Кредит для казенного учреждения

168

Вопрос

Прошу перенаправить вопрос в экспертную поддержку следующего содержания: "Как отразить в учете казенного учреждения (ГРБС) получение кредита у банка (кредитная организация), погашение по полученному кредиту процентов, погашение самого кредита, расход средств кредита."

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 08.12.2015«»

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

Казенные учреждения не вправе получать кредиты (п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 13.11.2013 г. № 02-03-011/48396, субъекты РФ (муниципальные образования) вправе в установленном ими порядке привлекать кредиты от кредитных организаций, в том числе на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов.

Обосновывается это тем, что бюджетное законодательство не содержит ограничений в части расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются кредиты, полученные от кредитных организаций.

Кроме того, как отмечено в письме, положениями статьи 93.6 БК РФ также предусмотрена возможность получения субъектами РФ (муниципальными образованиями) краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в целях покрытия временных кассовых разрывов данных бюджетов.

Обоснование

Из справочника

Основные сравнительные характеристики типов государственных(муниципальных) учреждений

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное* Бюджетное Автономное
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения Бюджетный кодекс РФ Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ
Предоставление (привлечение) кредитов, займов, сделки с ценными бумагами, депозиты*

Не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги

(п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)/

Не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами (если иное не предусмотрено федеральными законами)

(п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Не вправе предоставлять займы (письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Подробнее об этом см. Может ли бюджетное учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду)

Предоставление займа (ссуды) целесообразно согласовать с учредителем

А вот средства на банковских депозитах автономные учреждения могут размещать. Причем даже субсидии на выполнение госзадания. Ведь законодательство этого не запрещает. Главное – это не должно повлиять на своевременное выполнение госзадания(письмо Минфина России от 22 октября 2015 г. № 02-01-11/60712)

Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, февраль 2014

Банковский кредит для муниципального образования

Вправе ли муниципальное образование для покрытия временного кассового разрыва привлечь кредит от кредитной организации?

Отвечает
Е.Л. Веденина,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Да, вправе. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 13 ноября 2013 г. № 02-03-011/48396, субъекты РФ (муниципальные образования) вправе в установленном ими порядке привлекать кредиты от кредитных организаций, в том числе на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов.

Обосновывается это тем, что бюджетное законодательство не содержит ограничений в части расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются кредиты, полученные от кредитных организаций.

Кроме того, как отмечено в письме, положениями статьи 93.6 БК РФ также предусмотрена возможность получения субъектами РФ (муниципальными образованиями) краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в целях покрытия временных кассовых разрывов данных бюджетов.*

Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 5, май 2014

Уточнены правила предоставления бюджетных кредитов

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

Казначейство России направило разъяснения, касающиеся особенностей заключения договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов*. Расскажем о правилах предоставления кредитов субъектам РФ.

Письмо Казначейства России от 13 марта 2014 г. № 42-7.4-05/4.0-149.

Кредит как покрытие дефицита бюджета

Бюджетные кредиты являются основным источником финансирования дефицита региональных и местных бюджетов.*

При этом бюджетным законодательством в отдельную группу выделены бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Общие правила предоставления и использования таких кредитов установлены статьей 93.6Бюджетного кодекса РФ.

Напомним, что бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) предоставляется Российской Федерацией субъекту РФ (муниципальному образованию) за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета. Размер кредита не может превышать 1/12 объема доходов регионального или местного бюджета (без учета средств субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) на срок, не превышающий 30 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Документальное оформление операций, связанных с получением бюджетных кредитов на пополнение остатков (форма соответствующего договора, порядок его заключения и т. п.), регулируется Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 26 июля 2013 г. № 74н (далее – Порядок).

В соответствии с требованиями Порядка территориальный орган Федерального казначейства обязан заключить с субъектом РФ (муниципальным образованием) соответствующий договор в случае получения обращения о заключении договора и в случае отсутствия оснований для отказа в его заключении. Обязательным условием предоставления кредита является наличие необходимых средств на едином счете федерального бюджета.*

Особенности предоставления кредита

В течение 2013 года вышло несколько писем Федерального казначейства, разъясняющих применение отдельных пунктов Порядка. Так, в частности, письмом Федерального казначейства от 9 декабря 2013 г. № 42-7.4-05/4.0-781 разъяснено, что в 2014 году средства федерального бюджета будут предоставляться только для выдачи указанных кредитов субъектам Российской Федерации.

В марте 2014 года вышло еще два письма Федерального казначейства с разъяснениями по применению Порядка.

Письмом Федерального казначейства от 13 марта 2014 г. № 42-7.4-05/4.0-149, в частности, разъяснены следующие аспекты:

отмечено, что в пункте 2.4 договора лимит на кредитные средства должен указываться прописью;

рекомендован максимальный срок, на который может выдаваться кредит, (пункт 2.5 Договора) – не более 29 дней с учетом требования, в соответствии с которым дата возврата должна выпадать на рабочий день;

уточнен состав и порядок указания реквизитов счета заемщика и счета, на который осуществляется возврат кредита, – номера счетов, БИК, КБК, код классификации источников финансирования дефицита бюджета и т. д.

Весьма существенными, на наш взгляд, являются разъяснения по оформлению приложений № 1 и № 2 к Договору (дополнительных соглашений к договору о предоставлении кредита).

В письме Федерального казначейства разъяснено, что формы приложений не заполняются, но последние листы приложений подписываются, а в пункте 10.6 Договора указывается общее количество листов с учетом Приложений.

В письме Минфина России и Федерального казначейства от 13 марта 2014 г. № 42-7.4-05/4.0-151 разъяснены отдельные вопросы, возникающие при организации работы территориальных органов Федерального казначейства по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).

Всего приведены ответы на шесть вопросов (поступивших от территориальных органов Федерального казначейства). Из них три ответа касаются оснований для отказа в предоставлении кредита.

В частности, основаниями для такого отказа могут быть:

несоответствие платежных реквизитов, указанных в Обращении уполномоченным органом, реквизитам данного органа (например, если указаны реквизиты Правительства субъекта РФ);

отсутствие в приложениях к Обращению копии закона субъекта РФ, нормами которого закрепляется право уполномоченного органа на привлечение бюджетного кредита;

согласование Обращения не высшим должностным лицом органа государственной власти субъекта РФ, а например его первым заместителем.

Один ответ содержит разъяснение об определении наиболее ранней даты, когда может быть представлено Обращение, если у субъекта РФ имеется задолженность по возврату кредита, уплате процентов, пеней и штрафов.

Еще два ответа касаются организационных вопросов. › |

› | Другие статьи по теме: «Банковский кредит для муниципального образования» (№ 2, 2014), «Учет, амортизация и эффективное использование имущества казны» (№ 2, 2014), «Порядок возврата остатков по межбюджетным трансфертам» (№ 12, 2013).

Во-первых, указано на то, что в течение четырехдневного срока, отведенного для принятия решения о предоставлении кредита, уполномоченный орган не имеет права отозвать ранее представленное Обращение.

Во-вторых, разъяснено, что Порядком заключения Договора не предусмотрено представление к карточке образцов подписей копии документов, подтверждающих полномочия лиц, включенных в данную карточку.

Вместе с тем представление подобной и иной аналогичной информации не запрещено, так как пунктом 2.9 Порядка уполномоченный орган наделен правом представить дополнительные документы к Обращению о заключении Договора для определения полномочий должностных лиц уполномоченного органа.

Из статьи журнала «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - 2015», 2015

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам

Казенное учреждение может вести учет операций по обязательствам в рамках государственного и муниципального долга.* Определения данных понятий приведены в Бюджетном кодексе РФ.

Государственный (муниципальный) долг – это обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ (муниципальным образованием), которые возникли из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства.

Государственным долгом Российской Федерации управляет Правительство РФ либо уполномоченное им Министерство финансов РФ.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальным долгом управляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местной администрации) в соответствии с уставом муниципального образования.

Бюджетный учет обязательств по госдолгу

Для учета операций по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному (муниципальному) долгу), а также по долговым обязательствам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждениями, предназначен счет 1 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам». На данном счете также учитываются расчеты по начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций, связанных с привлечением заимствований (далее – расходы на обслуживание долговых обязательств).

Группировка расчетов по принятым долговым обязательствам осуществляется по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

– 10 «Расчеты по долговым обязательствам в рублях»;*

– 20 «Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)»;

– 30 «Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям»;

– 40 «Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте».

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

– 1 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам»;*

– 2 «Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам»;

– 3 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу».

Операции по увеличению долговых обязательств в бюджетном учете отражают по следующим статьям КОСГУ:

– 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;*

– 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу».

А операции по уменьшению обязательств – по статьям:

– 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу». По статье признают операции, связанные с погашением государственных (муниципальных) ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных внутренних обязательств. Исполнение государственных (муниципальных) гарантий, в случае если исполнение гарантом государственных (муниципальных) гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, также проводят по данной статье;*

– 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу». По статье отражают операции, связанные с погашением государственных ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных обязательств, а также с исполнением государственных гарантий в иностранной валюте.

Операции показывают в Карточке учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504058). Карточка ведется учреждением по каждому виду заимствования (кредит, гарантия) в разрезе договоров в рублях и в иностранной валюте.

Задолженность по долговым обязательствам по выпущенным в обращение государственным (муниципальным) ценным бумагам, а также по заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств отражают по номинальной стоимости долга в рублях. Исключение составляют государственные и муниципальные гарантии.

Учет операций по долговым обязательствам в инвалютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка такой задолженности производится на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату (дату формирования регистра бюджетного учета). При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, которые возникли при расчете рублевого эквивалента, относят на увеличение (уменьшение) расчетов по долговым обязательствам в иностранной валюте. Курсовые разницы влияют на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Далее приведем основные проводки для отражения операции по счету (п. 100 Инструкции № 162н):

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено возникновение долговых обязательств 1 201 21 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»
1 201 27 510
«Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»
1 210 02 700
<Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от заимствований>
1 301 00 000
«Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
Получены денежные средства в счет погашения внутренних долговых обязательств** 1 301 00 000
«Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
1 201 21 610
«Выбытия денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»
1 201 27 610
«Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»
1 304 05 800
<Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по погашению долговых обязательств>
Начислены проценты, штрафные санкции* 1 401 20 230
«Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга»
1 301 00 000
«Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»

* Одновременно поступление средств отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
** Одновременно сумму следует отразить на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль