Учет тахографа

74

Вопрос

Транспортное средство оснастили цифровым тахографом(контрольное устройство "ШТРИХ-ТахоRUS" исп. 18, Глонасс/GPS, Акселерометр, СКЗИ). Исполнитель установил аппаратуру с использованием своего оборудования и настроил это оборудование под конкретный автомобиль. Будет ли это расцениваться как удорожание транспортного средства или учитывать самостоятельно это оборудование?

Ответ

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Тахограф представляет собой контрольный бортовой прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля и регистрации таких параметров как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. Как правило, приборы учета относят к материальным запасам, так как они выполняют свои функции только в составе комплекса (в данном случае после установки тахографа в транспортное средство), а не самостоятельно. Следовательно, они не признаются отдельными инвентарными объектами (п. 41, 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Вместе с тем, учитывая предназначение, сроки и порядок использования тахографа, учреждение может принять решение об отнесении указанного прибора к основным средствам. При принятии решения в данной ситуации учреждение может также руководствоваться методологией, доведенной до него учредителем (главным распорядителем бюджетных средств). Кроме того, расходы на установку тахографа могут быть также отнесены на увеличение первоначальной стоимости транспортного средства при условии отнесения указанных работ к дооборудованию. В настоящее время в законодательстве нет четкого перечня работ (услуг), которые относятся к дооборудованию. Соответственно, решение об отнесении конкретных работ, услуг к дооборудованию учреждение должно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике. В этом случае принятое решение будет обязательно для выполнения как самим учреждением, так и проверяющими. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минфина России в частных разъяснениях.

Обоснование
 

Из приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36

Об утверждении требований к тахографам,устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (с изменениями на 17 декабря 2013 года)

Приложение N 1

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

I. Общие положения

1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

2. В состав тахографа входит бортовое устройство и следующие внешние компоненты:

1) карты тахографа (далее - карты);

2) датчик движения;

3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);

4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.*

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;*

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на приобретение и установку электросчетчика (теплосчетчика и т. д.)

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов, а именно от того:

к какой группе нефинансовых активов учреждение относит счетчик;

с какой целью учреждение приобретает счетчик: для первоначальной установки или замены ранее установленного.

Отнесение материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам относится к компетенции учреждения.

По общему правилу счетчики относятся к контрольно-измерительным приборам, которые учитываются в составе материальных запасов (п. 99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Кроме того, счетчик выполняет свои функции только после установки в зданиях (коммунальных сетях), а не самостоятельно. Поэтому он не является обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов и не признается отдельным инвентарным объектом. Такой вывод следует из пунктов 4145 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Следовательно, счетчики целесообразно учитывать в составе материальных запасов.

Вместе с тем, учитывая предназначение, сроки и порядок использования счетчиков, учреждение может принять другое решение. При принятии решения в данной ситуации учреждение может также руководствоваться методологией, доведенной до него учредителем (главным распорядителем бюджетных средств). Порядок принятия к учету счетчиков пропишите в учетной политике учреждения. Ответственность за правильность принятого решения несет учреждение. Такой вывод подтверждает письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 02-05-11/3866.*

Если учреждение относит счетчики к материальным запасам, расходы распределите по статьям (подстатьям) КОСГУ следующим образом.

1. При первоначальной установке:

если учреждение самостоятельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отразите по статье КОСГУ 340«Увеличение стоимости материальных запасов», расходы на последующую установку – по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги»;

если подрядчик устанавливает счетчик с использованием своего оборудования в рамках договора на установку (монтаж), расходы отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».*

2. В случае замены ранее установленного счетчика:

если учреждение самостоятельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отразите по статье КОСГУ 340«Увеличение стоимости материальных запасов», расходы на последующую установку – по подстатье КОСГУ 225«Работы, услуги по содержанию имущества»;

если подрядчик меняет счетчик с использованием своего оборудования в рамках договора на установку (ремонт), расходы отразите по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Если учреждение относит счетчики к основным средствам, расходы распределите в следующем порядке (независимо от того, с какой целью учреждение приобретает счетчик – для первоначальной установки или замены ранее установленного):

если заключен один договор на приобретение и установку счетчика, расходы отразите по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

если учреждение самостоятельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отнесите на статью КОСГУ 310«Увеличение стоимости основных средств», расходы на последующую установку – на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Такой вывод следует из положений раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.*

Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS)


Ответ на этот вопрос зависит от вида приобретаемого оборудования.

В рамках оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) на транспортные средства устанавливают клиентский (абонентский) модуль системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (навигационное оборудование). Такой модуль может быть как автономным оборудованием, так и встраиваться в транспортное средство.

Если клиентский модуль представляет собой автономное оборудование, то в бухучете его целесообразно отнести к основным средствам и оплатить по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Объясняется это так.

Клиентский модуль (как автономное оборудование) не встраивается в транспортное средство и является отдельным инвентарным объектом. Он представляет собой навигационное оборудование. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) средства навигационные относятся к группе «Средства радиолокационные метеоразведки, навигационные, геофизические» (код по ОКОФ – 14 3221020). По Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, такое оборудование включается в третью амортизационную группу (код по Классификации – 14 3221000). Соответственно, срок полезного использования модуля составляет пять лет.*

Основным критерием принадлежности имущества к категории основных средств в бухучете является срок его полезного использования. Если этот срок превышает 12 месяцев, имущество может быть отнесено к основным средствам. Поскольку для клиентского модуля срок полезного использования составляет пять лет, его нужно включить в состав основных средств (при соблюдении прочих условий) (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Поэтому в этом случае расходы на оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации отразите постатье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Если клиентский модуль ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) встраивается в транспортное средство, он выполняет свои функции (в частности, определение местоположения транспорта) только в составе комплекса (после его установки в транспортное средство), а не самостоятельно. Следовательно, он не признается отдельным инвентарным объектом (п. 4145 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом выбор статьи (подстатьи) КОСГУ будет зависеть от условий договора.

Если подрядчик устанавливает аппаратуру с использованием своего оборудования в рамках договора на установку (монтаж), расходы отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Если учреждение-заказчик самостоятельно приобретает аппаратуру, то расходы по статьям (подстатьям) КОСГУ распределите следующим образом:

приобретение аппаратуры – по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н);

последующую установку (монтаж) аппаратуры – по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).*

При этом дальнейшее обновление программного обеспечения, установленного в клиентском модуле, нужно отражать по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Ситуация: По какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на установку (монтаж) автосигнализации и автомагнитолы


Ответ на этот вопрос зависит от условий договора.

Если подрядчик устанавливает автосигнализацию и автомагнитолу с использованием своего оборудования в рамках договора на установку (монтаж), расходы отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Если учреждение-заказчик самостоятельно приобретает автосигнализацию и автомагнитолу, то расходы по статьям (подстатьям) КОСГУ распределите в следующем порядке:

приобретение автосигнализации и автомагнитолы – статья КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Объясняется это тем, что автосигнализация и автомагнитола выполняют свои функции (воспроизведение музыки, защита автомобиля) только в составе комплекса (после установки в салон автомобиля), а не самостоятельно. Следовательно, автосигнализация и автомагнитола не признаются отдельными инвентарными объектами (п. 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н);

последующая установка (монтаж) автосигнализации и автомагнитолы – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».*

Такой порядок следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Кроме того, расходы на установку автосигнализации и автомагнитолы могут быть отнесены на статью КОСГУ 310«Увеличение стоимости основных средств». Применение данной статьи возможно при условии отнесения указанных работ к дооборудованию. В настоящее время в законодательстве нет четкого перечня работ (услуг), которые относятся к дооборудованию. Соответственно, решение об отнесении конкретных работ, услуг к дооборудованию учреждение должно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике. В этом случае принятое решение будет обязательно для выполнения как самим учреждением, так и проверяющими. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минфина России в частных разъяснениях.*



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль