Закупка до утверждения лимитов

511

Вопрос

Можно ли обьявить конкурс на закупку на 2016 год в декабре 2015 года, а лимитов на 2016 год еще нет?С уважением Л.В.Синелобова

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 09.12.2015«Можно ли обьявить конкурс на закупку на 2016 год в декабре 2015 года, а лимитов на 2016 год еще нет?»

Отвечает Андрей Бурьянов, эксперт

Запланировать закупку до утверждения лимитов возможно только в ограниченном перечне случаев, установленном пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ. К таким случаям относится заключение контракта на выполнение работ или оказание услуг, длительность производственного цикла которых превышает срок действия лимитов, а также некоторые другие.

Во всех прочих случаях получатель бюджетных средств не может спланировать и провести закупку до утверждения лимитов на 2016 год.

Обоснование
 

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как происходит санкционирование расходов бюджетов

<…>

Принятие бюджетных обязательств

Бюджетные обязательства получатель бюджетных средств (ПБС) принимает путем заключения госконтрактов, других договоров с физическими и юридическими лицами. Делать это нужно в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые доведены до учреждения на текущий год и плановый период. Это значит, что ПБС не могут заключать контракты и договоры без выделенных им ЛБО. Об этом сказано в статье 6пункте 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ. Причем нельзя даже планировать и, следовательно, начинать процедуру закупки (аукцион, конкурс и т. д.) без лимитов (письмо Казначейства России от 22 сентября 2015 г. № 05-07-05/32).

Внимание: даже когда нужно срочно заключить контракт, сделать это можно только в пределах доведенных ЛБО (за исключением ряда случаев). Иначе учреждению и должностным лицам (в частности, руководителю) грозит ответственность.

Но иногда случается так, что заключить контракт нужно для устранения последствий аварий или других чрезвычайных ситуаций, а доведенных ЛБО не хватает или они не утверждены. В этом случае лимиты могут быть увеличены за счет соответствующего резервного фонда. Такой фонд предусматривается в расходной части бюджетов и предназначен как раз для финансирования непредвиденных расходов: аварийно-восстановительных работ, других мероприятий при ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 8181.182 Бюджетного кодекса РФ).

Решение о выделении средств резервного фонда принимает орган, ответственный за это (в частности, на местном уровне – местная администрация). А на основании принятого решения вносят изменение в сводную бюджетную роспись и увеличивают ЛБО.

И только после увеличения лимитов вы сможете заключить контракт для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, оказания срочной медпомощи и т. д.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 24 октября 2014 г. № 02-02-07/53958.

Из вышеназванного правила есть исключения.

Во-первых, заключать госконтракты (договоры) с превышением доведенных ЛБО возможно в случаях, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ:

Предмет контракта Основание Примечание
Поставка товаров в соответствии с программой вооружения Программа вооружения, утвержденная Президентом РФ В пределах средств, установленных указанной программой (на срок ее реализации)
Выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла, которых превышает срок действия утвержденных ЛБО Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, которые приняты в соответствии со статьей 79Бюджетного кодекса РФ В пределах средств, установленных соответствующими решениями

Нормативно-правовые акты или решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ

Муниципальные правовые акты или решения местной администрации

В пределах средств и на срок, которые установлены соответствующими актами
Поставка товаров по госконтрактам, которые предусматривают встречные обязательства, если такие обязательства не связаны с предметом их исполнения В соответствии с законодательством о контрактной системе: в частности, в соответствии с решениями Правительства РФ (ст. 111 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) или высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ В пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели госпрограммами РФ, госпрограммами субъекта РФ
Энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов Пункт 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов и услуг на их доставку

Во-вторых, специалисты профильных ведомств рассказали про такой случай. ПБС субъекта РФ (местного бюджета), которые осуществляют капвложения в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), вправе начать конкурентную процедуру закупки до того, как им будут доведены на это ЛБО. Но сделать это можно только при одновременном наличии:

  • нормативно-правового акта Президента РФ или Правительства РФ об адресном распределении межбюджетных субсидий субъектам РФ на софинансирование капвложений. Либо если акт будет предусматривать необходимость такого распределения в ФАИП;
  • в законе или решении о бюджете субъекта РФ (местном бюджете) должно быть пообъектное распределение бюджетных ассигнований на капвложения, источником финобеспечения которых является межбюджетная субсидия;
  • заключенного соглашения о предоставлении межбюджетной субсидии.

Есть важный момент. Закупку обязательно нужно отменить, если лимиты заказчику так и не будут доведены. Сделать это нужно в установленные законом сроки. То есть обязательно следите за сроками закупки. И если к дате, когда закупку еще можно отменить, лимиты не довели, отмените ее.

Что касается закупки у единственного поставщика, то проводить ее до получения лимитов все равно нельзя. Ведь отмена такой закупки после публикации извещения на сайте правилами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.

Такие разъяснения приведены в совместном письме от 6 октября 2015 г. Минэкономразвития России № 28329-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-04-04/56937.

Ситуация: вправе ли казенное учреждение (другие получатели бюджетных средств) заключать госконтракты и договоры на срок, превышающий финансовый год

Да, вправе, при условии, что учреждению доведены ЛБО не только на текущий год, но и на плановый период. Кроме того, есть ряд исключений, которые позволяют заключать контракты и на более длительный срок.

По общему правилу получатели бюджетных средств (ПБС) вправе заключать контракты в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) (п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок доведения ЛБО зависит от уровня бюджета. Так, на федеральном и региональном уровнях законы о бюджете утверждаются сроком на три года (на текущий год и плановый период). А бюджеты муниципальных районов и городских округов могут быть утверждены либо на один год, либо на три. Это следует из пунктов 3–4 статьи 169 Бюджетного кодекса РФ.

Соответственно, в целях реализации Закона о бюджете бюджетные данные (в т.ч. ЛБО) доводят до главных распорядителей и получателей бюджетных средств либо на один год, либо на три. В первом случае учреждение вправе заключать контракты только на текущий год. Во втором – на срок до трех лет в пределах доведенных ЛБО.

Из данного правила есть исключения, когда контракты можно заключать с превышением доведенных ЛБО. Это возможно в случаях, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 24 октября 2014 г. № 02-02-07/53958от 29 августа 2014 г. № 02-01-10/43351от 26 октября 2008 г. № 02-03-0/3290 и ФАС России от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15. Вместе с тем, в последнем письме ФАС России предупредила, что, даже если ЛБО довели на несколько лет вперед, заключать долгосрочные контракты не всегда правильно. Так, может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств заключение контракта на поставку медицинских изделий. Ведь технологии в этой отрасли быстро развиваются, и в последующие годы купленные медизделия могут устареть, а их цена снизится.

Итак, заключать контракты участники бюджетного процесса вправе только в пределах доведенных ЛБО. Превышать лимиты нельзя, за исключением ряда случаев. Например, учреждение не вправе заключать договор аренды на 10 лет. Связано это с тем, что цикл услуг аренды не является длительным, его продолжительность регулируется взаимным соглашением сторон договора. Поэтому данный договор в категорию исключений для долгосрочных контрактов не попадает.

Внимание: в 2015 году лимиты бюджетных обязательств на 2016 и 2017 годы главным распорядителям средств федерального бюджета (ГРБС) доводиться не будут. А значит, ГРБС не смогут довести лимиты на эти годы и до ПБС. Несмотря на это, у ПБС остается возможность заключать договоры (соглашения) на поставку товаров со сроком оплаты в 2016 году, а другие договоры на период, превышающий срок действия ЛБО. Но есть определенные условия.

Итак. Заключить договоры (соглашения), срок исполнения которых завершается в 2016–2017 годах, можно только по решению главного распорядителя и в размере не больше 50 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете на эти года. Но в договоры (соглашения) нужно включить положения об условиях их исполнения в соответствующем году.

А заключать договоры (соглашения) которые предусматривают оплату после 2017 года, можно только по решению Правительства РФ.

Кстати, в таких случаях в территориальные органы Казначейства нужно вместе с договором представить и копию соответствующего решения ГРБС или Правительства РФ.

Об этом сказано в статье 2 Закона от 8 марта 2015 г. № 25-ФЗ, пункте 12.1постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 1563 и совместном письме от 25 марта 2015 г. Минфина России № 02-02-05/16536 и Казначейства России № 07-04-05/05-187.

Отдельно отметим такую ситуацию, с которой многие из вас могут столкнуться на практике. Заказчику нужно заключить контракт, а, следовательно, и принять бюджетные обязательства в период, когда с его лицевого счета уже отозваны бюджетные данные (ЛБО), и до дня, когда до ГРБС доведут показатели сводной бюджетной росписи и ЛБО на очередной год и плановый период. Получается, что ЛБО до такого учреждения еще не доведены и вроде как оно заключает контракт сверх доведенных лимитов, а значит, нарушает бюджетное законодательство. Как же быть, ведь Законом № 44-ФЗ предусмотрены строгие сроки для заключения контракта. И если этого не сделать, то сотрудникам грозит ответственность за нарушение законодательства в сфере контрактной системы. Не переживайте! По данному случаю Минфин России разъяснил, что заключение контракта в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ будет считаться правомерным (письмо Минфина России от 26 мая 2015 г. № 02-11-07/30194). То есть нарушения бюджетного законодательства не будет.

<…>

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль