Приобретение запасных частей впрок

80

Вопрос

Может ли бюджетное учреждение, при наличии большого числа компьютерной техники, закупить для нее расходные материалы для замены и выдавать по мере необходимости, при поломке клавиатуры или мыши. Не будет ли данный факт рассмотрен как неэффективное использование бюджетных средств?

Ответ

Замена комплектующих в компьютерной технике на новые может быть вызвана различными причинами. Например:

Однако действующее законодательство не содержит запретов на закупку запасных частей впрок, если это прямо связано с деятельности учреждения.

В то же время одним из видов неэффективного использования бюджетных средств является приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, так как возможна ситуация, что поломок компьютерной техники не будет, и применение данных запасных частей не будет иметь места в ближайшее время.

Если контролеры докажут, что имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не использовалось (имущество простаивало или для него отсутствовало применение), то обвинения в неэффективном расходе средств избежать не удастся. В этом случае суды всегда поддерживали предписания органов Росфиннадзора.

Следует отметить, что в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена.

За неэффективное использование бюджетных средств руководители могут быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ.

На основании выше изложенного следует вывод, что учреждение должно просчитать риски при закупки впрок запасных частей к компьютерной техники и в случае проверки быть готовыми обосновывать произведенные расходы.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену комплектующих в компьютере

Замена комплектующих (мониторов, клавиатур, процессоров, жестких дисков и т. п.) в компьютере может быть вызвана различными причинами. Например:

  • выходом из строя компьютера;
  • моральным износом.
  • выходом из строя компьютера;
  • моральным износом.

Классификация работ: ремонт или модернизация

Замена комплектующих в компьютере может происходить при его ремонте или модернизации. Поскольку в бухучете и при налогообложении операции по ремонту и модернизации отражаются по-разному, важно правильно их классифицировать. Сделать это можно исходя из цели проведения ремонта и модернизации.

Основной целью ремонтных работ является устранение неисправностей, из-за которых невозможно эксплуатировать основное средство. В отличие от ремонта модернизация проводится с целью улучшить характеристики и изменить назначение основного средства (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ). Поэтому замена вышедшего из строя элемента компьютера признается ремонтом. Если же замена связана не с физическим износом комплектующих, а с моральным – это модернизация. Например, если вместо устаревших комплектующих установили более современные с лучшими характеристиками. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-03-06/4/95,от 27 мая 2005 г. № 03-03-01-04/4/67 и от 1 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/166.

Бухучет: запасные комплектующие

Запасные комплектующие для компьютера (монитор, клавиатура, процессор, жесткий диск, CD-ROM и т. п.) учитываются в составе материальных запасов (п. 99118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поэтому учет операций, связанных с поступлением и списанием комплектующих в бухучете, аналогичен общему порядку поступления и списания материальных запасов.

Поступление, перемещение и выбытие комплектующих для компьютера в бухучете отразите на счете 0.105.06.000 «Прочие материальные запасы» (п. 117 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Соответственно, их покупку проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Старые комплектующие

После замены старые комплектующие могут быть пригодны для дальнейшего использования. Например, учреждение может продать их либо использовать при ремонте других компьютеров. В этом случае при поступлении замененных комплектующих заполняется требование-накладная (ф. 0504204). Такие правила установлены Методическими указаниями по заполнению формы № 0504204, утвержденной приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

О том, как отразить старые комплектующие, пригодные для дальнейшего использования в бухучете, см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление материальных запасов.

Замена картриджа

Ситуация: как учитывать картриджи к принтеру и услуги по их заправке

Картридж к принтеру по своей сути является запчастью (расходным материалом), поэтому в бухучете его нужно отразить в составе материальных запасов. Расходы на его приобретение отразите по статье КОСГУ 340. При этом расходы на его заправку отразите по подстатье КОСГУ 225. Объясним почему.

Запасные части для ремонта и замены изношенных (использованных) частей в оборудовании относятся к материальным запасам. Поскольку картридж как раз и покупается для установки в принтер, то его нужно отнести к такой запчасти. Учитывать картридж нужно на счете 0.105.06.000 «Прочие материальные запасы». Это следует из пунктов 99118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Причем, даже если картридж многоразовый и будет использоваться долго (более 12 месяцев), включать в состав основных средств его не нужно. Ведь самостоятельно он никакую функцию не выполняет, а является лишь принадлежностью к принтеру. А основным средством признается объект со всеми принадлежностями и приспособлениями. Поэтому принадлежности не могут являться отдельными инвентарными объектами. Это следует из пунктов 4145 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Так как картридж, как мы выяснили, является материальным запасом, расходы на его приобретение отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). О том, какой вид расхода должны применять казенные учреждения, см. здесь.

При выдаче картриджа в эксплуатацию оформите ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или другой первичный документ и спишите с баланса. Подробнее о том, как это сделать, см. здесь.

Главбух советует: поскольку картридж еще будет эксплуатироваться после списания с баланса, целесообразно учитывать его на забалансовом счете.

Так как отдельный забалансовый счет законодательно для этого не установлен, вы можете сами его ввести. Например, счет 37ЗП «Запчасти к оборудованию». Обратите внимание: при утверждении дополнительных забалансовых счетов целесообразно к номеру счета добавить префикс в виде буквы.

2.Из рекомендации

Натальи Гусевой, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Материальные запасы, которые поступают в учреждение, важно правильно оформить и своевременно отразить в учете. При этом соблюдайте три простых правила.

Первое – убедитесь, что поступившие ценности относятся к материальным запасам.

Второе – факт поступления и постановки на учет матзапасов нужно подтвердить первичными документами.

Третье – оприходовать матзапасы можно только по фактической стоимости. При этом фактическая стоимость, по которой материалы приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством (п. 107 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Например, в случае их переоценки.

Приемка на складе

Поступление материальных запасов оформляет кладовщик или другое материально ответственное лицо склада. При приемке комиссия по поступлению и выбытию активов должна проверить количество и качество поступивших материалов. Если все в порядке, то составьте приходный ордер (ф. 0504207). Если фактическое количество (качество, ассортимент) не соответствует документам или сопроводительные документы вовсе отсутствуют, нужно составить акт по форме № 0504220. Подробнее см. Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении недопоставку материальных запасов.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями к формам № 0504207№ 0504220, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52нпунктом 114 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Ситуация: как отразить в бухучете поступление и списание материальных запасов, если в учреждении нет склада и должности кладовщика

Если у учреждения нет склада и должности кладовщика, то материальные запасы сразу поступают материально-ответственным лицам. При этом оформите те же документы, что и при приемке материалов на склад.

Списываются поступившие таким образом материальные запасы в обычном порядке.

По общему правилу поступление материальных запасов в учреждение отражается на счете 0.105.00.000 «Материальные запасы» на основании первичных учетных документов (п. 98114Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом материальные запасы сначала нужно оприходовать на склад, а затем передать сотрудникам учреждения (материально-ответственным лицам) на хозяйственные нужды.

В любом случае (при наличии в учреждении склада и должности кладовщика или при их отсутствии) аналитический счет счета 0.105.00.000 дополните аналитическим признаком «Материально ответственное лицо» и (или) «Место хранения» (п. 119 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

3.Из рекомендации

Натальи Гусевой, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Росфиннадзор часто оценивает эффективность сделок и не менее часто выносит предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Однако сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия:

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль