Документы для пациента при оплате услуг пластиковой картой,чек ККМ

70

Вопрос

Подскажите пожалуйста, какие документы должны выдаваться пациенту при оплатеим медицинских услуг пластиковой картой?Достаточно ли чека платежного терминала банка, установленного в кассе учреждения или нужно еще пробивать оплаченную суммучерез ККМ?

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

Расчеты граждан с учреждениями за полученные товары (работы, услуги) через pos-терминалы (mPOS-терминалы) с использованием банковских (платежных) карт называются эквайрингом. Такие расчеты проводят кредитные организации – эквайеры. Об этом сказано в пункте 1.9 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-п.

Устройство для считывания информации с платежных карт должно быть подключено к контрольно-кассовой технике для передачи информации о произведенных расчетах (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, письмо ФНС России от 22 ноября 2012 г. № АС-4-2/19621). Однако есть решение суда, в котором сделан вывод, что физически и электрически связывать считывающее устройство с ККТ не обязательно. Главное – пробивать чек и выдавать слип (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2012 г. № 09АП-639/2012).

Следует отметить,что использование платежного терминала (POS, mPOS) без подключения к ККТ, может повлечь за собой административную ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Данное оборудование учреждение может купить или взять в аренду у банка.

Как правило, за проведение данных операций учреждение выплачивает банку вознаграждение – определенный процент от суммы поступивших денежных средств (ст. 851 ГК РФ).

Данные о сумме выручки, полученной в наличной и безналичной форме, отразите в журнале кассира-операциониста (ф. КМ-4).

При этом информацию о выручке, полученной с применением платежных терминалов (POS, mPOS), отразите следующим образом:

Основанием для заполнения граф формы № КМ-4 является Z-отчет, снятый с ККМ в конце смены кассира. Такой порядок приведен в письме УФНС России по г. Москве от 20 января 2011 г. № 17-15/4707.

Расчеты с гражданами с применением платежных терминалов (POS, mPOS) признаются безналичными расчетами (п. 19 ст. 3 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Для осуществления расчета сотрудник учреждения (кассир) должен провести карту клиента через терминал, имеющий связь с банком. В момент проведения операции по каналу связи терминал сообщает номер платежной карты в банк, который, в свою очередь, проверяет наличие средств на счете гражданина. После подтверждения платежеспособности банк дает команду на списание средств.

Кассир возвращает карту клиенту с приложением:слипа (чека, выдаваемого платежным терминалом);кассового чека с отметкой о том, что произведен безналичный расчет.

В данном случае кассовый чек является первичным учетным документом. Если же учреждение проводит расчеты с гражданами без применения ККМ, то вместо кассового чека выдайте гражданину соответствующий бланк строгой отчетности или другой документ, подтверждающий прием денег за проданные товары.

Об этом сказано в пункте 5.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктах 1, 2 статьи 2, статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Подтверждает этот вывод письмо Минфина России от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29.

Невыдача гражданину кассового чека или другого документа, подтверждающего факт получения оплаты, может повлечь за собой административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа: на должностное лицо – от 3 до 4 тыс. руб., на юридическое лицо – от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Обоснование
 

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как отразить в бухучете и при налогообложении расчеты за оказанные услуги (выполненные работы) посредством установки pos-терминалов

Расчеты граждан с учреждениями за полученные товары (работы, услуги) через pos-терминалы (mPOS-терминалы) с использованием банковских (платежных) карт называются эквайрингом. Такие расчеты проводят кредитные организации – эквайеры. Об этом сказано в пункте 1.9 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-п.

При реализации товаров (работ, услуг) населению учреждения должны по выбору покупателей принимать оплату как наличными, так и национальными банковскими картами. Это следует из положений статьи 16.1 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1. Но пока национальная платежная система в России не запущена. И учреждения самостоятельно решают, принимать им оплату с использованием международных банковских карт (Visa, MasterCard) или нет. При этом казенным учреждениям лучше согласовать свое решение с учредителем.

Заключение договора эквайринга

По условиям договора эквайринга (разновидность договора банковского счета) банк открывает счет, на который будут поступать деньги по платежным картам покупателей (ст. 845, 846 ГК РФ). Операции в рамках такого договора предполагают установку специального оборудования:

При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно быть подключено к контрольно-кассовой технике для передачи информации о произведенных расчетах (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, письмо ФНС России от 22 ноября 2012 г. № АС-4-2/19621). Однако есть решение суда, в котором сделан вывод, что физически и электрически связывать считывающее устройство с ККТ не обязательно. Главное – пробивать чек и выдавать слип (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2012 г. № 09АП-639/2012).

Внимание: использование платежного терминала (POS, mPOS) без подключения к ККТ, может повлечь за собой административную ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Данное оборудование учреждение может купить или взять в аренду у банка.

Как правило, за проведение данных операций учреждение выплачивает банку вознаграждение – определенный процент от суммы поступивших денежных средств (ст. 851 ГК РФ).

А вот можно ли учреждениям заключать такие договоры? Давайте разбираться.

Официальных разъяснений, как организациям госсектора проводить расчеты с использованием платежных терминалов, в настоящее время нет.

Возможность заключения договора эквайринга неоднозначна и зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетные учреждения могут заключить договор эквайринга с банком, ведь Положение ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-п запрета на это не содержит. Такая позиция отражена в письмах Минфина России от 16 октября 2014 г. № 02-07-10/52197 и Банка России от 30 июля 2013 г. № 14-27/763.

Документальное оформление

Расчеты с гражданами с применением платежных терминалов (POS, mPOS) признаются безналичными расчетами (п. 19 ст. 3 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Для осуществления расчета сотрудник учреждения (кассир) должен провести карту клиента через терминал, имеющий связь с банком. В момент проведения операции по каналу связи терминал сообщает номер платежной карты в банк, который, в свою очередь, проверяет наличие средств на счете гражданина. После подтверждения платежеспособности банк дает команду на списание средств.

Кассир возвращает карту клиенту с приложением:

В данном случае кассовый чек является первичным учетным документом. Если же учреждение проводит расчеты с гражданами без применения ККМ, то вместо кассового чека выдайте гражданину соответствующий бланк строгой отчетности или другой документ, подтверждающий прием денег за проданные товары.

Об этом сказано в пункте 5.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктах 1, 2 статьи 2, статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Подтверждает этот вывод письмо Минфина России от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29.

Внимание: невыдача гражданину кассового чека или другого документа, подтверждающего факт получения оплаты, может повлечь за собой административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа: на должностное лицо – от 3 до 4 тыс. руб., на юридическое лицо – от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Данные о сумме выручки, полученной в наличной и безналичной форме, отразите в журнале кассира-операциониста (ф. КМ-4).

При этом информацию о выручке, полученной с применением платежных терминалов (POS, mPOS), отразите следующим образом:

  • в графе 12 – количество платежных (банковских) карт;
  • в графе 13 – общая сумма средств, полученных с применением платежных (банковских) карт.
    • POS-терминала. Стационарное оборудование, которое представляет собой программно-аппаратный комплекс: монитор, системный блок, дисплей покупателя, POS-клавиатура, устройство для считывания информации с банковской карты, печатающее устройство, фискальная часть, программное обеспечение;
    • mPOS-терминала. Мобильное оборудование, которое представляет собой устройство для считывания информации с банковской карты, подключенное, например, к смартфону. На смартфон устанавливается программа – платежное мобильное приложение банка.
    • слипа (чека, выдаваемого платежным терминалом);
    • кассового чека с отметкой о том, что произведен безналичный расчет.
  • в графе 12 – количество платежных (банковских) карт;
  • в графе 13 – общая сумма средств, полученных с применением платежных (банковских) карт.

Основанием для заполнения граф формы № КМ-4 является Z-отчет, снятый с ККМ в конце смены кассира.

Такой порядок приведен в письме УФНС России по г. Москве от 20 января 2011 г. № 17-15/4707.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 34.38%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.38%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 18.75%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль