закупка эксплуатационных услуг

219

Вопрос

1. Планируем заключить контракты на оказание эксплуатационных услуг за нежилые помещения и на коммунальные услуги по данным помещениям в соответствии с п.23 ч. 1. ст.93 ФЗ-44. В плане-графике данные закупки отражаются одной строкой по КБК, извещение не публикуется, а сами контракты надо публиковать на официальном сайте?2. В 2015 г. заключали договор на возмещение коммунальных расходов, т. к. возмещение не является закупкой и не регулируется ФЗ-44, не включали в план график и не публиковали на ОС. Как будет правильнее поступить в 2016 г. п.23. ст. 93 или по-старому?

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 15.12.2015«1. Планируем заключить контракты на оказание эксплуатационных услуг за нежилые помещения и на коммунальные услуги по данным помещениям в соответствии с п.23 ч. 1. ст.93 ФЗ-44. В плане-графике данные закупки отражаются одной строкой по КБК, извещение не публикуется, а сами контракты надо публиковать на официальном сайте?
2. В 2015 г. заключали договор на возмещение коммунальных расходов, т. к. возмещение не является закупкой и не регулируется ФЗ-44, не включали в план график и не публиковали на ОС. Как будет правильнее поступить в 2016 г. п.23. ст. 93 или по-старому? »

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт

1. Нет не надо.

Заказчик обязан подавать в реестр контрактов сведения обо всех заключенных контрактах. Исключение установлено только для двух случаев. Например, если контракт заключен на основании п.23 ч.1 ст. 93 закона 44-ФЗ, то сведения о таком контракте подавать в реестр контрактов не нужно.

2. В 2016 году подход к данному вопросу не изменяется. То есть вы вправе заключить договор, предметом которого будет возмещение расходов Ссудодателя по оплате за потребленные вашим учреждением коммунальные услуги. В таком случае это не является закупкой,т.е. не регулируется нормами Закона 44-ФЗ. Кроме того, ваше учреждение может заключить договоры с энергоснабжающими организациями в соответствии с п.23 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, предметом которых будет на оказание услуг по содержанию и ремонту указанного нежилого помещения, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику в безвозмездное пользование. При этом обратите внимание на особенности, в каких случаях арендатор (ссудополучатель) вправе напрямую заключать такие договоры с энергоснабжающими организациями (см. рекомендацию 2).

Обоснование
 

1. Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как подать сведения о контракте в реестр контрактов

Казначейство России ведет в электронном виде реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Правила ведения реестра контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084.*

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы реестр контрактов размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Об этом сказано в статье 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Как подать информацию

Порядок представления сведений в реестр контрактов утвержден приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н. Он является единым и применяется независимо от того, за счет каких средств заключен контракт.*

В соответствии с этим порядком в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта сведения о нем нужно подать в Казначейство России.

Какую информацию нужно подать в реестр

Заказчики подают сведения в реестр контрактов обо всех заключенных контрактах, в том числе о тех, которые заключены по результатам закрытых способов определения поставщиков (исключение установлено только для двух случаев).* При этом если сведения о закупке составляют государственную тайну, то Казначейство России включит их в отдельный реестр (ч. 7 ст. 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Такие разъяснения приведены в письмах Казначейства России от 23 апреля 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-272Минфина России от 14 апреля 2014 г. № 02-02-06/16835.

Главбух советует: При работе на сайте www.zakupki.gov.ru пользуйтесь размещенными на нем инструкциями для пользователей. В частности, для работы со сведениями о контракте воспользуйтесь документом «Руководство пользователя Реестр контрактов и Реестр банковских гарантий». Для этого найдите раздел «Документы», далее – «Руководство пользователя». Порядок работы со смежными системами (в частности, «электронный бюджет») смотрите в разделе «Регламентные документы».

В реестры контрактов не подавайте сведения о некоторых закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). А именно:

1) о малых закупках, сделанных:

Причем это распространяется и на покупки за наличные, сделанные подотчетниками;

2) о контрактах на закупку (с 1 января 2015 года):

3) о контрактах, которые заключают библиотеки, образовательные и научные учреждения, на приобретение доступа к информации из зарубежных баз данных и баз международных индексов научного цитирования:

Подробнее о таких закупках см. здесь.

Об этом сказано в части 1 статьи 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 14 статьи 1 Закона от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ, пункте 3 статьи 22 Закона от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ, пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084, и разъяснено в части наличных расчетов в пункте 2 совместного письма от 5 августа 2014 г. Минэкономразвития России № 18505-ЕЕ/Д28-и и Минфина России № 02-02-0439043.

Однако заказчики, являющиеся ПБС, должны включать сведения о таких договорах в реестры закупок, которые они ведут самостоятельно (п. 1 ст. 73 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетным учреждениям такие реестры вести не нужно (письмо Минфина России от 19 сентября 2012 г. № 02-11-08/3805).

Также не нужно направлять в реестр контрактов информацию:

  • о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта;
  • о внесении изменений в контракт после каждого подписания акта приемки услуг;
  • об исполнении (оплате) очередного этапа контракта.

Сведения об исполнении контракта в реестр контрактов направляйте уже после полного исполнения контракта (всех его этапов). При этом если отдельным этапом исполнения контракта предусмотрена приемка товаров, работ или услуг, то документ о приемке (товарную накладную или акт выполненных работ) необходимо разместить в реестре контрактов вобычном порядке.

Об этом сказано в письме Казначейства России от 30 июля 2015 г. № 05-07-05/31пункте 2 письма Казначейства России от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5, от 25 сентября 2014 г. № 23232-ЕЕ/Д28и.

Внимание: контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате. Исключение установлено только для тех случаев, когда подавать сведения о договорах в реестр не нужно.* Об этом сказано в части 8 статьи 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 11 июля 2014 г. № 02-03-10/34010, указывая на то, что финорган вправе установить в порядке санкционирования на местном уровне положения об отказе в проведении оплаты контракта, если сведения о нем отсутствуют в реестре контрактов.

За непредставление или несвоевременное представление сведений Казначейству России предусмотрена административная ответственность. Так, проверяющие могут оштрафовать должностных лиц учреждения (осуществляющих функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии) на сумму 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31ст. 2.4 КоАП РФ).

2.Из рекомендации

«Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество»

В настоящее время не выработан единый подход к оформлению отношений по оплате коммунальных расходов арендодателю. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому вопросу также нет.

Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений* между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате. В частности:

Далее рассмотрим плюсы и минусы различных вариантов расчетов.


Вариант 2. Арендатор сам заключает контракты с поставщиками коммунальных услуг

Этот вариант организации расчетов является самым оптимальным с точки зрения контролирующих ведомств. При этом учреждение в общем порядке заключает контракты с поставщиками услуг как с единственными поставщиками. Но, к сожалению, его можно применять только в части услуг энергоснабжения.*

Вариант 3. Арендатор возмещает арендодателю коммунальные расходы отдельным платежом

И последний вариант – это возмещать расходы на основании данных, которые предоставляет арендодатель. То есть расчеты в этом случае происходят по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.* Как правило, условие об этом устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но может быть оформлено и отдельным соглашением, например договором о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420421779 ГК РФ). В этом случае оплата коммунальных услуг за арендованное имущество не подпадает по действие Закона о контрактной системе. Потому что арендатор фактически не приобретает услуги, а возмещает расходы арендодателю.* Специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях подтверждают возможность оформить отношения таким образом. Кроме того, готовится законопроект, который узаконит такую практику.

Тем не менее до появления официальных разъяснений учреждение должно само принять решение о том, как оформить отношения с арендодателем в части оплаты коммунальных услуг.

Договор арендатора с коммунальными службами

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это, в свою очередь, позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ. В рамках Закона о контрактной системе заключить такой договор можно с гарантирующим поставщиком электроэнергии без проведения конкурентных процедур (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАСПоволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг (поставка тепловой энергии, воды и газа), если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ). При этом если оформление правоотношений с коммунальными службами напрямую возможно, то у арендатора есть возможность заключить с ними контракты как с единственными поставщиками по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757).

Следует отметить, что к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг.* В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу. Однако специалисты контролирующих ведомств считают его самым оптимальным для учреждений, которые проводят закупки по Закону о контрактной системе.

3.Письмо Минэкономразвития России от 27.07.2015 N Д28и-2151

«Вопрос: О размещении в Единой информационной системе информации о контрактах, заключенных в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Ответ:

«Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, заключенного в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в Единой информационной системе также не размещается.*

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.»

Директор Департамента

развития контрактной системы

М.В.ЧЕМЕРИСОВ

4. Письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2395

Вопрос: Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях возмещения затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком, или в целях оказания коммунальных услуг.

Ответ:

«Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводятся в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ (за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).

При этом согласно пункту 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

В этой связи следует отметить, что возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды.

Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при заключении контракта на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

В случае если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями), переданным ему в безвозмездное пользование или оперативное управление, то такой заказчик вправе заключить контракт на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг по содержанию и ремонту указанного нежилого помещения, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.».*



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль