• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В казенном учреждении работнику выдан аванс на приобретение авиабилетов для проезда к месту командировки. Командировка была отменена в связи с приездом комиссии. При сдаче билетов работнику вернули неполную стоимость билета. Правомерно ли возместить ему ш

В казенном учреждении работнику выдан аванс на приобретение авиабилетов для проезда к месту командировки. Командировка была отменена в связи с приездом комиссии. При сдаче билетов работнику вернули неполную стоимость билета. Правомерно ли возместить ему ш

5017

Вопрос

В казенном учреждении работнику выдан аванс на приобретение авиабилетов для проезда к месту командировки. Командировка была отменена в связи с приездом комиссии. При сдаче билетов работнику вернули неполную стоимость билета. Правомерно ли возместить ему ш

Ответ

Ответ: Под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Согласно ст. ст. 167, 168 ТК РФ при направлении в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Из положений действующего законодательства следует, что при служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах. Следовательно, любые расходы, обоснованно осуществленные работником в ходе выполнения служебного задания, производятся именно в интересах работодателя, а не работника (смотрите решение ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04). Такие расходы не могут оплачиваться за счет средств работников, так как они осуществлялись на основании соответствующих решений работодателя.

Таким образом, если билеты были приобретены на основании приказа о направлении сотрудника в командировку, а их возврат был осуществлен во исполнение приказа об отмене командировки, у казенного учреждения нет оснований для отказа в возмещении сотруднику данных расходов.

Обоснованность применения такой правовой позиции косвенно подтверждается и разъяснениями специалистов финансового ведомства, касающихся вопроса признания подобных расходов в целях налогообложения прибыли (смотрите, например, письма Минфина России от 02.05.2007 № 03-03-06/1/252, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616). В данных документах указывается на то, что признание расходов не ставится в зависимость от их результативности. В то же время расходы должны быть подтверждены соответствующими документами.

В рассматриваемой ситуации документами, необходимыми для подтверждения расходов, будут являться:

  • приказ о направлении в командировку;
  • документы, подтверждающие уплату комиссии (сбора) при оформлении авиабилетов;
  • приказ об отмене командировки (переносе ее сроков) с указанием причин такого решения;
  • документы, подтверждающий факт возврата билета и удержание сбора.

В то же время следует понимать, что подобные расходы казенного учреждения в отдельных случаях могут рассматриваться органами финансового контроля в качестве нарушения требований бюджетного законодательства.

Так, в рассматриваемой ситуации безусловная обязанность учреждения по возмещению сотруднику соответствующих расходов вовсе не означает, что при осуществлении контрольных мероприятий не будет рассматриваться вопрос об обоснованности принятия решений о направлении работника в командировку и об ее отмене. Следовательно, в данном случае все оправдательные документы должны быть оформлены таким образом, чтобы была возможность документально подтвердить: на всех этапах принятия решений должностные лица казенного учреждения руководствовались нормами действующего законодательства.

В частности, должны соблюдаться следующие принципы бюджетной системы РФ.

1. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Соответственно, согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Таким образом, решение о направлении сотрудника в командировку могло быть принято на законных основаниях только при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств и соответствующих объемов финансирования.

2. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

Следовательно, и решение о направлении сотрудника в командировку, и решение об ее отмене должны были быть обоснованы как с организационной, так и с экономической точки зрения.

Кроме того, напомним, что прекращение действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе пассажира воздушного судна предусмотрено ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

Согласно указанной статье пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Порядок расчета суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, а также порядок взимания сбора за отказ пассажира от полета установлены, соответственно, в разделах XIII, XIV Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155. Согласно данному документу многие комиссионные и другие сборы, уплачиваемые при приобретении авиабилетов, пассажиру не возвращаются.

Таким образом, действующим законодательством, регулирующим воздушные перевозки, установлено только взимание сбора в размере не более 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку, при отказе пассажира воздушного судна от полета менее чем за 24 часа до отправки. В случае возврата авиабилетов более чем за 24 часа до отправки воздушного судна пассажир вправе получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. Никаких штрафных санкций за отказ от полета по инициативе пассажира законодательством не предусмотрено.

Если условия, указанные во внутренних правилах перевозчика, не соответствуют общим правилам воздушных перевозок (например, в случае отказа от полета менее чем за 24 часа денежные средства не возвращаются или взимается сбор (штраф) в сумме, превышающей 25%), это противоречит общим правилам, установленным ст. 108 Воздушного кодекса РФ. При подобных обстоятельствах, во избежание последующих разногласий с органами финансового контроля, одновременно с возмещением расходов сотрудникам соответствующие претензии должны быть предъявлены авиакомпании.

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль