Локальные акты учреждения

631

Вопрос

есть ли необходимость иметь положения о бухгалтерии, о проведении экспертизы (по приемке товара от поставщиков) ит.д. Или достаточно будет закрепить в учетной политике?Из каких локальных актов должна состоять нормативная база школы 100%?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Да, в учреждении должно быть положение о бухгалтерии и учетная политика учреждения. Эти два документа должны регламентировать деятельность бухгалтерии.

Полный пакет локальных нормативных документов определяется в каждом учреждении самостоятельно и прописывается в уставе. В конце ответа приведены активные ссылки на формы локальных документов, применяемых в бюджетных учреждениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек.

Таким образом, для проведения экспертизы своими силами заказчик может принять соответствующий приказ о создании приемочной комиссии, утвердить состав такой комиссии, а также разработать положение о приемочной комиссии, определяющее порядок работы приемочной комиссии.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как организовать ведение бухучета

Все государственные (муниципальные) учреждения ведут бухучет по Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Также применяют в работе Бюджетный кодекс РФЗакон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и другие нормативно-правовые акты, регулирующие бухучет.

Особенности ведения бухучета для учреждений различных типов установлены отдельными нормативными документами:

Об этом сказано в пунктах 2 и 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Стоит отметить, что в части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения также должны вести бюджетный учет (с учетом положений Инструкции № 162н). Для того чтобы разграничить бухгалтерский и бюджетный учет, данные операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге) от имени органа власти, передавшего полномочия. Это следует из пункта 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснено в пунктах 11.1.1 и 11.1.3 совместного письма от 31 декабря 2013 г. Минфина России № 02-02-005/58618, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-897.

Помимо нормативно-правовых актов, учреждение должно руководствоваться собственными стандартами – инструкциями и положениями, которые утвердило самостоятельно для того, чтобы упорядочить бухучет. Также можно пользоваться официальными рекомендациями и разъяснениями в области бухучета (например, письмами Минфина России).

Организация бухучета

Ведение бухучета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Он обязан выбрать один из следующих вариантов, закрепив его в учетной политике:

  • возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или другого сотрудника учреждения;
  • передать по договору ведение бухучета другой организации (централизованной бухгалтерии).

Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 5 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внимание: решение о передаче ведения бухучета централизованной бухгалтерии (специализированной организации) вправе также принять учредитель. Но это должно быть установлено в уставе учреждения. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 24 апреля 2012 г. № 02-06-10/1469.

Если у учреждения есть обособленные подразделения, руководитель вправе возложить обязанность вести бухучет:

  • на бухгалтерию учреждения;
  • на бухгалтерию структурного подразделения (в т. ч. в части отдельных объектов учета).

Выбранный вариант нужно закрепить в положении о структурном подразделении и учетной политике учреждения. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 апреля 2014 г. № 02-01-11/18098 и от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3684.


<…>

Первичные документы и регистры

Бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания. Такие правила установлены статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Данные, которые содержатся в первичных документах, отразите в бухгалтерских регистрах. При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой). Такие правила установлены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внутренний контроль

Учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее об этом см. Как создать систему внутреннего контроля в учреждении.

2.Из рекомендации

Какие локальные акты должны быть разработаны в образовательной организации согласно новому закону об образовании в РФ?

Согласно ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в т. ч. регламентирующие:

  • правила приема обучающихся;
  • режим занятий обучающихся;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Обращаем внимание, что четкого перечня требуемых для образовательных организаций локальных актов закон не устанавливает. Основным документом, регламентирующим деятельность образовательных организаций, является его устав. Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регулирующих деятельность образовательной организации, прописывается в уставе. Причем локальные акты не могут противоречить уставу образовательной организации.

3.Из справочника

Примерный перечень локальных нормативных актов образовательной организации

Примерное название Правовое основание для наличия

Положение о филиале, реализующем программы школы

Положение о филиале, реализующем программы детского сада

Положение о филиале, реализующем программы школы и детского сада

Положение о структурном подразделении «Детский сад»

Части 2, 4 ст. 27 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Порядок учета мнения советов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, иных представительных органов обучающихся Части 3, 4 ст. 30 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Положение о совете родителей

Положение о совете обучающихся

Части 3, 4 ст. 30 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о программе развития Пункт 7 ч. 3 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Положение о сайте

Положение об информационной открытости

Пункт 21 ч. 3 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Положение о порядке проведения самообследования в школе

Положение о порядке проведения самообследования в детском саду

Пункты 3, 13 ч. 3 ст. 28, п. 3 ч. 2 ст. 29 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Положение об архиве ОО, образовательной организации, не являющейся источником комплектования государственного (муниципального) архива

Положение об архиве образовательной организации, являющейся источником комплектования государственного (муниципального) архива

Пункт 11 ч. 3 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Порядок ознакомления с документами Пункт 18 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 55 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Положение об оказании платных образовательных услуг

Положение об основаниях снижения стоимости платных образовательных услуг по договорам об оказании платных образовательных услуг

Пункт 4 ч. 2 ст. 29, ст. 54, ст. 101 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о порядке расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности, и средств, полученных из иных источников формирования имущества Пункт 3 ч. 3 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд бюджетной образовательной организации

Часть 2 ст. 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Часть 2 ст. 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

Положение об организации контрольно-пропускного режима в детском саду Пункт 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о порядке обработки и защите персональных данных Часть 1 ст. 19 Закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ

Порядок действий при контроле за использованием сети Интернет

Правила использования сети Интернет

Пункт 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Декларация пожарной безопасности Статья 64 Закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ
Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов Пункт 25 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н
Паспорт дорожной безопасности Пункт 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение об организации питания воспитанников Пункт 15 ч. 3 ст. 28, ст. 37 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Правила приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования

Правила приема на обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Пункт 8 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55, ч. 5 ст. 55 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Правила внутреннего распорядка воспитанников

Правила внутреннего распорядка обучающихся

Пункт 1 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 55 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Правила внутреннего трудового распорядка Статья 100 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, ч. 7 ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о школьной форме Часть 1 ст. 38 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Порядок пользования объектами инфраструктуры Пункт 21 ч. 1 ст. 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о формах обучения Статья. 17, ч. 3 ст. 44 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение об индивидуальном учебном плане Пункт 3 ч. 1 ст. 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья статья 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме Часть 1 ст. 30, ч. 1 ст. 42, ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о внутренней системе оценки качества образования Пункт 13 ч. 3, ч. 7 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся Пункт 11 ч. 3 ст. 28, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Положение о портфолио обучающегося

Положение о портфолио воспитанника

Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Часть 3 ст. 17, п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 58 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий Статья 13, ст. 16 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Порядок/Правила посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом Часть 4 ст. 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о мерах социальной (материальной) поддержки обучающихся Пункт 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о профессиональной этике педагогических работников (Кодекс профессиональной этики) Часть 4 ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о дополнительном профессиональном образовании педагогических работников Пункт 5 ч. 3 ст. 28, п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнении Пункт 2 ч. 1, ч. 6 ст. 45 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

4.Из рекомендации

Исполнение контракта

Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, в т.ч:

  • приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Внимание:

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Приемка исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) не ограничивается подписанием документов о приемке, а включает в себя ряд действий заказчика, направленных на оценку полноты и качества исполнения контракта.

Первым этапом является проверка предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта путем проведения экспертизы. Проведение экспертизы исполнения контракта является законодательно закрепленной обязанностью заказчика (ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Внимание:

Федеральный закон № 44-ФЗ не устанавливает обязанность заказчика иметь в штате сотрудников, получивших дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности (письмо Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477).

Согласно ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

  • предусмотренных пп. 1-9, 14, 15, 17-23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пп. 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40-42, 44-46 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
  • если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ.

Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в т.ч. по закупкам на сумму до 100 тыс. руб.

В соответствии с ч. 6 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек.

Таким образом, для проведения экспертизы своими силами заказчик может принять соответствующий приказ о создании приемочной комиссии, утвердить состав такой комиссии, а также разработать положение о приемочной комиссии, определяющее порядок работы приемочной комиссии.

Дополнение по вопросу:

1.Положение о приемочной (экспертной) комиссии по приемке товаров, выполненных работ, оказанных услуг

2.Положение о внутреннем контроле в бюджетном учреждении

3.Положение об оплате труда сотрудников образовательного учреждения

4.Положение о формах и порядке формирования регистров бухучета, первичных документов и порядке их архивации



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль