Правомерность замечаний проверяющих

36

Вопрос

Автономным учреждением, в рамках выполнения муниципального задания, заключен договор на оказание услуг по уборке здания на период с 01.01.15 по 31.12.15, но при проведении проверки в мае 2015г КРУ зафиксировало актом отсутствие представителя поставщика на объекте и договор признан неисполняемым. На основании этого годовая сумма контракта признана нецелевым использованием бюджетных средств и сумму контракта в годовом объеме предписано возместить в бюджет, несмотря на то что договор еще исполняется сторонами, а оплата произведена была только за 4 месяца. В каком порядке можно оспорить предписание?

Ответ

Вы можете оспорить предписание, если докажете, что представители Исполнителя действительно присутствовали в эти дни и производили уборку помещений. Из текста договора следует, что конкретное время нахождения представителей Исполнителя в течение рабочего дня не определено. Поэтому возможно, что уборка производилась рано утром или вечером, по окончанию рабочего дня. Поэтому контролеры не могли видеть исполнение обязательств по договору.

О том, что может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств, рассказано в статье 1.Следует отметить, что исходя из описанной в вопросе ситуации наиболее верно квалифицировать действия учреждения (в случае, если не сможете доказать добросовестное исполнение контрагентом своих обязательств по договору)как неэффективное использование бюджетных средств. Подробнее об этом- в рекомендации 2.

Обоснование
 

1.Из статьи

Контроль целевого использования средств

Принцип целевого расходования выделенных средств закреплен не только в Бюджетном кодексе РФ, но и в Законе о контрактной системе, однако неоднозначность трактовки законодательства часто приводит к спорам в суде*. Поговорим о том, как учреждение может проверить себя в конце года, чтобы избежать проблем.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2014 г. № 15АП-5358/2014.

Как безопаснее трактовать законодательство

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный Бюджетным кодексом РФ, означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Но в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, после перечисления в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения эта субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. То есть на эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Однако, согласно статье 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» Кодекса РФ об административных правонарушениях, субъектами нарушения являются не только получатели бюджетных средств, но и иные организации, в том числе и бюджетные учреждения.

Такая трактовка нормы позволяет сделать вывод о том, что и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, и субсидии на иные цели для автономных и бюджетных учреждений, и бюджетные инвестиции законодатель относит к бюджетным средствам. А следовательно, ответственность за нецелевое использование средствк бюджетным учреждениям применяется.*

Что признают нецелевым использованием

В отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при направлении средств на цели, не предусмотренные планом ФХД (письмо Минфина России от 8 ноября 2012 г. № 02-11-08/4694). В связи с этим контролирующие органы проверяют, осуществляются ли расходы:

1) согласно Указаниям о порядке применения КОСГУ (если они были предусмотрены при определении размера нормативных затрат);

2) в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии, плана ФХД и порядка применения КОСГУ (если они не были предусмотрены при определении размера нормативных затрат).

Другими словами, у проверяющих не будет достаточных оснований квалифицировать расходы в качестве нецелевого использования субсидии, если:

  • задание выполнено качественно, в полном объеме;
  • осуществление расходов не нарушает каких-либо положений соглашения о предоставлении субсидии и плана ФХД;
  • соблюдены Указания о порядке применения КОСГУ (действующие в 2014 году утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Расходы бюджетного учреждения могут быть квалифицированы проверяющими органами в качестве нецелевого использования бюджетных средств в таких случаях:*

1) документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, не предусмотрена принципиальная возможность осуществления тех или иных расходов;

2) расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации не соблюдались действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации и документы, служащие основанием для получения бюджетных средств. › |

› | Если расходы бюджетного учреждения проверяющими будут квалифицированы в качестве нецелевого использования средств субсидии, то при возврате таких сумм в бюджет необходимо руководствоваться порядком, определенным в соглашении о предоставлении субсидии.*

Анализ арбитражной практики

До настоящего времени окончательно не сложилась практика привлечения бюджетных учреждений к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.* Рассмотрим несколько таких судебных решений.

В постановлении от 21 мая 2013 г. № А74-4717/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым. Требование о наличии медицинского сертификата у сотрудника имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением норм лицензионного законодательства.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 31 января 2013 г. № А27-10241/2012сделал вывод, что несвоевременное повышение квалификации не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств. Суд отметил, что несвоевременное повышение квалификации не говорит о неисполнении медицинскими работниками своих функций в рамках программ ОМС и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 января 2013 г. № А82-23/2012рассматривалась выплата работникам учреждения надбавок за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда без проведения аттестации рабочих мест. Она была признана нецелевым использованием средств.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 5 мая 2010 г. № 07АП-3097/10 указал: состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считается законченным в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения. Причем независимо от наступления вредных последствий.

В постановлении от 28 февраля 2012 г. № Ф03-335/2012 ФАС Дальневосточного округа рассматривал неправомерную оплату командировочных расходов. Арбитры определили, что фактические обстоятельства, с которыми законодатель связывает предоставление госгарантии своему работнику в виде оплаты проезда из командировки, не наступили, в связи с чем имеет место нецелевое использование средств. Требование учреждения о признании предписания Росфиннадзора недействительным суд отклонил.

Важно запомнить
Мероприятия внутреннего контроля надо проводить своевременно.

Т.И. Фисенко, главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 12, ДЕКАБРЬ 2014

2.Из рекомендации

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств.* То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия:*

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;*
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата* (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 иопределение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

Органы Росфиннадзора очень часто расценивают авансовые платежи и особенно просроченную дебиторскую задолженность как признак нерезультативности. Однако суды полагают, что сам по себе факт авансирования не является нарушением эффективного использования бюджетных средств. В случае отсутствия каких-то иных доказательств неэффективности при авансировании судьи выносят решения не в пользу проверяющих (постановление ФАС Поволжского округа от 18 июня 2009 г. № А57-14429/2008).*

Но если контролеры докажут, что имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не использовалось (имущество простаивало или для него отсутствовало применение), то обвинения в неэффективном использовании избежать не удастся. В этом случае суды всегда поддерживали предписания органов Росфиннадзора (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2013 г. № А78-8980/2012 и Дальневосточного округа от 14 ноября 2012 г. № Ф03-4954/2012).

Ответственность

Неэффективное использование бюджетных средств способно принести больше ущерба, чем нецелевое. Однако в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена.*

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (ст. 12 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но за неэффективное использование бюджетных средств они могут быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192Трудового кодекса РФ. Для этого необходимо включить в трудовой договор обязанность по обеспечению эффективного и экономного использования бюджетных средств. При этом термин «неэффективность в использовании бюджетных средств» должен быть ясно описан в трудовом договоре, так чтобы не возникало его субъективного толкования при назначении взыскания.

Также необходимо помнить, что контролирующие органы в любом случае могут вынести учреждению предписание об устранении найденных нарушений неэффективного использования бюджетных средств. В тех условиях, когда четких критериев эффективности законодательство не устанавливает, учреждениям придется руководствоваться предписаниями органов государственного финансового контроля либо сложившейся судебной практикой.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль