Уплата госпошлины для обращения в суд за счет экономии средств

62

Вопрос

Наше учреждение расторгает контракт на капитальный ремонт здания в одностороннем порядке, к подрядчику имеются материальные требования. Подскажите оплату гос. пошлины для рассмотрения дела в суде возможно произвести за счет экономии средств в рамках гос.задания или же нет. И как к данному платежу отнесутся контролирующие органы?

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 14.12.2015«»

Отвечает Булат Ахмутинов, эксперт

Учреждение вправе произвести уплату госпошлины за счет экономии бюджетных средств (или за счет средств от приносящей доход деятельности).

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.

То есть, Вы можете как за счет экономии оплатить госпошлину, так и перераспределив средства субсидии на госзадание.

Бюджетные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

Но в данном случае, речи о превышении не идет. Ведь госпошлина будет оплачена за счет экономии бюджетных средств.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы в суде установлен Арбитражным процессуальным кодексом РФ. До подачи искового заявления и рассмотрения дела в Арбитражном суде необходимо оплатить госпошлину. Размер госпошлины за рассмотрение дела о расторжении контракта составляет 4000 руб. (подп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Обоснование
 

1. Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как расторгнуть контракт


Заключенный контракт может быть расторгнут:

Об этом сказано в статье 450 Гражданского кодекса РФ, части 8 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Судебный порядок

При расторжении контракта по решению суда применяйте порядок, установленный гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом рекомендуем действовать следующим образом.

1. Перед тем как начать судебное разбирательство, обратитесь непосредственно к контрагенту для урегулирования спора. Сделать это можно, предложив поставщику изменить условия контракта или расторгнуть его. Для этого направьте предложение об урегулировании. Необходимо учитывать, что произвольно изменять условия контракта нельзя. В части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ приведен исчерпывающий перечень случаев, при которых в контракт могут быть внесены изменения. Заказчик в ходе досудебного урегулирования может предлагать поставщику изменить условия контракта по соглашению сторон только в рамках этих случаев.

2. И только если контрагент откажется от предложения или не ответит на него в срок, который установлен в предложении, законе или договоре (если такой срок не установлен – в течение 30 дней), обратитесь с иском в суд. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы в суде установлен Арбитражным процессуальным кодексом РФ. До подачи искового заявления и рассмотрения дела в Арбитражном суде необходимо оплатить госпошлину. Размер госпошлины за рассмотрение дела о расторжении контракта составляет 4000 руб. (подп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Подробнее о перечислении госпошлины см. Как организации перечислить госпошлину в бюджет.

Исковое заявление составьте в письменной форме (ч. 1 ст. 125 АПК РФ).

В исковом заявлении укажите:

  • требования к контрагенту (например, о возмещении ущерба, судебных расходов);
  • причины, на которых основываются исковые требования;
  • доказательства, которые подтверждают эти причины.

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в иске, приведен в части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а документы, которые следует приложить к иску, – в статье 126 указанного кодекса.

В судебном порядке контракт может быть расторгнут по нижеследующим основаниям.

1. Существенное нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (п. 2 ст. 450 ГК РФ). В частности, существенным может быть признано нарушение, когда товар поставляется ненадлежащего качества, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок для заказчика. Или если нарушения выявляются неоднократно и появляются вновь после устранения.

Также стороны могут указать в контракте те нарушения, которые будут являться для них существенными (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Например, просрочка выполнения работы поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Такой вывод подтверждают постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14 января 2009 г. № Ф04-8111/2008(18677-А45-50)Уральского округа от 14 января 2009 г. № Ф09-10140/08-С4.

Если суд расторгнет контракт по этому основанию, то вы должны будете внести информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно отметить такой момент. Если контракт расторгается по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта, то это не освобождает поставщика (исполнителя, подрядчика) от выплаты заказчику неустойки за нарушение обязательств. Начислить неустойку нарушителю нужно до даты расторжения контракта (т. е. когда прекратились обязательства). Об этом сказано в пунктах 310 постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. № 35.

2. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта (ст. 451 ГК РФ). В этом случае целесообразно до обращения в суд привести условия контракта в соответствие с новыми обстоятельствами или расторгнуть его (п. 2 ст. 451 ГК РФ). Если вы не договоритесь с контрагентом о новых условиях или расторжении, то тогда можно обратиться в суд. Суд расторгнет контракт, если будет доказано, что:

  • в момент заключения контракта стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру контракта и условиям оборота. Иными словами, приложив все возможные усилия для преодоления возникших обстоятельств;
  • из обычаев или существа контракта не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Как правило, суды не очень охотно идут на расторжение контракта в связи с существенным изменением обстоятельств и обычно ссылаются на отсутствие доказательств.

Ситуация: какие случаи относятся к существенным изменением обстоятельств при расторжении контракта

Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве нет.

В Гражданском кодексе сказано, что существенное изменение обстоятельств – такое изменение обстоятельств, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (абз. 2 п. 1 ст. 451 ГК РФ). Однако конкретные виды таких обстоятельств не установлены.

Суды при рассмотрении дел в каждом конкретном случае могут прийти к противоположным мнениям. Но, вместе с тем, существенным изменением обстоятельств, как правило, признают:

  • банкротство;
  • изменение финансового положения заказчика или исполнителя;
  • стихийные бедствия и другие случаи.

3. Другие случаи, предусмотренные гражданским законодательством, другими нормативными актами, самим контрактом (подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

2. Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:

  • оплату труда и начисления на оплату труда;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • прочие расходы;
  • другие выплаты, не запрещенные законодательством.

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81нписьма Минфина от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то нужно внимательно отнестись к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам – командировочные, премии и т. п. – или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

А вот оплачивать добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников из экономии субсидий нельзя. Специалисты Минфина России считают, что ДМС можно оплатить только за счет средств от приносящей доход деятельности и только с разрешения учредителя.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль