;*
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата* (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 иопределение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

Органы Росфиннадзора очень часто расценивают авансовые платежи и особенно просроченную дебиторскую задолженность как признак нерезультативности. Однако суды полагают, что сам по себе факт авансирования не является нарушением эффективного использования бюджетных средств. В случае отсутствия каких-то иных доказательств неэффективности при авансировании судьи выносят решения не в пользу проверяющих (постановление ФАС Поволжского округа от 18 июня 2009 г. № А57-14429/2008).*

Но если контролеры докажут, что имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не использовалось (имущество простаивало или для него отсутствовало применение), то обвинения в неэффективном использовании избежать не удастся. В этом случае суды всегда поддерживали предписания органов Росфиннадзора (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2013 г. № А78-8980/2012 и Дальневосточного округа от 14 ноября 2012 г. № Ф03-4954/2012).

Ответственность

Неэффективное использование бюджетных средств способно принести больше ущерба, чем нецелевое. Однако в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена.*

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (ст. 12 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но за неэффективное использование бюджетных средств они могут быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192Трудового кодекса РФ. Для этого необходимо включить в трудовой договор обязанность по обеспечению эффективного и экономного использования бюджетных средств. При этом термин «неэффективность в использовании бюджетных средств» должен быть ясно описан в трудовом договоре, так чтобы не возникало его субъективного толкования при назначении взыскания.

Также необходимо помнить, что контролирующие органы в любом случае могут вынести учреждению предписание об устранении найденных нарушений неэффективного использования бюджетных средств. В тех условиях, когда четких критериев эффективности законодательство не устанавливает, учреждениям придется руководствоваться предписаниями органов государственного финансового контроля либо сложившейся судебной практикой.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль