Порядок заключения и закрытия договоров бюджетным учреждением

395

Вопрос

порядок заключения и закрытия договоров бюджетным учреждением, нормативную базу. Учреждение заключает договоры согласно плана ФХД на текущий финансовый год на коммунальные услуги, услуги связи, охрану помещений, а также услуги по обслуживанию пожарной сигнализации и другого оборудования, то есть договоры на 2016год по которым будет ежемесячная оплата. Договоры, заключенные на 2015год должны быть обязательно закрыты путем заключения дополнительного соглашения или же допускается их пролонгация?

Ответ

Ваш вопрос от 28.12.2015«Подскажите, пожалуйста, порядок заключения и закрытия договоров бюджетным учреждением, нормативную базу. Учреждение заключает договоры согласно плана ФХД на текущий финансовый год на коммунальные услуги, услуги связи, охрану помещений, а также услуги по обслуживанию пожарной сигнализации и другого оборудования, то есть договоры на 2016год, по которым будет ежемесячная оплата. Договоры, заключенные на 2015год должны быть обязательно закрыты путем заключения дополнительного соглашения или же допускается их пролонгация? »

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Вы вправе сейчас заключать договоры на 2016 год при условии, что данные закупки внесены в план-график закупок на 2016 год и учреждению утверждены плановые назначения на 2016 год.

Договоры, которые были заключены на 2015 год, пролонгировать нельзя.

В случае, если у учреждения истекает срок договора, а возможность изменения объема и цены договора в пределах 10% не предусмотрена, то осуществите расторжение договора по соглашению сторон на фактически исполненный объем с отражением сведений в реестре контрактов.

В пункте 44 обзорного письма Федерального казначейства от 2 июля 2012 г. № 42-7.4-05/6.3-354 разъяснено, что при уменьшении объемов товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, рекомендовано оформлять соглашение о его расторжении по соглашению сторон. Хотя это письмо разъясняет порядок расторжения контрактов, заключенных в период действия Закона 94-ФЗ, считаем, что его можно применять и в настоящее время.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как составить план-график закупок

В соответствии с Законом о контрактной системе все закупки учреждения должны быть проведены в соответствии с планом-графиком. Он является основным документом, который нужно составить при планировании закупок учреждения на очередной финансовый год.

Внимание: проводить закупку без ее включения в план-график нельзя. Об этом напомнило Минэкономразвития России в письме от 29 января 2015 г. № Д28и-171.*

Порядок составления

План-график на 2016 год составляйте по форме, утвержденной совместным приказом Минэкономразвития и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20нПорядок формирования плана утвержден этим же приказом. Однако составлять его нужно с учетом особенностей, приведенных в дополнительном приказе данных ведомств от 31 марта 2015 г. № 182/7н. Об этом сказано в части 2 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

2.Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 1, ЯНВАРЬ 2015

Если объем поставки превышает запланированный

Контракты с единственным поставщиком на поставку коммунальных услуг заключены на сумму выделенных лимитов. Как быть, если выяснится, что объемы, прописанные в контракте, занижены (по факту поставки объемы больше), и по заявке будут выделены дополнительные лимиты? Каким образом внести изменения в контракты?

Отвечает
О.А. Беляева,
ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д. ю. н.

Можно заключить дополнительное соглашение на изменение объемов поставки на основании пункта «б» части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Но это возможно только в пределах 10 процентов от первоначально предусмотренного контрактом объема. Если по факту учреждению нужно больше, то следует внести изменения в план-график, а затем заключить новый контракт на новые объемы.*

3.Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

Условия о том, когда контрагент должен поставить товар (выполнить работы, оказать услуги), нужно обязательно прописать в контракте (ч. 13 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Сроки (период выполнения работ, услуг) указывайте в соответствии с условиями, которые были установлены в извещении и документации о закупке* (ч. 1 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно: в условия недопустимо включать положения о том, что контракт распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до его заключения (письма Минэкономразвития России от 29 июля 2015 г. № ОГ-Д28-10150от 22 июня 2015 г. № Д28и-1815). Так, например, если контракт вы заключаете после новогодних праздников, 13 января, нельзя включать в него условие, что «Контракт распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 1 января 2015 года».

Изменение условий контракта

По общему правилу изменять существенные условия контракта недопустимо, в том числе и его цену (ч. 2 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). А какие именно условия, помимо цены, считать существенными? Это условие о предмете контракта, об источнике финансирования, сроках приемки и оплаты,* а также условия, предусмотренные статьей 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в частности, об ответственности поставщика, о порядке и сроках оплаты). Так установлено в абзаце 2 пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ и разъяснено Минэкономразвития России в письме от 10 августа 2015 г. № Д28и-2323 и пунктах 23 письма Минэкономразвития России от 3 августа 2015 г. № Д28и-2286.

Но есть исключения из правил, когда изменить существенные условия все же можно. Так, в контрактах на строительство в пределах общей цены можно перераспределить стоимость отдельных статей сметного расчета. Но для этого надо прописать такую возможность в документации о закупке и самом контракте. Так считает Минэкономразвития России (письмо от 22 января 2015 г. № Д28и-101).

Другие случаи исключений изложены в части 1 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. С перечнем условий контракта, которые разрешается менять, можно ознакомиться в таблице.*

Ситуация: можно ли пролонгировать государственные (муниципальные) контракты

По общему правилу нельзя.* Но в 2015 году у заказчиков в некоторых случаях есть возможность изменить срок контрактов (а значит, и пролонгировать их), но только в пределах текущего года.

Далее рассмотрим общие правила, почему же нельзя. Исключения для 2015 года в учет принимать не будем.

Изменение условий контракта допускается в строго установленных случаях. Об этом прямо сказано в части 2 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Причем это правило установлено для всех контрактов (договоров), независимо от того, как они заключены:

Случаи, когда можно изменять условия контракта, установлены в части 1 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Их перечень приведен в таблице. Однако изменения срока исполнения контракта в этом перечне нет. А ведь пролонгация – это не что иное, как изменение срока: при пролонгации срок контракта продлевается. Поэтому контракт пролонгировать нельзя.*

Аналогичной позиции придерживается и ФАС России при проверках, о чем сказано в пункте 8 приложения к письму Казначейства России от 19 мая 2015 г. № 07-04-05/09-319, а также представители Минэкономразвития России в письмах от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757от 3 февраля 2015 г. № Д28и-235.

Внимание: для некоторых контрактов, срок исполнения которых завершается в 2015 году, предусмотрена возможность изменить их условия (ч. 1.1 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Правила, которые нужно соблюдать при этом, установлены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 198.

4. Из статьи журнала Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» №4, апрель 2013

Фактический объем услуг по контракту оказался меньше: порядок действий

Рассмотрим ситуацию, которая на практике встречается нередко. После размещения заказа бюджетным учреждением при выполнении работ выяснилось, что их фактический объем должен быть меньше. Можно ли внести изменения в заключенный гражданско-правовой договор? Давайте разбираться.

Нормы законодательства

Нормы Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг...» (далее – Закон № 94-ФЗ) жестко ограничивают возможность изменения контракта. Так, часть 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ предусматривает, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, кроме случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (договор энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком), а также установленных частями 4.266.2–6.4 статьи 9 указанного закона.*

Не подлежит изменению и количество поставляемых товаров (работ, услуг). Так, частью 4.2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ специально оговорены случаи заключения контракта без определения заранее объема фактически оказываемых услуг, выполняемых работ, когда данный объем определить невозможно.

В качестве исключения частью 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрена возможность одновременного изменения в ходе исполнения контракта цены контракта и количества поставляемых товаров, а также объема перечисленных в этой части оказываемых услуг. Если контракты на выполнение работ (оказание услуг) к числу вышеуказанных исключений не относятся, стороны не вправе согласовать уменьшение объема оказанных услуг и цены контракта. Возникает вопрос: как же тогда поступить?

Решение проблемы

По мнению автора, в рассматриваемой ситуации стороны контракта вправе расторгнуть его по обоюдному соглашению либо посчитать надлежащим образом исполненным в объеме фактически сложившихся потребностей заказчика с направлением в реестр контрактов соответствующих сведений.*

Никаких ограничений или специальных условий для расторжения контракта по соглашению сторон Закон № 94-ФЗ не устанавливает. Должно быть только взаимное согласие обеих сторон.

Поэтому, если у заказчика фактически нет потребности в выполнении всего объема работ, предусмотренного контрактом, он может быть расторгнут по соглашению сторон.

Отметим: в пункте 44 обзорного письма Федерального казначейства от 2 июля 2012 г. № 42-7.4-05/6.3-354 разъяснено, что при изменении объемов товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, рекомендовано оформлять соглашение о его расторжении по соглашению сторон.

В этом случае в реестр контрактов направляются сведения о расторжении контракта. В качестве причины расторжения можно указать обоюдное согласие сторон или сослаться на несоответствие объемов работ, установленных в контракте, фактическим потребностям бюджетного учреждения.*

При этом следует учитывать, что в случае расторжения договора обязательства сторон прекращаются с момента заключения соглашения о его расторжении, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (ст. 453 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, с момента заключения соглашения о расторжении контракта прекратится обязательство по выполнению тех работ, которые подлежали выполнению до момента его расторжения.

Л.П. Ситникова, эксперт по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях

5. Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2015 N Д28и-2478

«Вопрос: Об определении цены госконтракта на поставку электроэнергии и о возможности изменения существенных условий контракта при его исполнении.*

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2015 г. N Д28и-2478

«Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта,* а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.*

В этой связи следует отметить, что Правительством Российской Федерации не установлено каких-либо случаев, в которых при заключении государственного контракта на предоставление услуг по энергоснабжению указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.

Таким образом, цена контракта на поставку электрической энергии должна быть твердой и определяться на весь срок исполнения контракта.

Вместе с тем согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта (при осуществлении закупки путем заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) была предусмотрена этим контрактом, в том числе в случае увеличения по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшения предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.* Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.»

6. Закупки в вопросах-ответах: планирование на 2016 год

Здесь собраны ответы на самые интересные вопросы участников недавней онлайн-конференции. Вы можете прочитать их бесплатно, если зарегистрировались в Системе Главбух.

Бюджетное учреждение заключило контракт на молочную продукцию, но выбрать весь объем к концу года не может. Как быть?

В этом случае возможны два варианта развития событий. Если объем неисполненного обязательства меньше 10 процентов, то можно внести изменения в контракт – уменьшить цену и количество. Если же объем неисполненного обязательства больше 10 процентов, то стоит попробовать расторгнуть контракт по соглашению сторон. При этом поставщик не обязан идти вам навстречу. Подробнее*

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль