Определение стоимости основных платных услуг для бюджетных учреждений

76

Вопрос

Может ли бюджетное или автономное учреждение не закладывать рентабельность при расчете услуги (платный выезд на дом работника многофункционального центра)? И сколько нужно закладывать % рентабельности максимально можно?

Ответ

Может, если это неосновная платная услуга. Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).Однако это будет противоречить принципу ведения внебюджетной деятельности- получать доход. Поэтому если учреждение не заложит рентабельность - проверяющие могут порекомендовать прекратить оказание «неприбыльных» услуг.

Порядок определения стоимости основных платных услуг для бюджетных учреждений устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Как правило, исполнительные органы власти и местного самоуправления утверждают для подведомственных учреждений методики (порядки) формирования цен и границы предельных цен, установленных на оплату соответствующих услуг. Основания и порядок снижения стоимости платных услуг устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.

Обоснование
 

1.Из статьи журнала «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 11, ОКТЯБРЬ 2014

Новое в расчете стоимости платных услуг

Формировать объекты учета к концу года учреждениям придется по новым правилам*. Изменения повлияют и на расчет стоимости платных услуг. Поэтому расскажем о методике определения цены на них.

* Изменения в Инструкцию по применению Единого плана счетов вносятся приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (находится на регистрации в Минюсте России).

Могут понадобиться изменения в уставе

Общие принципы оказания платных услуг учреждениями были изменены Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ). На сегодняшний день эти принципы для бюджетных учреждений закреплены пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

В уставе учреждения учредитель закрепляет исчерпывающий, не предусматривающий строки вида, перечень видов деятельности (как основных, так и иных) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД),* утвержденным постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. Учтите, что с 1 января 2015 года приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст ОКВЭД будет отменен и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014. Таким образом, надо сверить содержание устава учреждения с ОКВЭД2 и в случае необходимости внести изменения.

Как регулируется цена

Цены на платные услуги учреждений регулирует орган, наделенный функциями и полномочиями учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Например, такая норма для муниципальных учреждений вне зависимости от их типа закреплена пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Как правило, исполнительные органы власти и местного самоуправления утверждают для подведомственных учреждений не прейскурант, а методики (порядки) формирования цен и границы предельных цен, установленных на оплату соответствующих услуг.

Составляющие фактических затрат на оказание услуг, которые влияют на цену для потребителей, могут определяться учреждениями самостоятельно. Таким образом, на величину цены платной услуги учреждения влияет не в последнюю очередь учетная политика.*

При этом сам расчет стоимости цены в учетной политике приводить не нужно. Как правило, учредитель учреждения ежегодно индексирует и утверждает изменение цен на платные услуги.*

Утвержденная учетная политика применяется учреждениями последовательно из года в год в силу требования сопоставимости показателей бухгалтерского учета. Однако в этом году всем учреждениям придется вносить в свои учетные политики коррективы из-за существенных изменений правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н(далее – Инструкция № 157н).

Утвержденная учетная политика применяется учреждениями последовательно из года в год в силу требования сопоставимости показателей бухгалтерского учета. Однако в этом году всем учреждениям придется вносить в свои учетные политики коррективы из-за существенных изменений правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н(далее – Инструкция № 157н).

При необходимости увеличения цены платных услуг бухгалтерско-экономическая служба учреждения может воспользоваться правом принятия самостоятельных решений, оговоренным учредителем.*

В частности, в соответствии с пунктом 6.1 Методики № 121 для расчета цены платной услуги могут быть использованы натуральные и условно-натуральные показатели:

  • объем услуг, оказанных в предыдущем периоде;
  • максимально возможный объем услуг, рассчитанный в соответствии с пропускной способностью и техническими характеристиками зданий и территорий учреждений;
  • плановый объем услуг. › |

› | Учреждению может быть делегировано право самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов.

А.К. Стенечкина, эксперт по бухгалтерскому учету

2. Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственного советника РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

  • прямо указана в учредительных документах;*
  • служит достижению целей, ради которых учреждение создано.

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ,пунктом 4 статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:*

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Связано это с тем, что законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, согласно которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).*

Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания.* Занижение стоимости будет свидетельствовать:

  • либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет субсидии.

За счет субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет средств бюджетной системы (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. Следовательно, занижение стоимости платных услуг по сравнению с финансовым обеспечением таких же услуг в рамках государственного задания влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Стоит отметить, что наличие убытка по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным услугам) само по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий ведения приносящей доход деятельности, установленных законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность, если нет иных веских оснований для ее продолжения, нужно прекращать.*



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 14.29%
  • Нет 42.86%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 42.86%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×