Распределение затрат между видами деятельности

456

Вопрос

автономное учреждение на двух статьях финансирования (бюджет это средства на выполнение госзадания и внебюджет - статья доходов от выполнения хозрасчётных работ) автономное учреждение оказывает лабораторные услуги (анализы на чистоту воды, почвы, воздуха) каким образом распределить расходы по этим статьям? Т.К. необходимо приобретать реактивы для лаб.исследований и транспорт выезжает по одному маршруту(а в этом маршруте может быть и выполнение госзадание и коммерческие заявки) как бензин списывать и т.д.?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Затраты, которые учреждение осуществляет в рамках выполнения госзадания (муниц. задания) и платной деятельности, нужно разделять. Единого подхода к порядку распределения таких расходов нет. При этом в пункте 134 Инструкции № 157н рекомендуется производить распределение накладных расходов следующими способами:

пропорционально:

Выбор способа, по нашему мнению, зависит от структуры затрат (формирующих себестоимость услуг) и их объема (суммы).

Затраты, котрые формируют прямые затраты, следует определить самостоятельно, с учетом мнения учредителя и доведенного финансирования на выполнения госзадания.

Примеры распределения накладных и общехозяйственных затрат между видами деятельности даны в статьях 1,2.

Обоснование
 

1. Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», №3, март 2013

Формируем себестоимость. Особенности учета затрат

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов.* Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.*

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Пример распределения затрат

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

ПРИМЕР

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

Далее приведем отдельные статьи расходов, подлежащие распределению при планировании финансово-хозяйственной деятельности:

1) услуги связи – 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

В том числе:

– на электроэнергию – 400 000 руб.

– на тепловую энергию – 300 000 руб.

– на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

Транспортный налог – 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.): 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб.: 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице 1.

Распределение затрат между видами деятельности

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

В. Г. Неклокова

аудитор

2. Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов*

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции № 157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам.

По мнению автора, можно использовать следующие определения.*

Прямые расходы* – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы* – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы* связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года.

При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

При применении Инструкции № 157н необходимо будет распределить ряд общехозяйственных расходов прежде всего между затратами на выполнение государственного (муниципального) задания и предпринимательской деятельностью (источниками доходов), а уже затем между видами услуг (в рамках приносящей доход деятельности). Рассмотрим это на примере.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение выполняет государственное (муниципальное) задание и оказывает два вида платных услуг. В состав общехозяйственных расходов отнесена оплата электроэнергии. Общехозяйственные расходы распределяются между источниками получения доходов и по видам оказываемых услуг пропорционально выручке (на основании учетной политики).*

За текущий месяц получено:

– финансовое обеспечение на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму 1 480 000 руб. (НДС не облагаются);

– доходы от оказания платных услуг в размере 520 000 руб. (без учета НДС).

При этом для упрощения расчетов доходы от каждого вида услуг составили по 260 000 руб.

За месяц расходы на электроэнергию составили 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Задолженность по оплате электроэнергии начислена за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В конце месяца необходимо сделать следующее.

1. Определить удельный вес доходов от приносящей доход деятельности за месяц. Он составил 26 процентов (520 000 руб. / (520 000 руб. + 1 480 000 руб.)).

2. Отнести расходы по электроэнергии на предпринимательскую деятельность:

118 000 руб. × 26% = 30 680 руб.

На эту же сумму должны быть восстановлены кассовые расходы по государственному (муниципальному) заданию.

3. Отнести расходы (стоимость электроэнергии) по видам платных услуг для формирования их себестоимости:

– на первую услугу – 15 340 руб. (30 680 руб. × 50%);

– на вторую услугу – 15 340 руб.

Выбор показателя распределения

Итак, способ распределения расходов устанавливает само учреждение.* Выбор показателя, на основании которого распределяются общехозяйственные расходы, имеет существенное значение. Базу распределения следует выбирать с учетом следующих критериев.

1. Экономическая обоснованность. Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

2. Простота. База, используемая в расчетах, должна легко определяться.

3. Учет требований налогового законодательства. Особую значимость это требование приобретает при осуществлении бюджетным учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, подлежащих обложению НДС, а также освобожденных от налогообложения.

А.Л. Опальская, эксперт по бюджетному учету

3.Из статьи журнала «Учет в казенных учреждениях», № 6, июнь 2013

Формирование стоимости услуги: как распределить затраты

Общие принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) в рамках приносящей доход деятельности, установлены пунктами 134–140 Инструкции к Единому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н . В соответствии с пунктом 134Инструкции № 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.*

При производстве одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, учитываются в составе прямых.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы подлежат распределению в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения.*

Таким образом, необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их последующего распределения возникает только тогда, когда казенное учреждение оказывает более одного вида платных услуг.

Накладные расходы

Итак, перечень накладных расходов и порядок их распределения должны быть прописаны в учетной политике учреждения.

Единых требований по определению критериев отнесения расходов к накладным нет. Однако из экономического содержания данной группы затрат можно сделать вывод о том, что в составе накладных учитываются только расходы, понесенные при оказании двух и более видов платных услуг.

Например, такими расходами признаются:*

Пункт 134 Инструкции № 157н рекомендует распределение накладных расходов производить одним из способов, а именно пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда;
  • материальным затратам;
  • иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
    • прямые затраты;
    • накладные расходы;
    • общехозяйственные расходы;
    • издержки обращения.
    • расходы на содержание имущества (включая здания и помещения, в которых происходит оказание услуг);
    • коммунальные расходы;
    • амортизация;
    • расходы на оплату труда (с начислениями) персонала, занятого в деятельности по оказанию платных услуг (только тех работников, чья деятельность не ограничена рамками одной услуги, то есть, как правило, управленческого и обслуживающего персонала).
  • прямым затратам на оплату труда;
  • материальным затратам;
  • иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа, по нашему мнению, зависит от структуры затрат (формирующих себестоимость услуг) и их объема (суммы).

Поэтому способ распределения пропорционально прямым затратам на оплату труда целесообразно применять в тех случаях, когда учреждение оказывает несколько видов услуг, отличающихся удельным весом расходов на оплату труда в себестоимости единицы услуг. А также если в рамках приносящей доход деятельности осуществляется не только оказание услуг, но и выпуск продукции или выполнение работ.

Способ распределения накладных расходов пропорционально материальным затратам будет предпочтительнее там, где оказание услуг предполагает существенный объем материальных расходов, а виды оказываемых услуг отличаются по показателю материалоемкости.

При применении показателя (для распределения накладных расходов) иных прямых расходов может быть использована сумма начисленной амортизации. Применение данного показателя целесообразно в тех случаях, когда оказание услуг связано с использованием различных объектов основных средств. И при этом соответствующие объекты должны использоваться при оказании конкретного вида услуг. При распределении накладных расходов распределяется также и амортизация, начисленная по объектам общепроизводственного назначения (используемым при оказании всех видов платных услуг). Но, на наш взгляд, такой метод распределения накладных расходов для казенных учреждений не является характерным.

И наконец, способ распределения накладных расходов пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг). Его рекомендуется применять, если предпринимательская деятельность в течение года осуществляется ритмично, а организация деловых связей с контрагентами практически исключает ситуации, когда оформление факта оказания услуг может быть осуществлено в течение периода, превышающего один календарный месяц. В противном случае достаточно существенные суммы накладных расходов могут оставаться нераспределенными, в том числе и на отчетную дату. По нашему мнению, с учетом специфики оказания услуг казенными учреждениями данный способ распределения накладных расходов представляется наиболее рациональным.

Важно запомнить
Необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их распределения возникает, если учреждение осуществляет более одного вида деятельности.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 27.5%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль