Снятие вредности по результатам аттестации рабочих мест

226

Вопрос

В организации новое цифровое ренгеноборудование. Можем ли мы рассмотреть вопрос о снятии вредности с ренгенолога при аттестации рабочего места?

Ответ

Если по результатам аттестации рабочих мест работников установлен факт обеспечения на этих местах безопасных условий труда, то в соответствии с ч.4.ст.219 ТК РФ с работодателя снимается обязанность по предоставлению таким работникам компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда (ст.164 ТК РФ).

Эта норма фактически является основанием для изменения условий трудового договора. С одной стороны, работодатель, понесший затраты для обеспечения работнику безопасных условий труда, получает законную возможность снизить свои расходы на оплату труда этого работника. С другой стороны, работник, осуществляющий трудовую деятельность в безопасных условиях, лишается льгот, установленных законодателем для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Поскольку такое основание для изменения трудового договора действующим ТК РФ не предусмотрено, работодателям следует обратить внимание на положения ст.74 ТК РФ. Если условия трудового договора по причинам, связанным с изменением технологических условий труда (например, использование цифрового оборудования), не могут быть сохранены, то они подлежат изменению по инициативе работодателя при условии уведомления о них работника не позднее чем за 2 месяца до их введения.

Обоснование
 

Из рекомендации

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • *изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*

Ответственность

Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организации.

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

Оформление результатов

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*

Использование результатов оценки

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», №12, декабрь 1014

Минтруд уточнил, как проводить спецоценку

О.Д. Елисеева, эксперт по трудовому праву

На официальном сайте Минтруда России размещены ответы на частые вопросы, возникающие при проведении специальной оценки условий труда (информация от 28 октября 2014 года). Проанализируем те из них, которые касаются бюджетных учреждений как работодателей.

Если выявлено профзаболевание

Проведение спецоценки регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Она действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Причем по окончании данного срока он может быть продлен еще на пять лет. Но это возможно только при отсутствии в периоде действия декларации (ч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (кроме произошедших по вине третьих лиц);
  • случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

При наступлении на рабочем месте указанных обстоятельств действие декларации в отношении его прекращается и назначается внеплановая спецоценка условий труда.*

А надо ли проводить спецоценку на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при установлении профессионального заболевания на рабочем месте, не входящем в состав декларируемых? Минтруд России считает, что не надо, поскольку профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

Компенсации на основании ранее проведенной аттестации

С 2014 года Трудовой кодекс РФ предусматривает дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ). При этом условия труда на рабочих местах относятся к вредным или опасным на основании результатов спецоценки в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ.

До 1 января 2014 года гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, утратившим силу с 11 августа 2014 года. Возникает вопрос: как быть, если работникам установлены компенсации на основании данного постановления по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 2014 года? Минтруд России ответил следующее.

Виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) сотрудникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться. Но только до улучшения условий труда на данных рабочих местах, что должно быть подтверждено результатами специальной оценки условий труда. › |

› | Результаты ранее выполненной аттестации действуют в течение пяти лет со дня ее завершения, за исключением случаев, требующих проведения внеплановой спецоценки условий труда (ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

То есть пересмотр предоставляемых таким работникам компенсаций возможен по результатам спецоценки. При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.*

Что касается граждан, принятых на работу в 2014 году, компенсации им устанавливаются в соответствии с законодательством, действующим с 1 января 2014 года.

Если на месте, прошедшем оценку, трудится новый сотрудник

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее – Методика). Отчет о проведении специальной оценки условий труда (приложение № 3 к Методике) включает карту специальной оценки условий труда. По строке 021 данной карты указывается СНИЛС работников. Однако может так случиться, что на момент проведения спецоценки на рабочем месте трудился один человек, но потом на его место пришел новый сотрудник. Нужно ли в такой ситуации исправлять СНИЛС в карте специальной оценки условий труда?

Специалисты Минтруда России пояснили следующее. Если на рабочее место, на котором ранее уже прошла спецоценка, принят новый работник, то внесенный в карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае выполнения очередной или внеплановой спецоценки. При этом в карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

Иными словами, учреждению не нужно вносить изменения в утвержденный отчет о проведении спецоценки (в раздел с картой специальной оценки условий труда).

3.Дополнительно по этой теме: Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н

«Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом»

https://www.gosfinansy.ru/?utm_source=www.budgetnik.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/99/420240090/ZAP26B43FU/?step=11



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль