• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Проверки и контроль
  • » Мы являемся федеральным государственным учреждением и не можем провести уничтожение первичных бухгалтерских документов до проведения налоговой проверки. срок хранения документов истек, проверок не было и не планируется. Можно ли уничтожить документы или н

Мы являемся федеральным государственным учреждением и не можем провести уничтожение первичных бухгалтерских документов до проведения налоговой проверки. срок хранения документов истек, проверок не было и не планируется. Можно ли уничтожить документы или н

1412

Вопрос

Мы являемся федеральным государственным учреждением и не можем провести уничтожение первичных бухгалтерских документов до проведения налоговой проверки. срок хранения документов истек, проверок не было и не планируется. Можно ли уничтожить документы или н

Ответ

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Согласно п. 148 и 150 Перечня типовых управленческих документов, обра­зующихся в деятельности организации, с указанием срока хранения (далее - Перечень типовых документов), утвержденного Росархивом 06.10.2000, первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и являющиеся основанием для бухгалтерских записей, а также бухгалтерские учетные регистры хранятся пять лет. В силу п. 2.9 Указаний по применению Перечня типовых доку­ментов срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следую­щего за годом окончания их делопроизводством.

Подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность организаций в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществле­ние расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Налоговое законодательство содержит и иные специальные сроки, в тече­ние которых должны храниться первичные документы, подтверждающие произведенные расходы. Так, в соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ налогопла­тельщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока уменьшения налоговой базы текущего нало­гового периода на суммы ранее понесенных убытков.

Если налогоплательщик уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков в течение срока, превышающего четыре года, то с этого момента хранение первичных документов уже не определяется подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. В этом случае налогоплательщик имеет право уничтожить пер­вичные документы после того, как окончательно спишет убытки. Поскольку налогоплательщик вправе переносить убыток на будущее в течение десяти лет (п. 2 ст. 283 НК РФ), следующих за тем налоговым периодом, в котором он получен, то и указанные документы должны храниться не менее 10 лет.

В судебной практике по-разному оценивается факт отсутствия у налогопла­тельщика документов, подтверждающих расходы, с истекшим сроком хра­нения. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2005 № А79-1613/2005 сделан вывод, что первичные учетные документы должны иметься у налогоплательщика прежде всего в период составления налого­вой декларации. Отсутствие указанных документов на момент налоговой проверки не является безусловным основанием для вывода об отсутствии документального обоснования понесенных расходов. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2004 № А56-10982/04 указано, что у нало­гоплательщика не было обязанности хранить первичные документы более предусмотренного ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока.

Кроме того, суды неоднократно признавали, что отсутствие у налогопла­тельщика подтверждающих документов, уничтоженных в связи с истече­нием сроков хранения, не дает налоговым органам права признавать рас­ходы документально не подтвержденными. Это признано, в частности, решениями Арбитражного суда г. Москвы от 12, 13 июля 2006 г. № А40-12723/06-90-78, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.2005 № Ф04-7029/2005(15574-А70-33).

Однако ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19.04.2005 № А56-13450/04 отметил, что включение налогоплательщиком в состав внереализационных расходов в качестве убытка прошлых лет стоимости объекта незавершенного капитального строительства, а также затрат на составление эскизного проекта при отсутствии документов по данному объекту, так как срок их хранения истек, необоснованно. Суд прямо ука­зал, что налогоплательщик обязан сохранять все документы, относящиеся к расходам. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-02/84: при реализации имущества расходы на его при­обретение не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, если отсутствуют первичные документы по его приобретению, независимо от сроков хранения таких документов.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: и на основании норм налогового законодательства, и законодательства о бух­галтерском учете у учреждения отсутствует обязанность представлять пер­вичные документы, срок хранения по которым истек (проверяющим необхо­димо представить акт об уничтожении документов). Хранение документов свыше установленного законом срока является правом налогоплательщика, а не обязанностью. Привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, срок хранения которых к моменту направле­ния требования истек, неправомерно. Следовательно, документы с истек­шим сроком хранения могут быть уничтожены.

Вместе с тем определенный налоговый риск все же существует. Налоговые органы могут признать любые затраты, подкрепленные документами, состав­ленными с нарушениями, либо не подкрепленные первичными документами вообще, документально не подтвержденными. При наличии в судебной прак­тике различных точек зрения на обязанность налогоплательщика сохранять документы, подтверждающие расходы, предугадать исход возможного спора с налоговыми органами на данном этапе не представляется возможным. Учреждение должно быть готово отстаивать свою позицию в суде.

В случае признания судом совершения налогового правонарушения преду­смотрена следующая ответственность:

  • грубое нарушение правил учета расходов и объектов налогообло­жения, выразившееся в отсутствии первичных документов и в систе­матическом неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, повлекшее занижение нало­говой базы по налогу на прибыль, - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. (п. 3 ст. 120 НК);
  • непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для осуществления налогового контроля, - штраф в размере 50 руб. за каждый непред­ставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • неполная уплата налога на прибыль в результате занижения нало­говой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

В целях минимизации налоговых рисков учреждением может быть принято решение о сохранении всех документов, подтверждающих понесенные рас­ходы, как минимум до окончания проведения налоговой проверки.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль