Крупная сделка

124

Вопрос

УВАЖАЕМЫЕ ЭКСПЕРТЫ! СОГЛАСНО УТВЕРЖДЕННОГО ГОСЗАДАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЮТСЯ АВИАПОЛЕТЫ НА 12 000,0 ТЫС.РУБ. АКТИВ БАЛАНСА НА 01.01.2016 ГОДА 17 200,0 ТЫС.РУБ. 10% ЭТО 1 720,0 ТЫС РУБ. ВОЗНИКАЕТ КРУПНАЯ СДЕЛКА, КОТОРУЮ НУЖНО СОГЛАСОВАТЬ С УЧРЕДИТЕЛЕМ. АВИАПОЛЕТЫ ПРЕДПОЛАГАЮТСЯ НА РАЗНЫЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТ, Т.Е. БУДУТ РАЗБИТЫ ПО ЛОТАМ НЕ БОЛЕЕ 1 720,00 ТЫС.РУБ. И БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РАЗНЫЕ МАРКИ ВЕРТОЛЕТОВ. ТАК ЖЕ БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РАЗНЫЕ КОНТРАГЕНТЫ. НО ВО ВСЕХ ЛОТАХ БУДЕТ ПРОПИСАНО АВИАПОЛЕТЫ. ВОПРОС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ: ПРИ ПРОВЕРКЕ ФИНОРГАНАМИ НЕ БУДЕТ ЛИ ЭТО ОТНЕСЕНО К КРУПНОЙ СДЕЛКЕ И НЕ БУДЕТ ЛИ ЭТО СЧИТАТЬСЯ НЕЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУБСИДИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ. С УВ. МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Для бюджетного учреждения сделка является крупной, если ее сумма превышает 10 процентов балансовой стоимости активов. Совершить ее можно только с предварительного согласия учредителя. При этом надо убедиться в том, что уставом учреждения не установлен меньший размер крупной сделки (ч. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). То есть если цена одной сделки - одного договора не превышает10% балансовой стоимости активов, то сделка не является крупной(если иное не прописано в уставе учреждения).

В отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при направлении средств на цели, не предусмотренные планом ФХД (письмо Минфина России от 8 ноября 2012 г. № 02-11-08/4694).

Обоснование
 

1.Из журнала «УЧЕТ В ОБРАЗОВАНИИ», № 7, ИЮЛЬ 2015

Важные изменения по определению крупной сделки

О чем пойдет речь: в связи с доработкой порядка формирования отчетности бюджетные и автономные учреждения столкнулись с изменением баланса на начало 2015 года. Трудности возникают при определении крупной сделки. Минфин России разъяснил, что для расчета цены такой сделки нужно брать показатель актива баланса на начало текущего года. Есть и иные нюансы.

Владимир ЗАХАРЬИН, эксперт по бюджетному учету и налогообложению, к. э. н.

Крупная сделка

Как определить крупную сделку

Разъяснения даны в письме Минфина России от 14 мая 2015 г. № 02-07-07/27504

Крупная сделка может быть связана с распоряжением денежными средствами, отчуждением имущества, передачей его в пользование или в залог.

Основной критерий такой сделки – ее размер в стоимостном выражении. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), цена которой превышает 10 процентов балансовой стоимости активов. Это установлено пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).*

Однако бюджетные и автономные учреждения вправе предусмотреть и меньший ее размер, закрепив это в уставе.

Таким образом, крупную сделку определяют по показателю валюты баланса (ф. 0503730) на последний день отчетного периода. Обычно этот показатель равен валюте баланса на первый день, следующий за отчетным. Однако в бухгалтерском учете эти показатели могут не совпадать. К таким ситуациям относят реорганизацию (на первый день нового периода), изменение типа учреждения, внесение поправок в законодательство в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Все крупные сделки надо согласовывать с учредителем

В последнем случае изменение валюты баланса оправданно, если остатки по счетам стали развернутыми – отдельно в активе (дебиторская задолженность) и пассиве (обязательства) баланса.

Особенности согласования

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно использовать находящееся в оперативном управлении имущество. Это предусмотрено пунктом 10 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Однако есть исключения – это операции с недвижимым и особо ценным имуществом, крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

Без согласия учредителя такие операции могут признать недействительными. И сумма ущерба будет возложена на руководителя учреждения.

Регламент согласования крупных сделок устанавливает учредитель. Так, Минобрнауки России для подведомственных учреждений приказом от 18 ноября 2010 г. № 1188 утвердил Порядок согласования крупных сделок. В Порядке определен перечень необходимых документов:

  • сопроводительное письмо о предварительном согласовании сделки;
  • проект сделки со всеми приложениями к нему;
  • копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования;
  • копии конкурсной документации, документации об аукционе;
  • справка-обоснование целесообразности заключения сделки;
  • справка о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
  • расчет цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования.

Итоги баланса учреждения на конец 2014 года и на начало 2015 года не должны совпадать

Для учреждений, подведомственных другим учредителям, состав представляемых документов может быть иным.

2.Из статьи журнала «УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ», № 12, ДЕКАБРЬ 2014

Контроль целевого использования средств

Принцип целевого расходования выделенных средств закреплен не только в Бюджетном кодексе РФ, но и в Законе о контрактной системе, однако неоднозначность трактовки законодательства часто приводит к спорам в суде*. Поговорим о том, как учреждение может проверить себя в конце года, чтобы избежать проблем.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2014 г. № 15АП-5358/2014.

Как безопаснее трактовать законодательство

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный Бюджетным кодексом РФ, означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Но в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, после перечисления в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения эта субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. То есть на эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Однако, согласно статье 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» Кодекса РФ об административных правонарушениях, субъектами нарушения являются не только получатели бюджетных средств, но и иные организации, в том числе и бюджетные учреждения.

Такая трактовка нормы позволяет сделать вывод о том, что и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, и субсидии на иные цели для автономных и бюджетных учреждений, и бюджетные инвестиции законодатель относит к бюджетным средствам. А следовательно, ответственность за нецелевое использование средствк бюджетным учреждениям применяется.*

Что признают нецелевым использованием

В отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при направлении средств на цели, не предусмотренные планом ФХД (письмо Минфина России от 8 ноября 2012 г. № 02-11-08/4694). В связи с этим контролирующие органы проверяют, осуществляются ли расходы:*

1) согласно Указаниям о порядке применения КОСГУ (если они были предусмотрены при определении размера нормативных затрат);

2) в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии, плана ФХД и порядка применения КОСГУ (если они не были предусмотрены при определении размера нормативных затрат).

Другими словами, у проверяющих не будет достаточных оснований квалифицировать расходы в качестве нецелевого использования субсидии, если:

  • задание выполнено качественно, в полном объеме;
  • осуществление расходов не нарушает каких-либо положений соглашения о предоставлении субсидии и плана ФХД;
  • соблюдены Указания о порядке применения КОСГУ (действующие в 2014 году утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Расходы бюджетного учреждения могут быть квалифицированы проверяющими органами в качестве нецелевого использования бюджетных средств в таких случаях:

1) документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, не предусмотрена принципиальная возможность осуществления тех или иных расходов;*

2) расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации не соблюдались действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации и документы, служащие основанием для получения бюджетных средств.* › |

› | Если расходы бюджетного учреждения проверяющими будут квалифицированы в качестве нецелевого использования средств субсидии, то при возврате таких сумм в бюджет необходимо руководствоваться порядком, определенным в соглашении о предоставлении субсидии.

Анализ арбитражной практики

До настоящего времени окончательно не сложилась практика привлечения бюджетных учреждений к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.* Рассмотрим несколько таких судебных решений.

В постановлении от 21 мая 2013 г. № А74-4717/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым. Требование о наличии медицинского сертификата у сотрудника имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением норм лицензионного законодательства.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 31 января 2013 г. № А27-10241/2012сделал вывод, что несвоевременное повышение квалификации не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств. Суд отметил, что несвоевременное повышение квалификации не говорит о неисполнении медицинскими работниками своих функций в рамках программ ОМС и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 января 2013 г. № А82-23/2012рассматривалась выплата работникам учреждения надбавок за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда без проведения аттестации рабочих мест. Она была признана нецелевым использованием средств.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 5 мая 2010 г. № 07АП-3097/10 указал: состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считается законченным в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения. Причем независимо от наступления вредных последствий.

В постановлении от 28 февраля 2012 г. № Ф03-335/2012 ФАС Дальневосточного округа рассматривал неправомерную оплату командировочных расходов. Арбитры определили, что фактические обстоятельства, с которыми законодатель связывает предоставление госгарантии своему работнику в виде оплаты проезда из командировки, не наступили, в связи с чем имеет место нецелевое использование средств. Требование учреждения о признании предписания Росфиннадзора недействительным суд отклонил.

Важно запомнить
Мероприятия внутреннего контроля надо проводить своевременно.

Т.И. Фисенко, главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Дополнительно по вопросу:

Когда придется оформить решение об одобрении крупной сделки

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль