Исправление ошибок в учете ОС

484

Вопрос

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания. Учредитель выделяя субсидию, даёт право учреждению самостоятельно распределять всю сумму по статьям расходов. По итогам 2015 года госзадание выполнено полностью. На основании статей 17 и 30 83-ФЗ неиспользованный остаток по данной субсидии (она не целевая, поступает по КФО 2) остается в распоряжении института. В 2016 году обнаружена ошибка: монтаж пожарной сигнализации оплачен по статье 225. Годовая отчётность сдана. Проведена выборочная инвентаризация и теперь нужно пожарную сигнализацию поставить на учёт как основное средство, но не на всю сумму, а только частично (блок, пульт). Будет ди данная ошибка считаться нецелевым расходованием, привела ли эта ошибка к искажению бюджетной отчётности и как правильно поставить на учёт части элементов пожарной сигнализации?

Ответ

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Ошибкой признают неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухучете и бухгалтерской отчетности. Неверные проводки и неправильное заполнение отчетности это искажение бухгалтерского учета и отчетности.

Бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств.

Если ошибка в учете не привела к искажению остатков в балансе (например, операция была отражена по неверной статье КОСГУ), в учете ее можно не править. Достаточно сделать бухгалтерскую справку о признании ошибки в произвольной форме.

Постановку на учет произведите дополнительной бухгалтерской. Если нужно восстановить в учете остаток (например, по результатам инвентаризации, указаний проверяющих), то корректировать расходы не нужно. Для восстановления остатка используйте счет 0.401.10.180 «Прочие доходы».

Д 101.34.310 К 401.10.180 - принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство

Обоснование
 

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как исправить ошибки в бухучете и отчетности

Как правило, ошибкой признают неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухучете и бухгалтерской отчетности.* Так же оценивают ситуацию, когда операции вовсе не были зафиксированы в учете. Проще говоря, если вы по своей вине сделали неверные проводки или вовсе не отразили операцию, неправильно заполнили отчетность, то это ошибка.*

Ошибки могут возникнуть по разным причинам:

  • неправильно применяют законодательство о бухучете;
  • неверно используют учетную политику;
  • допускают неточности в вычислениях;
  • неправильно классифицируют и оценивают факты хозяйственной деятельности;
  • должностные лица совершают недобросовестные действия.

Основание для исправлений

Исправления оформляйте первичным учетным документом – Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) на основании документов, которые не были проведены в нужном отчетном периоде (например, акт об оказании услуг, дополнительное соглашение и т. д.). В Бухгалтерской справке отразите:

  • почему вносите исправления (т. е. дайте обоснование);
  • наименование исправляемого регистра бухучета (журнала операций), его номер (при наличии), период, за который он составлен.

Такой вывод следует из части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 7, 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Для отражения в бухучете операций, указанных в Бухгалтерской справке, главный бухгалтер (руководитель структурного подразделения) делает отметку в разделе «Отметка о принятии Бухгалтерской справки к учету». Такой порядок установлен в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Порядок исправления

Порядок исправления ошибки в регистрах бухучета зависит от ее характера. Если бухгалтер оформил неправильную проводку или излишне начислил какие-либо суммы – исправления вносите способом «красное сторно», если не доначислил – дополнительной бухгалтерской записью.

Исправления в электронный регистр вносит сотрудник, ответственный за его формирование (п. 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Для этого в бухгалтерской программе нужно сделать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

В бухучете исправления отражайте в зависимости от того, в какой момент была обнаружена ошибка – до момента представления отчетности или после.

Ошибка выявлена после представления отчетности

Ошибки, обнаруженные после представления отчетности, нужно исправить в день их обнаружения* (п. 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

В зависимости от характера ошибки исправления внесите дополнительной бухгалтерской записью или способом «красное сторно». Об этом прямо сказано в пункте 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

При этом специалисты контролирующих ведомств указывают на то, что единого подхода к исправлению ошибок нет, и рекомендуют вносить корректировку следующим образом:

  • если исправительная операция – это доначисление (снятие начисления) доходов или расходов, исправьте ошибку за счет расходов и доходов текущего периода. Сделать это можно способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью;
  • если нужно восстановить в учете остаток (например, по результатам инвентаризации, указаний проверяющих), то корректировать расходы не нужно. Для восстановления остатка используйте счет 0.401.10.180 «Прочие доходы».*

Если ошибка в учете не привела к искажению остатков в балансе (например, операция была отражена по неверной статье КОСГУ), в учете ее можно не править. Достаточно сделать бухгалтерскую справку о признании ошибки в произвольной форме.

При этом, чтобы избежать разногласий с проверяющими, варианты исправления ошибок прошлых лет согласуйте с учредителем и закрепите в учетной политике (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В этом случае они будут обязательными к применению как учреждением, так и проверяющими.

В учете казенных учреждений:

Однако в некоторых ситуациях возможны исключения. Так, например, главные администраторы средств федерального бюджета, финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами могут внести изменения в учетные данные в последний рабочий день отчетного финансового года. Сделать это можно при одновременном соблюдении следующих условий:

  • территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) еще не представили годовую бюджетную отчетность в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК);
  • в ТОФК представлены документы на внесение изменений и письменная информация с обоснованием необходимости внесения корректировок.

После представления годовой бюджетной отчетности ТОФК корректировка учетных данных возможна в исключительных случаях на основании письменных обращений (с обоснованием) в Федеральное казначейство. В случае положительного решения Федеральное казначейство направляет соответствующее поручение ТОФК.

Такие разъяснения приводит Казначейство России в письме от 14 января 2013 г. 42-7.4-05/2.2-21.

Пример исправления ошибки в бюджетном учете. Ошибка допущена в году, отчетность за который уже представлена

22 июня 2016 года бухгалтер казенного учреждения «Альфа» обнаружил, что в 2015 году в бухучете был неправильно отражен начисленный транспортный налог. Вместо 210 000 руб. было отражено 180 000 руб. В декларации налог рассчитан верно, и ошибка возникла только в бухучете.

Ошибка была найдена после того, как отчетность учреждения была представлена, поэтому выявленную ошибку отразили в составе расходов отчетного периода. Исправления в бухучет внесли дополнительной бухгалтерской записью на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Доначислен транспортный налог за 2015 год КРБ.1.401.20.290 КРБ.1.303.05.730 30 000

Пример исправления ошибки в бухучете. Ошибка допущена в году, отчетность за который уже представлена

22 июня 2016 года бухгалтер бюджетного учреждения «Альфа» обнаружил, что в 2015 году в бухучете был неправильно отражен начисленный транспортный налог в рамках деятельности, приносящей доход. Вместо 210 000 руб. было отражено 180 000 руб. В декларации налог рассчитан верно, и ошибка возникла только в бухучете.

Ошибка была найдена после того, как отчетность учреждения была представлена, поэтому выявленную ошибку отразили в составе расходов отчетного периода. Исправления в бухучет внесли дополнительной бухгалтерской записью на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Доначислен транспортный налог за 2015 год 2.401.20.290 2.303.05.730 30 000

Пример исправления ошибки в бухучете. Ошибка допущена в году, отчетность за который уже представлена, при принятии к учету основного средства

В ноябре 2016 года в учреждении «Альфа» прошла проверка. Проверяющие выявили, что бухгалтер учреждения ошибочно оплатил приобретение телефона с кода вида расходов 242 и списал эти расходы на финансовый результат текущего отчетного периода.

По указанию проверяющих бухгалтер принял к учету основное средство на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство 2.101.34.310 2.401.10.180*

Ситуация: как учреждению исправить ошибку в бухучете. Расходы на разработку проектно-сметной документации ошибочно отнесены в прошлом году на текущие расходы (счет 0.401.20.226), а не на капитальные вложения (0.106.31.000). В конце года показатели, собранные на счете 0.401.20.226, были закрыты на счет 0.401.30.000

Капитальные вложения восстановите в учете с помощью счета 0.401.10.180. Сторнировать операции по списанию затрат на счет 0.401.20.226, а также по заключению этого счета (на счет 0.401.30.000) не нужно. Объясняется это так.

По общему правилу если бухгалтер оформил неправильную проводку в отчетном периоде, за который отчетность уже представлена, то исправления вносятся в день обнаружения ошибки способом «красное сторно» (п. 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Однако единого подхода к исправлению ошибок нет.

Так, в рассматриваемой ситуации специалисты контролирующих ведомств рекомендуют для исправления ошибки в текущем году отнести стоимость проектно-сметной документации на капитальные вложения с использованием счета 0.401.10.180 «Прочие доходы» (как сумму излишков, обнаруженную по итогам года). То есть сторнировать проводки прошлого года в данном случае не нужно.

Кроме того, не сторнируйте корреспонденцию по закрытию показателей счета 0.401.20.226 на счет 0.401.30.000. Эта проводка делается для заключения счетов, то есть, по сути, не отражает хозяйственной операции. Поэтому исправлять ее не нужно.

В бухучете сделайте следующие записи.

В учете казенных учреждений:

На основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) сделайте проводку:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражены вложения в объект основных средств в сумме стоимости проектно-сметной документации на строительство КРБ.1.106.11.310 КДБ.1.401.10.180

В учете бюджетных учреждений:

На основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) сделайте проводку:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражены вложения в объект основных средств в сумме стоимости проектно-сметной документации на строительство 0.106.11.310 0.401.10.180

В учете автономных учреждений:

На основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) сделайте проводку:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражены вложения в объект основных средств в сумме стоимости проектно-сметной документации на строительство 0.106.11.000 0.401.10.180

Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:

  • выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • прочие расходы;
  • другие выплаты, не запрещенные законодательством.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, который установлен Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений значения нормативных затрат на выполнение госзадания утверждает учредитель (п. 14 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, письма Минфина от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то нужно внимательно отнестись к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам – командировочные, премии и т. п. – или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

А вот оплачивать добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников из экономии субсидий нельзя. Специалисты Минфина России считают, что ДМС можно оплатить только за счет средств от приносящей доход деятельности и только с разрешения учредителя.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622, от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ, КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ от 26.09.2012 №№ 02-13-07/3919, 42-7.4-05/5.1-545

[Об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений]

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с поступающими вопросами исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, сообщают.Обращение взыскания на средства бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ).Согласно положениям указанной нормы исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, являющегося должником (далее - учреждение - должник), направляется судом по просьбе взыскателя, либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов.

В соответствии с пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Кассовые расходы по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, на лицевом счете, открытом для учета средств, полученных учреждением - должником, в том числе, на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание), на основании пункта 15 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ осуществляются в пределах общего остатка средств на лицевом счете без предоставления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

При этом, учитывая, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств.*

Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия.1Согласно пункту 16 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ кассовые расходы на лицевом счете, открытом учреждению-должнику для учета операций со средствами, предоставленными учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в форме субсидий на иные цели (целевые субсидии) (далее - отдельный лицевой счет), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом.Для федеральных бюджетных учреждений Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2010 № 72н (далее - Порядок).Пунктом 24 Порядка определена особенность санкционирования на отдельном лицевом счете расходов для оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, предусматривающих обращение взыскания на средства учреждения.Согласно указанному пункту требования подпункта 5 пункта 20 Порядка, в части непревышения суммы, указанной в платежном документе, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду, установленному для целевой субсидии, учтенным на отдельном лицевом счете, не распространяются на санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. На основании указанной нормы кассовые расходы по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, могут производиться с отдельного лицевого счета в пределах общего остатка средств, учтенных на этом лицевом счете, без предоставления учреждением документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.При этом учреждение-должник указывает в платежном документе код целевой субсидии, только в случае если мероприятия, на реализацию которых предоставлена целевая субсидия, соответствуют обязательствам учреждения по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.В случае если учреждение-должник принимает решение о направлении средств, полученных им в установленном порядке от осуществления предусмотренной его уставом деятельности, на возмещение расходов, произведенных в связи с исполнением исполнительных документов за счет целевых субсидий, в платежном документе в поле "Назначение платежа" подлежит отражению код (коды) соответствующей целевой субсидии (субсидий), использованной для погашения требований, содержащихся в исполнительном документе.Ответственность за выполнение мероприятий, для финансового обеспечения которых была предоставлена соответствующая целевая субсидия, использованная учреждением-должником для исполнения требований исполнительных документов, несет руководитель учреждения.

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
Т.Г.Нестеренко

Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.Артюхин



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль