Прием на работу по совместительству сотрудника без основной работы

116

Вопрос

К вопросу 635179. Работодателем принято решение, что все работники, работающие по основному месту работы в режиме неполного рабочего времени (2 работника по 0,5 ставки) должны работать только по совместительству. Вопрос 1: будет ли являться перезаключение трудовых договоров нарушением трудового законодательства, если да - то как называется данное нарушение и какая ответственность за него наступает? Вопрос 2: в случае приема на вакантную должность новых работников (2 работника по 0,5 ставки) - какой договор должен быть заключен с каждым работником, если у них нет другой работы? Вопрос 2: могут у работника возникнуть трудности при назначении пенсии, если в трудовую книжку только будет внесена запись о работе по совместительству без основного места работы? Спасибо

Ответ

Наличие работы по совместительству при отсутствии основного места работы противоречит самой сути совместительства.

Следует учесть, что при обнаружении факта отсутствия основного места работы у внешнего совместителя рекомендуется привести отношения в соответствие с законодательством, то есть оформить переход с совместительства на основное место с неполным рабочим днем или расторгнуть трудовой договор в связи с нарушением правил его заключения.

Поэтому, оформление сотрудников, не имеющих основного места работы по совместительству может вызвать споры с проверяющими.

Согласно ст. 5.27 КОАП, ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если у сотрудников нет основного места работы, заключить договор по внешнему совместительству нельзя.

Страховой стаж для назначения страховой пенсии представляет собой общую продолжительность:

Поэтому, в стаж для назначения пенсии войдет период работы по совместительству.

Обоснование
 

Из рекомендации
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Существуют ли основания для увольнения внешнего совместителя, если стало известно, что у него нет основного места работы. Переоформлять трудовые отношения на основное место работы на условиях неполного дня сотрудник отказывается

По общему правилу такие основания отсутствуют.

Факт расторжения трудового договора по основной работе сам по себе не является основанием для прекращения трудового договора по совместительству (ст. 77 ТК РФ).

Применить увольнение по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ за нарушение правил заключения трудового договора также не получится. Объясняется это тем, что увольнение по данному основанию возможно только в случае, когда работодатель и сотрудник действительно не могут сохранить трудовые отношения, например, в силу установленных ограничений в законодательстве. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, п. 51 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, кассационное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 марта 2011 г. по делу № 33-965/2011).

Если в процессе работы выяснится, что при трудоустройстве на работу по внешнему совместительству сотрудник представил подложный документ о наличии основной работы, то формально его увольнение возможно за представление подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Вместе с тем, законность такого увольнения также может быть поставлена под сомнение. Ведь законодательство не обязывает работодателя проверять наличие основного места работы у сотрудника – внешнего совместителя (ст. 65 ТК РФ).

С учетом указанного, несмотря на то что наличие работы по совместительству при отсутствии основного места работы противоречит самой сути совместительства*, основания для увольнения сотрудника, который отказывается от переоформления документов, отсутствуют. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, апелляционное определение Новгородского областного суда от 2 октября 2013 г. № 2-911/13-33-1673).

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуется получить от сотрудника письменный отказ от переоформления документов. Составить его можно в произвольной форме. Наличие такого отказа позволит работодателю подтвердить специалистам контролирующих ведомств, что им были предприняты надлежащие меры по переоформлению трудовых отношений.

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как оформить прием на работу совместителя

Проверка основного места работы

Вопрос из практики: должен ли работодатель, принимающий на работу внешнего совместителя, проверять наличие у него основной работы

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Напрямую Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя, который принимает на работу внешнего совместителя, запрашивать у него подтверждение о наличии основного места работы. Исключение составляют отдельные случаи приема на работу сотрудников, в частности, руководителей, когда требуется согласие учредителей с основной работы на совместительство, или сотрудников вредных профессий, когда требуется подтверждение, что основное место работы сотрудника не связано с вредностью (ч. 1 ст. 276, ч. 5 ст. 282 ТК РФ).

Кроме того, если в процессе работы совместитель в отдельные дни требует установить ему полный рабочий день в связи с тем, что по основному месту работы он свободен от исполнения трудовых обязанностей, то данный факт также придется подтвердить документами с основного места работы: справкой о графике работы сотрудника, выпиской из приказа об отстранении и т. п. (ч. 1 ст. 284 ТК РФ). При предоставлении отпуска совместителю также рекомендуется требовать справку с основного места работы о том, что сотрудник в этот же период направляется в основной отпуск, так как отпуск в месте работы по совместительству предоставляется одновременно с отпуском на основной работе (ч. 1 ст. 286 ТК РФ). Таким образом, в процессе деятельности периодически могут возникать моменты, которые требуют подтверждения факта работы сотрудника на основном месте работы, и если у сотрудника такое место отсутствует, то велика вероятность, что данный факт раскроется. В частности, информация об отсутствии основного места работы также может быть обнаружена в случае болезни сотрудника, когда работодатель запросит у совместителя копию трудовой книжки для подсчета и подтверждения его трудового стажа.

Сокрытие сотрудником факта отсутствия основного места работы свидетельствует о недобросовестности самого сотрудника и может негативно отразиться в первую очередь на нем самом при назначении пенсии и подтверждении страхового стажа. Поэтому при обнаружении факта отсутствия основного места работы у внешнего совместителя рекомендуется привести отношения в соответствие с законодательством, то есть оформить переход с совместительства на основное место с неполным рабочим днем или расторгнуть трудовой договор в связи с нарушением правил его заключения* (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Указанные меры впоследствии помогут избежать вопросов о правомерности предоставления или непредоставления прав и гарантий, которыми совместители отличаются от основных сотрудников (право на ежегодный и учебный отпуска, выплата отдельных надбавок, право на больничное пособие и т. п.).

В то же время трудовое законодательство не предусматривает автоматической переквалификации трудового договора по совместительству в трудовой договор по основному месту при обнаружении факта отсутствия основного места работы у сотрудника. В связи с чем сложилась и другая позиция, что работодателю предпринимать какие-либо действия в сложившейся ситуации не требуется.

В отсутствие официальных разъяснений и судебной практики по данному вопросу каждая организация самостоятельно принимает решение. Представители Роструда в неофициальных разъяснениях придерживаются первой точки зрения – о необходимости приведения отношений в соответствие с законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей*; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.*

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из рекомендации

Валентины Андреевой, к. и. н., профессора кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

Как рассчитать страховой стаж для назначения пенсии

Страховой стаж для назначения страховой пенсии представляет собой общую продолжительность:

  • периодов работы и (или) другой деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР;
  • иных периодов, засчитываемых в страховой стаж согласно статье 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
  • периодов работы и (или) другой деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР;
  • иных периодов, засчитываемых в страховой стаж согласно статье 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.*

К иным периодам относятся:

  • период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1;
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов сотрудников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения России, постоянные представительства России при международных организациях, торговые представительства России в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства госучреждений России (государственных органов и госучреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности. Перечень указанных международных организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. № 284.

Указанные периоды засчитывают в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Указанный порядок расчета стажа следует из положений статей 3, 11–12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, абзаца 3 пункта 2 постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и абзаца 3 пункта 2.1 определения Конституционного суда РФ от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О. Указанные решения Конституционного суда РФ комментируют нормы статьи 10 ранее действовавшего Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Однако аналогичные нормы содержатся в статье 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, поэтому высказанная Конституционным судом РФ правовая позиция сохраняет свою актуальность.

Страховой стаж для назначения пенсии определяют на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ и (или) по трудовым договорам, справкам, выданным сотрудникам на предыдущих местах работы, по военным билетам и другим документам, показаниям свидетелей. Это следует из статьи 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и разделов II–VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015.

При этом периоды работы или иной деятельности, имевшие место до 1 января 2015 года, можно подтверждать в порядке, установленном соответствующими нормативными актами, действовавшими в период выполнения такой работы или иной деятельности (п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015).

Страховую пенсию по старости назначают при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Об этом сказано в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию, производится в календарном порядке.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 11–12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии (ст. 13 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ периоды работы и иной деятельности сотрудники подтверждают документами, которые в установленном порядке оформляют и выдают работодатели или соответствующие государственные (муниципальные) органы. К числу таких документов, в частности, относятся трудовые книжки, а при их отсутствии – письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты, справки архивных учреждений, свидетельские показания.

Периоды работы на территории России, предусмотренные статьей 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены показаниями двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и др.) не по вине сотрудника. При этом характер работы показания свидетелей не подтверждают, а доказывают только период деятельности.

При подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и прочей деятельности подтверждают документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых территориальным органом ПРФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Об этом сказано в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, а также разделах II–VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль