Начисление неустойки, налоги

138

Вопрос

Администрация сельского поселения планирует в 2016 году продать имущество - квартиру. При составлении договора купли -продажи прописываем штрафные санкции: "за несвоевременную оплату по договору предусмотрена неустойка, за просрочку обязательств, в сумме 1% в день, от суммы сделки" Можем ли мы как орган местного самоуправления прописывать данное условие и, если можем, то, прошу разъяснить финансовые последствия? (особенности налогообложения).

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Реализация имущества оформляется договором купли-продажи. Порядок его оформления регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ.

Учреждение может прописать в договоре любую сумму неустойки. Однако судьи могут снизить эту сумму, если она явно несоразмерна последствиям нарушения договора Определять размер пеней или штрафа можно с учетом разъяснений судей (постановление Пленума ВАС РФ от 22 декабря 2011 г. № 81). В этом документе судьи дали компаниям ориентир по оптимальному размеру договорной неустойки. То есть такому, который наверняка не вызовет возражений при разборе спора в арбитраже.

Поставщик не должен начислять НДС с сумм, которые поступают от покупателей в качестве неустойки за просрочку оплаты товаров.

По общему правилу сумму штрафа или неустойки нужно учесть как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ). При этом обратите внимание на разъяснения, данные в рекомендации 2. В ней сказано, что не во всех случаях казенное учреждение должно учитывать сумму неустойки в налогооблагаемой базе. Обоснование данной позиции сводится к неоднозначности толкования законодательства. Поэтому наиболее безопасно начислить налог на прибыль, либо получить письменные разъяснения по данному вопросу в налоговой инспекции. Это защитит ваше учреждение в дальнейшем от замечаний проверяющих.

Обоснование
 

1.Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 6, ИЮНЬ 2014

Транспортное средство решено продать

Договор купли-продажи обязателен

Имущество казенного учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, – собственность соответствующего публично-правового образования (ст. 120214215296Гражданского кодекса РФ). При этом казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника (ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Порядок получения согласия на реализацию имущества определяется собственником (учредителем) (подп. «л» п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537).

Собственник (учредитель) определяет перечень документов, необходимых для согласования реализации, порядок их представления и рассмотрения. Данный перечень включает:*

  • сопроводительное письмо с пояснительной запиской о необходимости реализации и причинах нецелесообразности дальнейшего использования;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества;
  • копию лицензии оценщика;
  • копию технического паспорта;
  • справку о балансовой стоимости объекта;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • сведения о прохождении последнего техосмотра.

Также при реализации актива выставляются счета-фактуры, которые регистрируются продавцом в книге продаж. Формы и правила их заполнения определены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Реализация автомобиля оформляется договором купли-продажи. Порядок его оформления регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ. При этом казенное учреждение выступает непосредственно в роли продавца. В преамбуле договора купли-продажи целесообразно указать реквизиты документа, дающего разрешение на реализацию. Также необходимо предусмотреть обязательное проведение оценки независимыми оценщиками (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

Следует начислить налоги

Казенные учреждения не вправе использовать доходы, полученные от продажи имущества. Это связано с тем, что операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности, которая, согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, подлежит зачислению в соответствующий бюджет.

Налог на прибыль уплачивается не всегда

Казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль в обязательном порядке. Объектом налогообложения признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 248 и пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ выручка от реализации имущества, без учета НДС, признается доходом от реализации (письма Минфина России от 1 марта 2012 г. № 03-03-10/18от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105).

При реализации амортизируемого имущества расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, являются остаточная стоимость реализуемого имущества и расходы по продаже.

Если же реализуемое имущество приобретается за счет целевого финансирования либо получено от учредителя, то стоимость имущества не облагается налогом на прибыль. То же самое касается и расходов, связанных с реализацией.

Расчет НДС

Операции казенных учреждений по реализации подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100).

Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен статьями 153–154 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 Налогового кодекса РФ соответственно.

Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого уже включен «входной» НДС, то есть налог еще не возмещался. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). Сумма НДС в этом случае определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Для уплаты налогов на прибыль и НДС казенному учреждению доводятся лимиты по бюджетным обязательствам по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» и подстатье 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (письмо Минфина России от 1 августа 2012 г. № 02-03-09/3040).

Г.Э. Каспаров, эксперт по бюджетному учету

2.Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль»

<…>

Нужно ли казенному учреждению при расчете налога на прибыль включить во внереализационные доходы сумму неустойки (штрафа, пеней), полученную от поставщика (исполнителя, подрядчика) в связи с нарушением условий контракта

Неустойку, полученную по контракту, в состав доходов не включайте. В отношении неустойки, полученной по иным гражданско-правовым договорам, вопрос спорный.

По общему правилу штрафные санкции за нарушение договорных условий включаются в состав внереализационных доходов при условии, что они признаны должником или присуждены решением суда (п. 3 ст. 250подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Однако сумма неустойки (штрафа, пеней), полученная по госконтракту, не является доходом казенного учреждения. Поэтому объекта обложения налогом на прибыль не возникает. Объясняется это так.

Казенное учреждение заключает контракты от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 56 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). То есть заказчиком товаров (работ, услуг) по контрактам казенного учреждения выступает соответствующее публично-правовое образование.

Таким образом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает штрафные санкции не казенному учреждению, а публично-правовому образованию как заказчику. Полученные средства в полном объеме зачисляются в доход бюджета и являются неналоговыми доходами бюджета (абз. 5 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). У казенного учреждения в этом случае доходов не возникает.

Подтверждают такой вывод контролирующие ведомства (письма Минфина России от 27 февраля 2013 г. № 03-03-06/4/5745,от 5 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/112от 12 мая 2012 г. № 03-03-10/46 и ФНС России от 5 июня 2012 г. № ЕД-4-3/9209от 16 января 2012 г. № ЕД-4-3/269).

В отношении неустойки, полученной по иным гражданско-правовым договорам, Минфин России придерживается следующей позиции: неустойка по таким договорам должна учитываться в составе внереализационных доходов (см., например, письма от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508от 28 августа 2013 г. № 03-03-06/4/35325). Аналогичную точку зрения ранее высказывала и налоговая служба в письме от 16 января 2012 г. № ЕД-4-3/269.

Свою позицию специалисты данных ведомств аргументируют тем, что при заключении таких договоров учреждение выступает от своего имени. Однако приведенные доводы не соответствуют действующему законодательству, поскольку договоры (так же, как и госконтракты) казенные учреждения заключают от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому независимо от того, по госконтракту или договору возникла неустойка (штраф, пени), ее сумму включать в состав внереализационных доходов не нужно.

При этом, несмотря на очевидность нормы пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, с учетом позиции ФНС России и последних разъяснений Минфина России по вопросу учета неустойки, возникающей по договорам гражданско-правового характера, нельзя исключить ситуацию, что учреждению придется отстаивать свою позицию в суде. Арбитражная практика по этому вопросу пока еще не сложилась. Несмотря на то, что данные разъяснения контролирующих ведомств относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, их можно использовать и сейчас в части, не противоречащей действующему законодательству.

3. Из книги ВЕСЬ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС БЫСТРО И ЛЕГКО

Неустойка

Статьи 330–333

В договоре компании обычно прописывают неустойку — сумму, которую контрагент должен уплатить, если не исполнит обязательство. Либо нарушит те условия, которые прописаны в договоре, например оплатит товары, но с задержкой. Юристы называют это ненадлежащим исполнением обязательств.

Какие виды неустойки можно взыскать с контрагента

Неустойка бывает двух видов: штрафы и пени (ст. 330 ГК РФ). Штраф — это твердая сумма, указанная в договоре в рублях или в процентах от цены сделки. Пени же начисляют за каждый день просрочки от суммы задолженности. Причем это явно нужно прописать в договоре. Иначе судьи могут посчитать, что в договоре установлен разовый штраф. То есть не будут рассчитывать неустойку за период просрочки.

Какой размер неустойки установить в договоре

Компании могут прописать в договоре любую сумму неустойки. Однако судьи могут снизить эту сумму, если она явно несоразмерна последствиям нарушения договора.

С 1 июня 2015 года снизить неустойку сложнее. В Гражданском кодексе теперь прописано такое правило для компаний, которые ведут предпринимательскую деятельность. Снижение неустойки допускается, только если об этом заявит должник и докажет, что кредитор при взыскании этих сумм может получить необоснованную выгоду.

Определять размер пеней или штрафа можно с учетом разъяснений судей (постановление Пленума ВАС РФ от 22 декабря 2011 г. № 81). В этом документе судьи дали компаниям ориентир по оптимальному размеру договорной неустойки. То есть такому, который наверняка не вызовет возражений при разборе спора в арбитраже.

Итак, должник не исполняет обязанность по уплате денег. Получается, что он незаконно пользуется средствами, которые должен перечислить кредитору. Поэтому сравнивать размер штрафа, выписанного должнику, нужно с рыночными условиями, на которых он в принципе может получить средства в кредит. По мнению судей ВАС РФ, для компенсации потерь кредитора в общем случае достаточно двукратной ставки Банка России. При этом ставку нужно использовать ту, которая действовала в период нарушения договора. Сейчас, например, ставка рефинансирования составляет 8,25 процента. Значит, договорная неустойка может составлять порядка 16,5 процента годовых.

Кроме того, компании могут ориентироваться также на ключевую ставку. Этот показатель более приближен к рыночным показателям, чем ставка рефинансирования. Поэтому судьи иногда снижают неустойку примерно до двукратной ключевой ставки (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2015 г. № Ф04-19407/2015).

Чтобы обосновать другой размер штрафа, кредитор или должник могут привести конкретные данные по банковским кредитам. А именно взять средний процент по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, которые банки выдают компаниям. Речь здесь идет о банках, которые расположены по местонахождению должника. Если полученный средний процент будет выше или ниже двукратной ставки рефинансирования, судьи могут согласиться с компанией.

Штраф, рассчитанный таким способом, судьи вряд ли будут снижать. В любом случае минимум, который должен получить кредитор, это однократная ставка рефинансирования, начисленная на сумму долга.

Установить же штраф в размере ниже ставки Банка России возможно лишь в некоторых ситуациях. Например, должник должен уплатить неустойку по договору займа. При этом проценты по займу значительно превышают рыночный уровень. Тогда можно считать, что за счет процентов кредитор в основном и должен компенсировать свои убытки.

Эти разъяснения относятся к неустойке по денежному обязательству. Однако компании могут ориентироваться на указанный судьями размер неустойки и в других случаях. Например, когда определяют штрафы за непоставку товаров.

Допустим, в договоре компании прописали более существенные суммы. Например, пени в размере 1 процента в день от стоимости товаров (работ, услуг) по договору. Следовательно, годовая ставка составляет 365 процентов.

Чтобы не платить завышенные штрафы, должник может оспорить их, обосновав чрезмерность неустойки. Для этого нужно показать, что возможные убытки кредитора из-за нарушения договора значительно ниже неустойки. То есть сделать расчет потенциальных потерь кредитора исходя из рыночных условий. При этом ссылки организации-должника на финансовые трудности вряд ли помогут. Судьи ВАС РФ составили перечень доводов, которые часто приводят должники, когда просят снизить размер неустойки. Однако сами по себе эти аргументы не убедят судей уменьшить штраф.

1. Проблемное финансовое положение. В том числе из-за того, что контрагенты компании не платят по договорам. Или у организации и так много долгов перед разными кредиторами.

2. На имущество организации наложен арест.

3. Организация не получила средства из бюджета.

4. Компания оплатила задолженность до рассмотрения спора судом.

5. Компания платит кредитору проценты (помимо неустойки и в рамках этого же договора). Например, если речь идет о займе.

Кредитор может опровергнуть доводы должника по поводу уменьшения штрафа. Для этого компании необязательно ссылаться на убытки (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Кредитор вправе показать на расчетах потенциальные потери, которые в принципе возможны исходя из средних показателей по рынку (процентных ставок по кредиту, рыночных цен на товары, колебаний валютных курсов).

Добавим, что стороны могут в договоре ограничить сумму пеней. Например, можно указать, что общий размер пеней не может составлять более 10 процентов от суммы задолженности. Пример формулировки этого условия договора:

«При нарушении сроков оплаты товаров покупатель уплачивает поставщику пени в размере 0,1% от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, но не более 10% суммы просроченного платежа».

Как рассчитать пени

Пени считают со следующего дня после даты, когда нарушено условие договора. То есть контрагент должен был перечислить деньги, поставить товар или выполнить другую обязанность. И начисляют по дату, когда деньги поступят на счет компании (или другие обязательства исполнены).

Допустим, покупатель должен уплатить пени в процентах от стоимости товаров. В законе не сказано, на какую сумму начислять пени: на стоимость с НДС или без учета налога. Раньше судьи считали, что нужно брать цену без НДС (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 10 декабря 1996 г. № 9). Но их позиция изменилась (постановление Президиума ВАС РФ от 22 сентября 2009 г. № 5451/09).

Связано это с тем, что компании начисляют НДС по отгрузке. Поэтому если покупатель не перечисляет деньги за товар, продавец платит налог в бюджет за счет своих средств. И логично требовать с покупателя пени в том числе и на сумму налога.

Пример. Как рассчитать неустойку

ООО «Поставщик» поставило ООО «Покупатель» товары на сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС — 180 000 руб. Покупатель должен был оплатить товар в срок до 24 марта включительно. Фактически он перечислил деньги 11 апреля. В соответствии с договором размер неустойки составляет 0,1 процента от суммы договора за каждый день просрочки. Таким образом, сумма неустойки составит 21 240 руб. (1 180 000 руб. × 0,1% × 18 дн.).

Как учесть неустойку при расчете налогов

Рассмотрим, как учесть штрафы и пени при расчете налогов в зависимости от условий договора.

НДС. Поставщик не должен начислять НДС с сумм, которые поступают от покупателей в качестве неустойки за просрочку оплаты товаров. Налоговики теперь с этим согласны (письмо ФНС России от 3 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/5875).

Однако чиновники считают, что НДС все-таки нужно уплатить, если штраф является элементом ценообразования. Значит, чтобы определить, рассчитывать ли налог со штрафов, нужно свериться с условиями договора.

Например, в договоре указано: «покупатель уплачивает поставщику неустойку в размере 0,2 процента от неуплаченной суммы за каждый день просрочки». Тогда не нужно начислять НДС с суммы полученной неустойки.

Возьмем другую ситуацию. Согласно условиям договора в случае задержки оплаты товаров их цена увеличивается на 0,5 процента за день просрочки. Судьи зачастую считают, что в договоре таким образом прописана неустойка (постановление ФАС Северо-Западногоокруга от 27 февраля 2012 г. по делу № А56-20021/2011). Налоговики же наверняка заявят, что данная надбавка является элементом цены товаров. Поэтому безопаснее уплатить НДС с этих сумм по ставке 18/118 или 110/10.

Налог на прибыль. Сумму штрафа или неустойки нужно учесть как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ). Включить штраф в доходы надо на дату поступления денег на счет компании (письмо Минфина России от 26 августа 2013 г. № 03-03-06/2/34843). Либо на дату, когда контрагент признал штраф (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Например, если стороны договора подписали акт взаиморасчетов. Либо от контрагента поступил другой документ, из которого следует, что он согласен с суммой штрафа. Например, это может быть письмо с просьбой об отсрочке или рассрочке платежа.

Возможно, должник согласен с тем, что он нарушил договор, но считает, что должен уплатить меньше. Тогда сумму, с которой он согласился, и нужно признать в учете.

Дополнительно по вопросу:

Как отразить при налогообложении продажу основных средств

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль