Размер крупной сделки, предусмотренный Уставом

339

Вопрос

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.В нашем случае 10% - 65 699 р. 02 к. А в Уставе учреждения сделка признается крупной от 100 000 рублей. Является ли данное условие Устава правомерным?Признаются ли крупными сделками, закупки, свыше указанной суммы (10% - 65 699 р. 02 к.)?Если да, то какой будет процедура проведения данных сделок?

Ответ

Ваш вопрос от 22.12.2015«Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В нашем случае 10% - 65 699 р. 02 к. А в Уставе учреждения сделка признается крупной от 100 000 рублей. Является ли данное условие Устава правомерным?
Признаются ли крупными сделками, закупки, свыше указанной суммы (10% - 65 699 р. 02 к.)? Если да, то какой будет процедура проведения данных сделок? »

Отвечает Екатерина Самодурова, эксперт
В соответствии со статье й14 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, уставом автономного учреждения может быть предусмотрен только меньший размер крупной сделки, чем 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Следовательно, факт того что уставом учреждения предусмотрен больший размер крупной сделки, чем 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, является не правомерным. Поэтому и закупки на сумму свыше 65 699, 02 руб. в данной ситуации для учреждения будут являться крупными сделками. Совершать крупные сделки учреждение вправе только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения (пункт 1 статьи 15 ФЗ №174-ФЗ). Проведение закупок проводите в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (если соблюдены обязательные условия). Если условия не выполнены, применяйте Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Обоснование
 

1. Из рекомендации

Крупная сделка

Крупная сделка – сделка (несколько взаимосвязанных сделок), цена (стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества) по которой превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Такая сделка должна быть связана с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное (автономное) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или залог. Об этом сказано в статье 14 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.*

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

«Статья 14. Крупные сделки

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.*

Статья 15. Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения

1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

2. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.*

3. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.»

3. Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как приобретать товары (работы, услуги) автономным учреждениям

При приобретении товаров, работ, услуг автономные учреждения могут применять порядок проведения закупок, установленный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.* Кроме того, положениями Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗимеют право руководствоваться бюджетные учреждения при закупках за счет средств от платной деятельности.

Внимание: в помощь заказчикам ФАС России разработала стандарт закупочной деятельности. Он не является обязательным для применения, а содержит советы и предложения, которые помогут учреждению разобраться и грамотно подойти к процедуре закупок.

Для того чтобы проводить закупки по Закону № 223-ФЗ, должны быть выполнены некоторые обязательные условия.*

Порядок, установленный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, не применяется в случаях:

  • купли-продажи ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;
  • заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (кроме договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и предусматривают поставки товаров);
  • приобретения биржевых товаров в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ;
  • проведения закупок в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Проводить закупки в соответствии с этим законом автономные учреждения должны:
    – при нарушении сроков размещения Положения о закупке;
    – при осуществлении капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности как за счет бюджетных инвестиций, так и за счет субсидий на капвложения. При этом под капвложениями нужно понимать операции по строительству, реконструкции или приобретению недвижимости в государственную (муниципальную) собственность. Капитальный ремонт, несмотря на такое название, капитальными вложениями не считается;
  • закупок в области военно-технического сотрудничества;
  • закупок в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • заключения и исполнения договоров об электроэнергетике, которые являются обязательными для субъектов оптового рынка – участников обращения электрической энергии и (или) мощности;
  • когда головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа открывает отдельный счет в уполномоченном банке и заключает с этим банком договор о банковском сопровождении сделки (по Закону от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ);
  • когда учреждение является агентом в рамках агентского договора и проводит закупки от имени и за счет принципала. А вот закупки по такому договору от имени и за счет заказчика все же подпадают под действие Закона № 223-ФЗ.

Об этом сказано в части 4 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в части субсидий на капвложения также разъяснено в письмах Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 02-02-08/68298от 29 декабря 2014 г. № 02-02-04/68092,от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591, а про агентский договор – в пункте 1 письма Минэкономразвития России от 30 июля 2015 г. № Д28и-2258.

Кроме того, применять Закон № 223-ФЗ не нужно, когда сделка не предполагает закупку товаров, работ, услуг. Например, при перечислении вступительных и членских взносов в СРО, штрафов, госпошлин, налогов, платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 14 августа 2015 г. № Д28и-2353от 16 февраля 2015 г. № Д28и-364.

Подготовка к закупке

Для того чтобы закупать товары, работы, услуги в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, заказчик обязан разработать и разместить на официальном сайте закупок:

Такой порядок следует из части 2 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: если учреждение не разместило на официальном сайте Положение о закупке или вовсе его не приняло, оно должно при проведении закупок руководствоваться Законом о контрактной системе. При закупках без применения данного закона участник закупки вправе обжаловать действие учреждения в антимонопольном органе. Такой вывод следует из положений пункта 3 части 10 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Если учреждение решило проводить закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то применять его нужно как при закупке товаров для собственных нужд, так и для их дальнейшей перепродажи (письмо Минэкономразвития России от 2 сентября 2011 г. № Д28-317).*

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль