Остатки субсидии

53

Вопрос

Подскажите пожалуйста могут ли остаться субсидии 2015 года на начало 2016 года в бюджетном учреждении по какой либо статьи расходов?Это является ли нарушением,как неэффективное использование денежных средств? Не посредственно в нашем ОГБУ остались субсидии по КОСГУ 223.

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

Неиспользованные в текущем году остатки субсидии используют в следующем году в соответствии с планом ФХД на цели, ради которых учреждения созданы. Но только если учреждение полностью выполнило объем полученного госзадания. О выполнении госзадания учреждение должно отчитаться. Форма отчета приведена в постановлении Правительства РФ от 26.06.2015 г. № 640. И, если показатели госзадания не достигнуты, возможно, вам придется вернуть остаток субсидии в бюджет. Это следует из части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ,части 17 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и разъясняется в письме Минфина России от 29.12.2012 г. № 02-06-10/5394.

Принцип эффективности использования денежных средств требует, чтобы учреждения стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). К признакам неэффективного использования денежных средств можно отнести непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств. Поэтому если у учреждения остались остатки субсидии при наличии кредиторской задолженности, то это может быть оценено проверяющими как неэффективное использование субсидии.

Обоснование


Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

Формы финансового обеспечения

Бюджетным и автономным учреждениям финансовое обеспечение может поступить в виде:

субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

субсидий на иные цели;

грантов в форме субсидий;

лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) – в рамках выполнения переданных полномочий госорганов;

капвложений в объекты госсобственности в форме бюджетных инвестиций или субсидий на капвложения.

Об этом сказано в пунктах 14 статьи 78.1, статье 78.2пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ, части 3.13 статьи 2,части 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктах 56 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункте 9Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 590пункте 9 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

О том, как отразить в учете операции по санкционированию в части поступивших сумм, см. здесь.

Субсидии на госзадание

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания доводит бюджетным и автономным учреждениям учредитель (ч. 24 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 36 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Для региональных (муниципальных) учреждений порядок формирования задания и порядок его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФп. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Кроме того, дополнительно к заданию учредителю рекомендуют составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (п. 10.5 Комплексных рекомендаций по реализации Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, для бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска примерная форма соглашения утверждена постановлением мэрии г. Новосибирска от 2 марта 2011 г. № 1771.

Для федеральных учреждений всех типов форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. Обратите внимание, что отдельные положения этого порядка будут вступать в силу постепенно и в полной мере он начнет действовать только в 2020 году.

Помимо государственного задания, федеральное учреждение заключает с учредителем соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 41 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640).

Неотъемлемая часть соглашения – график перечисления субсидий (как для бюджетных, так и для автономных учреждений). В соответствии с графиком субсидию должны перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;

50 процентов (для образовательных учреждений – 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;

75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, которые:

оказывают услуги или выполняют работы в зависимости от сезонных условий (если учредителем не установлено иное);

реорганизуются или ликвидируются.

Такой порядок предусмотрен пунктами 45–46 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Неиспользованные в текущем году остатки субсидии используют в следующем году в соответствии с планом ФХД на цели, ради которых учреждения созданы. Но только если учреждение полностью выполнило объем полученного госзадания. При этом уменьшить размер субсидии на очередной год на сумму остатков субсидии учредитель не вправе.

О выполнении госзадания учреждение должно отчитаться. Форма отчета приведена в постановлении Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. И, если показатели госзадания не достигнуты, возможно, вам придется вернуть остаток субсидии в бюджет. Такое требование может быть установлено федеральными законами или законодательством на региональном и местном уровне.

Это следует из части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, части 17 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и разъясняется в письме Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 02-06-10/5394.*

Бухучет субсидий на госзадание

В бухучете субсидии, полученные на выполнение госзадания, учитывайте на счете 205.00 «Расчеты по доходам» по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (п. 21197 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Начисление субсидии отразите на дату, указанную в условиях заключенного с учредителем соглашения, в соответствии с графиком – в сумме поступлений (п. 93 Инструкции № 174нп. 96 Инструкции № 183н,письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 02-06-07/11164).

Учет операций по счету ведите в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов по поступлениям субсидий ведите в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Об этом сказано в пунктах 200–201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете субсидий, полученных на выполнение госзадания, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Субсидия, полученная на выполнение госзадания, должна пройти по статье КОСГУ 130«Доходы от оказания платных услуг» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Поэтому ее целесообразно отражать на счетах0.205.31.000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» и0.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг». Ведь именно эти счета соответствуют статье КОСГУ 130.

Однако в пункте 93 Инструкции № 174н для отражения доходов в сумме субсидии на госзадание есть только проводка: Дебет 4.205.81.560 Кредит 4.401.10.180. Но если вы будете использовать счета 4.205.81.000 и 4.401.10.180 с кодом КОСГУ 130, это приведет к несоответствию между отражением средств в бухучете и на лицевом счете учреждения. Поэтому для доходов от субсидии на госзадание наиболее правильно использовать счета 0.205.31.000 и 0.401.10.130. Но пока в Инструкцию № 174н не внесут соответствующие изменения, применение этих счетов закрепите в учетной политике и согласуйте с учредителем (п. 4 Инструкции № 174н).

Начисление дохода от получения субсидий, а также операции по их зачислению на лицевой счет отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход от получения субсидии на госзадание согласно условиям заключенного с учредителем соглашения (на основании бухгалтерской справки ф. 0504833) 4.205.31.560 4.401.10.130
2. Отражено поступление субсидии на лицевой счет 4.201.11.510 4.205.31.660
Увеличение забалансового счета 17(код аналитики 130)

На конец года учредитель перечислил вам субсидию не в полном объеме? Тогда на счете 4.205.31.000 должна числиться дебиторская задолженность (письмо Минфина России от 28 апреля 2015 г. № 02-05-10/24457). Ведь уменьшать (сторнировать) сумму субсидии без корректировки объема госзадания и соглашения нельзя.

Но если вам уменьшили размер субсидии (например, в связи с сокращением объема госзадания или же если вы не полностью его выполнили), тогда доход сторнируйте. Причем, если субсидию уже получили полностью, придется ее вернуть. Проводки такие:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Сторнирован доход от получения субсидии на госзадание при возврате в бюджет (на основании бухгалтерской справки ф. 0504833) Методом «красное сторно»
4.205.31.560 4.401.10.130
2. Отражено выбытие средств субсидии с лицевого счета 4.205.31.560 4.201.11.610
Уменьшение забалансового счета 17(код аналитики 130)

Если же вы или ваш учредитель решили отражать доходы от субсидии по правилам, приведенным в Инструкции № 174н (т. е. на счете 4.205.81.000), проводки можно посмотреть здесь.

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34Бюджетного кодекса РФ.*

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Росфиннадзор часто оценивает эффективность сделок и не менее часто выносит предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Однако сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия:

нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;

приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);

приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;

расходование средств без результата;

расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;

оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;

неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;

непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств,* а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;

приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 иопределение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

экономичность;

продуктивность;

результативность.

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль