Оказание услуг бюджетным учреждением сверх гос заказа.

235

Вопрос

Согласно Постановления ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 февраля 2011 года № 76-ПП «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (с изменениями на 20 января 2015 года) предоставление учреждению субсидии осуществляется на основании соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Учреждение оказывает ветеринарные услуги, на основании установленного государственного задания и соглашения.Вопрос: Может ли учреждение сверх установленного государственного задания, оказывать услуги гражданам и юридическим лицам за плату? Как определить стоимость этих услуг? Может ли учредитель в пределах государственного задания установить оказание государственных услуг гражданам и юридическим лицам за плату? Какими нормативными документами должно руководствоваться учреждение?

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 09.12.2015«»

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования бюджетного учреждения является Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Бюджетное учреждение может сверх установленного государственного задания, оказывать услуги гражданам и юридическим лицам за плату.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.9.2 Закона 7-ФЗ). Т.е., порядок определения платы за услуги бюджетного учреждения в части услуг, которые являются основными видами деятельности учреждения и оказываются в пределах или сверх госзадания устанавливает учредитель.

Если учреждение оказывает платные услуги, которые не являются основными видами деятельности, бюджетное учреждение вправе по своему усмотрению определять цены. Согласовывать стоимость услуг, с учредителем не нужно.

Обоснование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 08.02.2011 № 76-ПП

О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания (с изменениями на 20 января 2015 года)

<…>

12. При оказании в случаях, установленных федеральным законом, бюджетными или автономными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (пункт с изменениями на 20 января 2015 года, - см. предыдущую редакцию).* 13. При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) учитываются (абзац с изменениями на 20 января 2015 года, - см. предыдущую редакцию):

1) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнение работы), в том числе (абзац с изменениями на 20 января 2015 года, - см. предыдущую редакцию*):

нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги (выполнение работы) (абзац с изменениями на 20 января 2015 года, - см. предыдущую редакцию);

нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги (выполнение работы) (абзац с изменениями на 20 января 2015 года, - см. предыдущую редакцию);

нормативные затраты на приобретение особо ценного движимого имущества, стоимостью, не превышающей 200 тысяч рублей;

прочие нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнение работы) (абзац с изменениями на 20 января 2015 года, - см. предыдущую редакцию);

<…>

Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

<…>

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное

Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами

Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения

Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России

(п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392)

Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований

(п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ)

Вправе:

1. оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

2. вести приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его уставе.
Но есть ограничения. Чтобы вести такую деятельность, учреждения, созданные после 5 мая 2014 года, должны иметь имущество, рыночная стоимость которого не меньше минимального размера уставного капитала ООО (т. е. не менее чем 10 000 руб.). А учреждения, которые работают уже давно, должны соблюдать минимальный объем имущества начиная с 1 января 2015 года

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

(п. 4, 5 ст. 50, п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 2 и 13 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, ч. 1 ст. 14 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 № 7-ФЗ

О некоммерческих организациях

<…>

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.*

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.*

<…>

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Порядок использования собственных доходов учреждения (средств, полученных от деятельности, приносящей доход) зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение вправе:

  • оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При условии, что такая деятельность указана в учредительных документах*.

Доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 4, 10, 13 статьи 9.2, пунктом 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Из рекомендации
Татьяны Кочновой, заместителя директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление платных образовательных услуг

В учете бюджетных учреждений:

Порядок определения платы за образовательные услуги бюджетного учреждения устанавливает учредитель. Но только в части услуг, которые являются основными видами деятельности учреждения и оказываются в пределах или сверх госзадания.* Например, для учреждений, подведомственных Минобрнауки России, такой порядок установлен приказом от 20 декабря 2010 г. № 1898.

Аналогичные порядки утверждены также на уровне субъектов РФ для подведомственных им учреждений. Например, для бюджетных образовательных учреждений, которые подведомственны Минобразования Московской области, Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ) утвержден приказом Минобразования Московской области от 20 декабря 2010 г. № 3573.

Если учреждение оказывает платные образовательные услуги, которые не являются основными видами деятельности, бюджетное учреждение вправе по своему усмотрению определять цены (тарифы) на такие услуги.

Согласовывать установленную учреждением стоимость образовательных услуг, с учредителем не нужно, независимо от того относятся услуги к основным видам деятельности или нет.*

Такой вывод следует из пункта 4 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль