Восстановление и уплата НДС

20

Вопрос

ВОПРОС: Восстановление и уплата НДС.Бюджетное учреждение согласно ст. 145 НК РФ использует право на освобождение от уплаты НДС. С декабря учреждением утеряно это право, так как сумма доходов от реализации за 3 календарных месяца в декабре превысила 2 млн. руб. Бюджетное учреждение оказывает услуги на основании протокола цен, утвержденного учредителем и главой администрации муниципалитета. Каким способом учреждение должно исчислить НДС- по ставке 18% или 18/118?. Если учреждение доначислит НДС по ставке 18% сверх, то стоимость услуги по отношению к протоколу цен будет завышена. Кроме того, учреждению разницу прийдется доплатить за счет собственных средств, так как при расчетах с населением услуги оплачиваются на основании протокола цен. Помимо этого, учреждением заключены договора с организациями на оказание услуг и условия расчетов оговорены в приложениях к договору. При увеличении стоимости за оказанные услуги на 18%, увеличится и стоимость самого договора. Если же рассчитать налог по ставке 18/118, мало того, что учреждение понесет расходы за счет собственных средств, но и не возникнет ли претензий со стороны налоговых органов, поскольку сумма налога по ставке 18% больше, нежели 18/118.

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 10.12.2015«ВОПРОС: Восстановление и уплата НДС.
Бюджетное учреждение согласно ст. 145 НК РФ использует право на освобождение от уплаты НДС. С декабря учреждением утеряно это право, так как сумма доходов от реализации за 3 календарных месяца в декабре превысила 2 млн. руб. Бюджетное учреждение оказывает услуги на основании протокола цен, утвержденного учредителем и главой администрации муниципалитета. Каким способом учреждение должно исчислить НДС- по ставке 18% или 18/118?. Если учреждение доначислит НДС по ставке 18% сверх, то стоимость услуги по отношению к протоколу цен будет завышена. Кроме того, учреждению разницу прийдется доплатить за счет собственных средств, так как при расчетах с населением услуги оплачиваются на основании протокола цен. Помимо этого, учреждением заключены договора с организациями на оказание услуг и условия расчетов оговорены в приложениях к договору. При увеличении стоимости за оказанные услуги на 18%, увеличится и стоимость самого договора. Если же рассчитать налог по ставке 18/118, мало того, что учреждение понесет расходы за счет собственных средств, но и не возникнет ли претензий со стороны налоговых органов, поскольку сумма налога по ставке 18% больше, нежели 18/118. »

Отвечает Екатерина Самодурова, эксперт
НДС начислите по ставке 18 процентов. Расчетную ставку налога 18/118 не используйте, так как их применяют лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 НК РФ. Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 6 мая 2010 г. № 03-07-14/32.

Обоснование
 

Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как получить освобождение от уплаты НДС

Условия для освобождения

Государственное (муниципальное) учреждение имеет право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно, если выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).*

Утрата права на освобождение

Утратив право на освобождение, учреждение должно начислить НДС на все облагаемые операции, совершенные с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено (абз. 1 п. 5 ст. 145 НК РФ).*

При использовании освобождения от уплаты НДС налог, предъявленный продавцами, учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если учреждение утратило право на освобождение от уплаты НДС, суммы налога исключите из стоимости товаров (работ, услуг) и поставьте к вычету. Это правило можно применять, если товары (работы, услуги) были приобретены до момента утраты права на освобождение, а использованы после. Также должны быть соблюдены другие требования принятия НДС к вычету (товары приняты на учет, есть счет-фактура или УПД, НДС предъявлен поставщиком, товар приобретали для облагаемых НДС операций).

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

В отношении основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период использования освобождения от уплаты НДС, положения абзаца 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ не применяются. То есть после утраты права на освобождение НДС, ранее включенный в стоимость основных средств и нематериальных активов, к вычету не принимается. Такой вывод следует из письма Минфина России от 6 сентября 2011 г. № 03-07-11/240.

Пример начисления НДС при утрате права на освобождение от уплаты налога*

ГУ НИИ «Альфа» с января использует освобождение от уплаты НДС. В марте учреждение в рамках приносящей доход деятельности приобрело медикаменты для перепродажи. Стоимость договора составила 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.). Сумму НДС бухгалтер «Альфы» включил в стоимость материальных запасов. Медикаменты были оприходованы на склад.

В апреле учреждение реализовало медикаменты (в акте об оказании медицинских услуг стоимость использованных медикаментов выделена отдельно). В этом же месяце суммарная выручка за период февраль–апрель превысила 2 000 000 руб. Поэтому с апреля «Альфа» утратила право на освобождение от уплаты НДС.

За апрель выручка составила 500 000 руб. В течение всего апреля учреждение реализовывало медицинские услуги, не предъявляя к оплате НДС. В связи с этим бухгалтер начислил НДС за счет собственных средств в сумме 90 000 руб. (500 000 руб. × 18%).

Суммы НДС по материальным запасам, ранее включенные в его стоимость, бухгалтер принял к вычету. Других операций, облагаемых НДС, во II квартале «Альфа» не совершала. Сумма налога к уплате за II квартал составила 36 000 руб. (90 000 руб. – 54 000 руб.).

При утрате права на освобождение от уплаты НДС учреждение может начать пользоваться им вновь только по истечении срока, на который оно ранее было предоставлено. То есть по истечении 12 месяцев после начала использования освобождения от уплаты НДС, которое впоследствии было утрачено. Например, если учреждение начало использовать освобождение с мая 2015 года и утратило его в сентябре 2015 года, то вновь воспользоваться освобождением от уплаты НДС учреждение сможет только с мая 2016 года. Это следует из пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если учреждение продолжало использовать освобождение от уплаты НДС после утраты права на него, то при проверке налоговая инспекция доначислит налог (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ). Кроме этого, учреждению предъявят к уплате штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты налога (ст. 122п. 3 ст. 75 НК РФ).

Ситуация: как начислить НДС по товарам (работам, услугам), реализованным (выполненным, оказанным) с начала месяца, в котором право на освобождение от НДС было утрачено, если счета-фактуры покупателям были выставлены без НДС

При утрате права на освобождение от уплаты НДС учреждение должно начислить этот налог на стоимость всех товаров (работ, услуг), реализованных с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено. При этом не важно, что счета-фактуры были выставлены покупателям без НДС. Это следует изабзаца 2 пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) налог начислите по ставке 10 или 18 процентов. Расчетные ставки налога 10/110 и 18/118 не используйте, так как их применяют лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Применив в данном случае расчетную ставку, учреждение занизит сумму НДС к уплате. На сумму занижения налоговая инспекция может начислить учреждению штрафные санкции (ст. 122 НК РФ). В итоге получится, что начисленные суммы налога учреждение заплатит за счет собственных средств.

Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 6 мая 2010 г. № 03-07-14/32.*

Главбух советует: есть аргументы, которые при утрате права на освобождение от НДС позволяют начислять этот налог не по прямой ставке, а по расчетной. Они заключаются в следующем.

По мнению некоторых судов, применение прямых налоговых ставок при восстановлении НДС после утраты права на освобождение неправомерно. Из содержания статей 146 и 167Налогового кодекса РФ следует, что НДС является косвенным налогом. То есть налогом, который продавец взимает с покупателя в составе цены товара. В период освобождения продавца от уплаты НДС суммы этого налога покупателям не предъявлялись. Поэтому сумму восстановленного налога нужно определять по расчетным ставкам 18/118 или 10/110. Применение прямых ставок означало бы начисление налога сверх отпускной цены и его уплату за счет собственных средств продавца. Такой подход противоречит экономической сущности НДС как косвенного налога, поэтому использовать этот вариант расчета нельзя. Аналогичной точки зрения придерживаются некоторые арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 30 января 2009 г. № ВАС-11150/08от 20 сентября 2007 г. № 11798/07, постановления ФАС Уральского округа от 4 июня 2008 г. № Ф09-3975/08-С2от 6 июня 2007 г. № Ф09-4287/07-С2).

Вместе с тем, в арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают позицию Минфина России (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2007 г. № А82-234/2006-28 и от 4 марта 2003 г. № А43-4845/02-16-114).

Поскольку арбитражная практика неоднородна, во избежание споров и финансовых потерь учреждению по возможности следует пересмотреть заключенные договоры и увеличить цену реализации на сумму НДС. В таком случае учреждение заплатит НДС за счет денежных средств, полученных от покупателей. При этом отрицательных налоговых последствий у покупателей, применяющих общую систему налогообложения, увеличение цены реализации за счет НДС не вызовет. Предъявленную сумму налога они смогут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль