На какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по приобретению светильников?

6674

Вопрос

На какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по приобретению светильников?

Ответ

Ответ: По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Порядок применения КОСГУ в настоящее время определен «Указаниями...», утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н.

Так, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам — за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В свою очередь, из содержания п. п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157 следует, что главными критериями отнесения нефинансового актива к основным средствам являются:

  • срок полезного использования (более 12 месяцев);
  • выполнение определенных самостоятельных функций.

Например, запасные части нередко могут использоваться в деятельности учреждения более 12 месяцев, но только в составе определенных основных средств (не самостоятельно) и, следовательно, они должна учитываться в составе материальных запасов (смотрите п. п. 98, 99, 118 Инструкции № 157н).

Обратите внимание, нередко у специалистов государственных (муниципальных) учреждений возникают сомнения в правомерности отнесения имущества к основным средствам, если цена приобретения такого имущества незначительна. Такие сомнения, по сути, безосновательны.

Дело в том, что применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не ставит возможность отнесения объекта к основным средствам в зависимость от его стоимости. В то же время Инструкцией № 157н предусмотрены специальные правила учета «малоценных» основных средств (стоимостью до 3000 рублей включительно).

К сожалению, из содержания вопроса не представляется возможным понять, о каком виде светильников идет речь. Однако несложно сформулировать правила, которыми должна руководствоваться профильная комиссия учреждения при отнесении данных объектов к основным средствам или материальным запасам.

1. Если речь идет об объектах, которые не требуется устанавливать (монтировать) на (в) объекты недвижимости, то они с большой долей вероятности будут соответствовать критериям отнесения к основным средствам, предусмотренным Инструкцией № 157н (пример — настольные лампы). Следовательно, они могут приобретаться за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

2. Если же установка (монтаж) все-таки требуются, то возможность учета объектов в качестве самостоятельных основных средств (порядок применения бюджетной классификации) должен быть определен на основе профессионального суждения должностных лиц учреждения, основанного на следующих критериях:

  • наличие принципиальной технической возможности использования имущества по прямому назначению вне объекта недвижимого имущества;
  • возможный демонтаж объекта не должен нанести несоразмерный ущерб зданию (сооружению);
  • демонтаж не должен повлиять на возможности использования объекта по прямому назначению;
  • функциональное предназначение объекта не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.

Кроме того, решение об учете устанавливаемых (монтируемых) объектов в качестве самостоятельных основных средств должно отвечать критерию рациональности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации, и затратами на ее сбор).

Так, например, если проектом (технической документацией) здания, принадлежащего учреждению, предусмотрена установка определенного количества типовых осветительных приборов, то вполне обоснованно можно говорить о том, что нормальное функционирование здания возможно только после установки приборов освещения. А демонтаж установленных осветительных приборов безусловно поставит вопрос о необходимости установки новых (в той или иной степени аналогичных прежним).

В такой ситуации приборы освещения обоснованно могут учитываться в составе материальных запасов (как впрочем и лампы, которые будут периодически приобретаться учреждением для замены вышедших из строя) и, соответственно, может применяться статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. При этом весьма сомнительно, что решение об обособленном учете каждого типового осветительного прибора в качестве отдельного основного средства может быть признано рациональным.

А вот какой-либо уникальный прибор освещения (например, уникальная люстра) вполне обоснованно может учитываться в качестве отдельного основного средства и приобретаться за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Как видим, решение об отнесении объекта нефинансовых активов к основным средствам или материальным запасам зависит от многих факторов. При этом существенное влияние на такое решение оказывает субъективное профессиональное суждение конкретных должностных лиц учреждения. Нередко такие суждения не совпадают с мнением должностных лиц органов финансового контроля, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (кстати, такие лица, как правило, не обладают всей информацией, необходимой для принятия обоснованного решения по отнесению конкретных объектов к основным средствам или материальным запасам).

Именно поэтому в 2010 году специалистами финансового ведомства была сформулирована следующая правовая позиция: отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и несет ответственность за правильность принятых им решений (Смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383).

Данная правовая позиция обоснованно может применяться получателями бюджетных средств и в нынешнем году. При этом в учреждении должен быть сформирован единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам. То есть должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится учреждением как к основным средствам, так и к материальным запасам. Отсутствие такого единого подхода может стать предметом претензий со стороны контролирующих органов.

И наконец, в ситуациях, подобных рассматриваемой, у учреждения всегда остается аргумент, сформулированный судьями ВАС РФ: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23).

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль