• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Бюджетная классификация
  • » Наше образовательное учреждение приобрело следующие учебные наглядные пособия (материалы) для уроков «Рисунок и живопись», изготовленные из гипса: «Розетка» (стоимость - 900 руб.), «Голова Гермеса» (стоимость - 3500 руб.), «Орнамент - гроздь винограда» (с

Наше образовательное учреждение приобрело следующие учебные наглядные пособия (материалы) для уроков «Рисунок и живопись», изготовленные из гипса: «Розетка» (стоимость - 900 руб.), «Голова Гермеса» (стоимость - 3500 руб.), «Орнамент - гроздь винограда» (с

3533

Вопрос

Наше образовательное учреждение приобрело следующие учебные наглядные пособия (материалы) для уроков «Рисунок и живопись», изготовленные из гипса: «Розетка» (стоимость - 900 руб.), «Голова Гермеса» (стоимость - 3500 руб.), «Орнамент - гроздь винограда» (с

Ответ

Ответ: Даже самый поверхностный анализ положений «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, показывает: одни и те же объекты имущества при различных обстоятельствах могут учитываться как в составе основных средств, так и в составе материальных запасов.

Например, оборудование, как правило, приобретается с целью его использования в деятельности учреждения по прямому назначению. Очевидно, что в таких ситуациях оно должно учитываться в качестве основного средства. В то же время в отдельных случаях то же оборудование может быть приобретено для определения его характеристик (надежности, прочности, ресурса работы и т.п.). И здесь уже речь может идти о его использовании в течение сравнительно небольшого промежутка времени и учете в составе материальных запасов.

Другой пример. Очень многие объекты относятся к материальным запасам, так как являются составляющими частями более крупных (сложных) активов, рассматриваемых в качестве инвентарных объектов. Однако специфика применения таких объектов в конкретных учреждениях, конечно же, может стать достаточным основанием для их учета в составе основных средств.

Как видим, при отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) решающую роль играют профессиональные суждения конкретных должностных лиц, которые должны основываться на данных о:

  • предназначении материальных ценностей;
  • порядке их использования.

При этом всей полнотой информации для принятия взвешенного и обоснованного решения по данному вопросу обладают только сотрудники учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества.

Во избежание субъективного подхода при оценке уполномоченными должностными лицами правомерности применения в том или ином случае статей КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», в последние годы специалисты финансового ведомства неизменно формулируют следующую правовую позицию: отнесение материальных ценностей к основным средствам либо к материальным запасам относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета (смотрите, в частности, письма Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534, от 05.02.2010 № 02-05-10/383).

Существуют три простых правила, соблюдение которых позволит существенно снизить вероятность претензий со стороны органов финансового контроля в ситуациях, подобных рассматриваемой.

1. Уже на этапе принятия решения о приобретении того или иного имущества в учреждении должен быть сформирован «набор аргументов», обосновывающих применение соответствующей статьи КОСГУ. Итогом подобной работы должно стать оформленное в письменной форме Решение комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

2. В учреждении должен быть сформирован единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам. Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам.

3. Порядок применения бюджетной классификации при приобретении определенных активов (групп активов) можно согласовать путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним (к таким документам, например, относятся сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, методические рекомендации (указания)).

Применяя данные правила в рассматриваемой ситуации ваше учреждение могло оформить Решение профильной комиссии, согласно которому наглядные пособия (материалы), приобретаемые для использования на уроках «Рисунок и живопись», должны были учитываться в качестве материальных запасов. Такие материальные запасы, в свою очередь, можно было бы квалифицировать в качестве составных частей сложного инвентарного объекта «Кабинет рисования», представляющего собой совокупность наглядных пособий (материалов) и иных предметов, комплексно используемых в учебном процессе в течении периода, превышающего 12 месяцев.

Учитывая вышеизложенное, несложно сделать вывод: в рассматриваемой ситуации ревизоры могли только отразить в акте проверки финансового-хозяйственной деятельности свое профессиональное суждение, согласно которому наглядные пособия (материалы) целесообразно было учитывать в составе основных средств. А вот обоснованность квалификации расходов вашего учреждения по приобретению данного имущества в качестве нецелевого использования бюджетных средств весьма сомнительна. Как следствие, подобное решение с большой долей вероятности успешно может быть оспорено в установленном порядке (в том числе и в суде).

Какие аргументы могут приводить сотрудники учреждения в том случае, если должностные лица органа финансового контроля все-таки констатировали нарушение «нецелевое использование бюджетных средств»?

Во-первых, при обжаловании подобного вывода следует ссылаться на то очевидное обстоятельство, что окончательное решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов находится в компетенции должностных лиц учреждения. Кроме того, можно представлять соответствующие Решения комиссии по поступлению и выбытию активов (при наличии), а также ссылаться на сложившуюся в учреждении (группе учреждений, публично-правовом образовании) практику применения КОСГУ.

Во-вторых, следует обращаться непосредственно к ст. 289 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным:

  • утвержденным бюджетом;
  • бюджетной росписью;
  • уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
  • сметой доходов и расходов;
  • иным правовым основанием получения бюджетных средств.

Из содержания данной нормы, по сути, следует, что рассматривая данное нарушение, ревизорам необходимо всесторонне и объективно выяснять все обстоятельства в совокупности, а также выявлять причины и условия, способствовавшие отнесению расходов на определенные подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в каждом конкретном случае.

Так, если будет установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно, или же расходы осуществлялись в соответствии с официальными документами, которые обусловили применение конкретных статей (подстатей) КОСГУ, речи о нецелевом использовании бюджетных средств идти не должно (смотрите уже упоминавшееся выше письмо Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534).

В-третьих, ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23).

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль