Оплата труда в автономном учреждении

300

Вопрос

подскажите, пожалуйста, каким правовым актом пользоваться при оплате труда автономным учреждением? Сейчас мы бюджетные, с 01.01.2016 планируется переход в автономное.

Ответ

Ваш вопрос от 28.12.2015«»

Отвечает Людмила Абрамова, эксперт

Системы оплаты труда в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для федеральных бюджетных и автономных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, ст. 144 ТК РФ.

Подробнее см. в рекомендации.

Обоснование
 

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как установить систему оплаты труда в автономном учреждении

<…>

«В автономных учреждениях система оплаты труда устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами.

В региональных (муниципальных) автономных учреждениях эти документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях. Об этом сказано в статье 144 Трудового кодекса РФ.

Порядок установления системы оплаты

Для федеральных автономных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, ст. 144 ТК РФ).

Систему оплаты труда устанавливайте с учетом:

Вместо квалификационных справочников учреждение может использовать профессиональные стандарты. Комплексный план их разработки на 2014–2016 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. Опубликованные в настоящее время профессиональные стандарты приведены в таблице.

При разработке системы оплаты труда определяются основной, вспомогательный и административно-управленческий персонал.

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, пунктах 2, 2(1), 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Обратите внимание на то, что учредители (ГРБС) вправе установить предельную долю зарплаты административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем объеме фонда оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (но не более 40%). А также утвердить перечень должностей, относящихся к данным категориям.

Если такие показатели и перечни установлены, то их также следует учесть при определении системы оплаты труда.

Это следует из пункта 10(2), Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Входящие в систему оплаты труда оклады, ставки зарплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера закрепите в:

Об этом сказано в статьях 135, 144 Трудового кодекса РФ и пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Внимание:распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Подробнее о содержании программы, ее этапах и заключении эффективных контрактов с сотрудниками см. Как установить систему оплаты труда в бюджетном учреждении.

Размеры окладов

Размер должностных окладов сотрудников устанавливает руководитель с учетом установленной в учреждении системы оплаты труда.

Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе (ПКГ) относятся занимаемые должности (п. 12, подп. «а» п. 31 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11). Для каждого вида экономической деятельности утверждены свои ПКГ. Действующие в настоящее время ПКГ приведены в таблице. ПКГ могут быть структурированы по квалификационным уровням. По каждому квалификационному уровню должностной оклад устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая нужна для соответствующей работы.

Если при формировании ПКГ не структурированы по квалификационным уровням, то все должности служащих, входящих в одну группу, считаются примерно равноценными по сложности выполняемой работы. Поэтому им может быть установлен одинаковый оклад для всех должностей, включенных в одну группу.

Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда (абз. 2 п. 11 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11).

При определении оклада, ставки зарплаты можно учитывать минимальные оклады, приведенные в примерных положениях об оплате труда.

Должностной оклад руководителя определяется трудовым договором.

Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера федерального учреждения устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Об этом сказано в пунктах 2(1), 3, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Компенсационные и стимулирующие выплаты

Кроме должностного оклада, системой оплаты труда могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Устанавливайте их в пределах фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда формируется автономным учреждением самостоятельно на календарный год исходя из доходов автономного учреждения (ч. 8 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Выплаты компенсационного характера для всех сотрудников учреждения можно установить в процентах к окладам, ставкам зарплаты или в абсолютных размерах. Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются, в частности, за работу:

  • с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ):
  • районный коэффициент;
  • – коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;
  • – коэффициент за работу в высокогорных районах;
  • надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149–154 ТК РФ):
  • – за совмещение профессий (должностей);
  • – за расширение зон обслуживания;
  • – за увеличение объема работы;
  • – за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором);– за сверхурочную работу;
  • – за выполнение работ различной квалификации;
  • – за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
  • со сведениями, составляющими государственную тайну (работу с шифрами, рассекречивание, засекречивание);
  • другие компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством или коллективными договорами (соглашениями).

Об этом сказано в пунктах 2(1), 4, 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, подпунктах «д»–«з» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, приказе Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Исключение из общего правила установления компенсационных выплат составляют районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти выплаты начисляйте на фактический заработок сотрудника с учетом выплат, установленных системой оплаты труда (оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты). Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 169-13.

Для стимулирования сотрудников к качественным результатам труда и их поощрения за работу предусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты;
  • за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Такие виды выплат приведены в Перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

При установлении системы оплаты труда (а также в трудовых договорах) нужно предусмотреть конкретные выплаты стимулирующего характера:

  • за интенсивность: надбавка за интенсивность, премии за высокие результаты работы и за выполнение особо важных и ответственных работ;
  • за качество работ: надбавка за квалификационную категорию, премия за образцовое выполнение госзадания;
  • надбавки за выслугу лет, стаж непрерывной работы;
  • премиальные выплаты по итогам работы: за месяц, квартал, год.

Также в системе оплаты труда (трудовых договорах) можно предусмотреть другие стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством или актами, содержащими нормы трудового права. Перечень рекомендуемых выплат приведен в подпунктах «а»–«г» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом показателей и критериев оценки эффективности их труда, разработанных в учреждении. Такие показатели (критерии) закрепите в коллективных и трудовых договорах, соглашениях, локальных актах (например, в Положении о стимулирующих выплатах). Об этом сказано в пунктах 2(1), 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Для федеральных учреждений принципы разработки показателей и критериев приведены в пункте 16 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11.

При разработке Положения о стимулирующих выплатах учреждение может руководствоваться Программой совершенствования системы оплаты труда. В частности, проанализировать установленные в учреждении выплаты, формально классифицированные как стимулирующие, но фактически не мотивирующие сотрудников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с целью их упразднения (раздел IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

О порядке и условиях назначения выплат стимулирующего характера руководителю учреждения см. Как начислить и отразить в бухучете премию руководителю учреждения.

Условия выплат премий и компенсаций, мер социальной поддержки изложите в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору). Сделать это нужно в форме, исключающей неоднозначное толкование таких условий и понятной сотрудником и работодателем. При этом в трудовом договоре укажите абсолютные размеры выплат или единицы измерения, в которых установлены выплаты (баллы, проценты), и условия, при которых они осуществляются. Об этом сказано в пункте 13 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда федерального автономного учреждения формируется из средств:

  • поступающих из федерального бюджета (субсидии на выполнение госзадания, целевые субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера);
  • поступающих от деятельности, приносящей доход.

Такой порядок установлен в пункте 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Документальное оформление

Все выплаты, назначенные сотрудникам в связи с введением новой системы оплаты труда (другими изменениями условий оплаты труда), должны найти свое отражение в трудовых договорах путем заключения дополнительных соглашений (ст. 57 ТК РФ, п. 2, 11, 15 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н). При заключении дополнительных соглашений или новых трудовых договоров используйте Рекомендации по оформлению трудовых отношений с сотрудником, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, в целях реализации программы совершенствования системы оплаты труда».

<…>

Ответ утвержден Натальей Зориной,

ведущим экспертом



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль