Нецелевое использование субсидий

369

Вопрос

Расходы будут признаны не целевыми даже если мы не участники бюджетного процесса?

Ответ

Ваш вопрос от 25.12.2015«»

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

К бюджетным учреждениям бюджетная ответственность (бюджетные меры принуждения) не применяется, так как данные учреждения не являются Участниками бюджетного процесса (письмо Минфина России от 24.04.2015 г. № 02-10-09/23856). Исключение – если учреждению переданы полномочия ПБС.

Административная и уголовная ответственность к бюджетным учреждениям применяется в общем порядке. Меры ответственности за нарушение порядка использования субсидий (помимо административной ответственности) могут быть установлены в заключенных между учредителем и подведомственным учреждением соглашениях о предоставлении субсидий. Такой вывод следует из пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 г. № 671.

Условия и порядок предоставления целевой субсидии на федеральном уровне определяет Правительство РФ, а на региональном и местном – соответствующий госорган субъекта или местная администрация (абз. 4 п. 1 ст. 78 БК РФ).

Как правило, госорганы предусматривают возврат той части субсидии, которая была использована не по целевому назначению. И это логично. Ведь если расходы признаны нецелевыми, то учреждение должно было оплатить их за счет других источников. Поэтому израсходованные средства возмещают на счет по учету целевых субсидий.

Обоснование
 

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как отразить в бухучете бюджетного и автономного учреждения возврат целевой субсидии, использованной не по целевому назначению. Нецелевка выявлена по субсидии прошлого года. Поставщик средства не возвращает

Если учредитель выявил, что часть целевой субсидии прошлого года была израсходована не по назначению, и принял решение о возврате этой суммы в бюджет, то поступите так. Восстановите кассовый расход по КФО 5 и перечислите деньги в бюджет. Несмотря на то что официальных разъяснений по данному вопросу нет, специалисты профильных ведомств придерживаются именно такой позиции.

Объясним почему и расскажем подробнее, как это сделать на практике.

Условия и порядок предоставления целевой субсидии на федеральном уровне определяет Правительство РФ, а на региональном и местном – соответствующий госорган субъекта или местная администрация (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Как правило, госорганы предусматривают возврат той части субсидии, которая была использована не по целевому назначению. Например, правительство Москвы установило эту обязанность в пункте 11 Порядка, утвержденного постановлением от 8 декабря 2011 г. № 587-ПП. И это логично. Ведь если расходы признаны нецелевыми, то учреждение должно было оплатить их за счет других источников. Поэтому израсходованные средства надо возместить на счет по учету целевых субсидий. Сделать это нужно за счет тех средств учреждения, за счет которых должны были быть произведены расходы (субсидии на госзадание, средства от платной деятельности).

Для этого перечислите нужную сумму со счета для учета операций со средствами учреждения (например, на федеральном уровне это лицевые счета 2030) на счет по учету операций со средствами целевых субсидий (2131). После чего восстановленную на счете сумму перечислите в доход бюджета.*

Порядок отражения в учете операций по возврату в бюджет средств, использованных не по целевому назначению, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Операции по возврату части целевой субсидии, израсходованной не по назначению, отражайте в учете следующими проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Сторнирован доход в виде целевой субсидии (в сумме выявленного нецелевого использования) Методом «красное сторно»
5.205.81.560 5.401.10.180
2. Отражено уменьшение задолженности в сумме средств, привлеченных на осуществление расходов за счет средств целевой субсидии в рамках:
2.1. – платной деятельности 2.304.06.830 2.201.11.610
одновременно увеличение забалансового счета 18 (по соответствующему коду КОСГУ)
2.2. – деятельности на госзадании 4.304.06.830 4.201.11.610
одновременно увеличение забалансового счета 18 (по соответствующему коду КОСГУ)
3. Отражено восстановление суммы целевой субсидии, использованной не по целевому назначению 5.201.11.510
одновременно уменьшение забалансового счета 18 (по соответствующему коду КОСГУ)
5.304.06.730
4. Отражено перечисление средств, использованных не по целевому назначению, в доход бюджета 5.205.81.560 5.201.11.610
одновременно уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 180)

Стоит отметить, что некоторые финансовые органы указывают, что заимствовать средства через счет 0.304.06.000 можно только внутри одного лицевого счета (например, по учету средств от платной деятельности и субсидий на госзадание). Однако в данном случае счет 0.304.06.000 закроется внутри одного КФО и на бухгалтерскую отчетность не повлияет. В любом случае приведенную корреспонденцию счетов согласуйте с учредителем (финансовым органом; Казначейством России).

Такой порядок установлен пунктами 47273146147 Инструкции № 174н.

Пример отражения в бухучете возврата в бюджет части целевой субсидии, использованной не по целевому назначению

Бюджетное учреждение «Альфа» в 2014 году получило от учредителя целевую субсидию на ремонт здания администрации в размере 1 000 000 руб. Соглашением о выплате предусмотрен возврат субсидии в случае выявления ее нецелевого использования.

«Альфа» в течение 2014 года провела ремонт здания. Деньги были израсходованы полностью. Отчет об использовании субсидии учредитель утвердил 26 декабря 2014 года.

В марте 2015 года в ходе контрольных мероприятий учредитель выявил нарушение условий предоставления целевой субсидии. В соответствии с данными первичной документации по произведенному ремонту было выявлено, что «Альфа» в рамках субсидии также оплатила комплекс работ по благоустройству территории на сумму 90 000 руб. Данные расходы соглашением предусмотрены не были.

Проверяющие приняли решение о возврате учреждением в текущем году части средств, использованных на благоустройство.

На основании акта проверки руководитель «Альфы» принял решение восстановить на лицевом счете остаток целевой субсидии в сумме 90 000 руб. и перечислить его в доход бюджета. Расходы на благоустройство отразить в рамках деятельности на госзадании (КФО 4).

В учете бухгалтер сделал следующие проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
2014 год
1. Получена целевая субсидия на ремонт здания 5.201.11.510 5.205.81.660 1 000 000
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 180)
2. Начислен доход от целевой субсидии на дату утверждения отчета о ее использовании – 26 декабря 2014 года (на основании бухгалтерской справки ф. 0504833) 5.205.81.660 5.401.10.180 1 000 000
2015 год (операции по акту проверки)
3. Сторнирован доход в виде целевой субсидии (в сумме расходов на благоустройство территории) Методом «красное сторно» 90 000
5.205.81.660 5.401.10.180
4. Отражено уменьшение задолженности в сумме средств, привлеченных на осуществление расходов за счет средств целевой субсидии, в рамках госзадания 4.304.06.830 4.201.11.610 90 000
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 226)
5. Отражено восстановление суммы целевой субсидии, использованной не по целевому назначению 5.201.11.510 5.304.06.730 90 000
Уменьшение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 226)
6. Отражено перечисление средств, использованных не по целевому назначению, в доход бюджета 5.205.81.560 5.201.11.610 90 000
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 180)

Из справочника

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение Вид ответственности Мера ответственности Основание
Нецелевое использование бюджетных средств1* Административная*

Штраф:

для организаций – от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

для должностных лиц2 организации – от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо2 организации также может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет

ст. 15.14 КоАП РФ
Бюджетная Передача части полномочий ГРБС (РБС), ПБС, уполномоченному по соответствующему бюджету3 ч. 2 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ

Бесспорное взыскание суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими6

Приостановление или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)

ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ
в крупном размере (1 500 000 –7 500 000 руб.) Уголовная

Одна из следующих мер (применяется к должностным лицам4 организации):

штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;

штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период 1–2 года;

принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

арест на срок до 6 месяцев;

лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 1 ст. 285.1 УК РФ
в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), или если совершено группой лиц по предварительному сговору

Одна из следующих мер (применяется к должностным лицам4 организации):

штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;

штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период 1–3 года;

принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 2 ст. 285.1 УК РФ
Нарушение условий предоставления субсидий (если действие не связано с нецелевым использованием)* Административная*

При нарушении ГРБС применяется одна из следующих мер ответственности для должностных лиц2:

штраф от 10 000 до 30 000 руб.;

дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет

ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ

Нарушение организацией:

штраф:

для организаций – от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии;

для должностных лиц2 организации – от 10 000 до 30 000 руб.

ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ


1 К участникам бюджетного процесса за нецелевое использование бюджетных средств могут применить все виды ответственности: административную, бюджетную и уголовную (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).

К бюджетным и автономным учреждениям бюджетная ответственность (бюджетные меры принуждения) не применяется, так как данные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (письмо Минфина России от 24 апреля 2015 г. № 02-10-09/23856). Исключение – если учреждению переданы полномочия ПБС.

Административная и уголовная ответственность к бюджетным и автономным учреждениям применяется в общем порядке. Кроме того, такие учреждения несут также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании, на выполнение которого предоставляются субсидии (совместное письмо от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545).

Меры ответственности за нарушение порядка использования субсидий (помимо административной ответственности) могут быть установлены в заключенных между учредителем и подведомственным учреждением соглашениях о предоставлении субсидий. Такой вывод следует из пункта 15Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.*

Из рекомендации «Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль