• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Как должен работник оформить справку для получения компенсации расходов на проезд до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта при следовании по маршруту Сургут — Анталья — Сургут?

Как должен работник оформить справку для получения компенсации расходов на проезд до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта при следовании по маршруту Сургут — Анталья — Сургут?

54

Вопрос

Как должен работник оформить справку для получения компенсации расходов на проезд до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта при следовании по маршруту Сургут — Анталья — Сургут?

Ответ

Вопрос: Как должен работник оформить справку для получения компенсации расходов на проезд до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта при следовании по маршруту Сургут — Анталья — Сургут? Компенсация расходов на оплату стоимости проезда предусмотрена «Правилами...», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.Ответ: В соответствии с абзацем 3 п. 10 «Правил...», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее - Правила № 455), в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
При этом из содержания абзаца 2 п. 12 Правил № 455, по сути, следует, что обязанность по истребованию и представлению подобной справки возлагается на работника. Кроме того, практика применения п. 10 Правил № 455 показывает, что любые расходы, связанные с получением справки о стоимости проезда, должны осуществляться за счет работника — к такому выводу работодатели приходят прежде всего на основании положений п. п. 5 и 6 Правил № 455.    

В абзаце 3 п. 10 Правил № 455 применяется формулировка «стоимость перевозки по территории Российской Федерации». В настоящее время преобладает подход, согласно которому под стоимостью перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), понимается стоимость перевозки от пункта пропуска до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорта (смотрите, например, письмо Минздравсоцразвития России от 20.10.2008 № 1501-13, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 № 03АП-3957/2009). Данный подход, по сути, подразумевает, применение положений абзаца 3 п. 10 Правил № 455 во взаимосвязи с абзацем 1 п. 10 данных Правил, который содержит подобное требование.
Обратите внимание: территориальные органы Росфиннадзора в отдельных случаях пытаются оспаривать обоснованность применения изложенной выше правовой позиции, однако суды, как правило, не соглашаются с ними (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 № 08АП-4464/11).

К сожалению, открытым остается вопрос о том, к какой категории должен принадлежать ближайший к месту пересечения границы аэропорт (аэродром), стоимость перевозки до которого должна быть указана в справке. Представляется, что риски возникновения претензий со стороны органов финансового контроля будут сведены к минимуму в том случае, если в справке будет указан международный аэропорт. Желательно, чтобы такой аэропорт включал в себя аэродром, способный принимать воздушные суда того класса, к которому относится судно, фактически осуществлявшее полет.      

В соответствии с абзацем 3 п. 10 Правил № 455 справка о стоимости перевозки должна оформляться транспортными организациями. В данном случае под транспортными организациями понимаются не только организации, непосредственно осуществляющие перевозку пассажиров, но и их уполномоченные агенты (п. 6 Правил № 455). Отсюда вывод: если справка оформляется агентом, в ней обязательно должны содержаться данные, позволяющие идентифицировать составившую ее организацию в качестве агента определенной авиакомпании.

По общему правилу справка о стоимости перелета должна быть представлена транспортной организацией, осуществившей перевозку. При ее отсутствии расходы на проезд оплачиваются на основании справки другой транспортной организации по минимальному тарифу в салоне экономического класса (письмо Минздравсоцразвития России от 20.10.2008 № 1501-13). Следует понимать, что в настоящее время тарифы различных транспортных организаций значительно отличаются. В этой связи представляется, что использование справки о стоимости проезда, предоставленной иной организацией, будет обоснованно только в том случае, если по объективным причинам ее невозможно получить в транспортной организации, осуществлявшей перевозку (например, в случае ее ликвидации).

И наконец, во избежание последующих разногласий при подтверждении произведенных расходов, работнику желательно проверить наличие в справке следующих реквизитов:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ и ее идентификационные коды (в частности, ИНН);
- наименование должностей лиц, ответственных за достоверность информации, содержащейся в справке;
- личные подписи указанных лиц.
Кроме того, в содержательной части справки среди прочей информации должны содержаться следующие данные:
- сведения о рейсе, номере билета (брони);
- личные данные пассажира, указываемые в проездном документе;  
- указание на то, что стоимость приводится применительно к перелету в салоне экономического класса;
- указание на конкретный аэропорт (ближайший к месту пересечения границы);
- указание на то, что стоимость перелета приводится на дату приобретения билета.

ЧАРТЕРНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Правила № 455 не предусматривают какого-либо специального порядка документального подтверждения произведенных расходов в том случае, если поездка осуществлялась на чартерном рейсе. В этой связи работодатели, как правило, отказываются принимать в качестве оправдательных документов справки о стоимости перевозки, оформленные туроператорами или туристическими агентствами, ссылаясь на недвусмысленное требование абзаца 3 п. 10 Правил № 455, в соответствии с которым такие справки должны оформляться исключительно транспортными организациями (смотрите, например, письмо Федерального казначейства от 18.08.2010 № 42-7.4-05/8.2-525).

Однако подобная правовая позиция далеко не бесспорна. Так, в соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
Чартер — это право на вместимость транспортного средства (ст. 787 ГК РФ). Таким образом, туроператор получает право на вместимость на определенных рейсах. Следовательно, стоимость проезда, которая включается в окончательную стоимость конкретного тура, формирует исключительно туроператор. В соответствии с п. 1 и п. 5 «Особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристического продукта организациями, занимающимися туристической деятельностью», утвержденных приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 08.06.1998 N 210, затраты по перевозке клиентов туристической фирмы включаются в себестоимость туристического продукта (путевки). Стоимости проезда пассажиров одного чартерного рейса, включенные в стоимости различных туров, могут различаться. Авиакомпании не располагают данными о стоимости авиабилетов на чартерные рейсы, так как передают туроператорам на договорной основе вместимость транспортного средства (часть вместимости).
Вместе с тем туроператор не имеет права выписывать билеты от своего имени, так как он не является перевозчиком и не имеет соответствующей лицензии. Оформление билетов, которые фактически являются договорами перевозки (ст. 786 ГК РФ), осуществляет авиакомпания.

На практике, отдельные авиакомпании просто отказывают в предоставлении справок о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочных документов (билетов) на чартерные рейсы, ссылаясь на отсутствие у них такой информации. В таких ситуациях в дополнение к договору на оказание туристических услуг, туристической путевке (иным бланкам строгой отчетности, кассовым чекам) в качестве оправдательного документа может быть представлена справка туроператора о стоимости перелета, включенной в стоимость определенного тура, согласованная с соответствующей авиакомпанией (или же к справке туроператора может быть приложена отдельная справка авиакомпании с указанием стоимости перевозки). Такой «компромиссный» вариант документального подтверждения расходов был признан правомерным Третьим арбитражным апелляционным судом в уже упоминавшемся выше постановлении от 14.10.2009 № 03АП-3957/2009.

Обратите внимание: каким бы способом не подтверждалась стоимость перевозки на чартерном рейсе, все равно останется вероятность отказа работодателя от оплаты данных расходов или же последующих претензий органов финансового контроля. Дело в том, что в настоящее время просто не существует внятной методики, по которой авиакомпании должны рассчитывать стоимость перевозки в подобных ситуациях.
Так, применение стоимости регулярного рейса авиакомпании до соответствующего аэропорта на территории РФ может быть признано некорректным, так как в Правилах № 455 речь идет о стоимости перевозки, включенной в стоимость перевозочных документов (билетов) на конкретный рейс (в данном случае на чартер). Кроме того, стоимость билета на регулярный рейс по территории РФ может не сильно отличаться от стоимости полета на чартерном рейсе в аэропорт, расположенный за рубежом.          
Если же при разработке Правил № 455 уполномоченные органы власти полагали, что стоимость проезда по территории Российской Федерации на чартерном рейсе будет определяться авиакомпаниями расчетным путем на основании объективных данных (общая стоимость перелета и протяженность маршрута по территории РФ), то логично было бы производить расчет в бухгалтерии работодателей на основании справок туроператоров об общей стоимости проезда и справок авиакомпаний о расстоянии до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорта.

Как правило, работодатели доводят до сотрудников сведения о комплекте документов, которые необходимо представлять для подтверждения произведенных расходов при полетах на чартерных рейсах. Если же по каким-либо объективным причинам такой комплект документов сформировать невозможно, работнику отказано в компенсации произведенных им расходов, то свою позицию ему, вероятно, придется отстаивать в суде.  


Отвечал В.В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль