Субсидия и налог на прибыль

55

Вопрос

Полученны бюджетные субсидии. Проведать конкурсная процедура. Образовалась экономия. Для НК РФ любая экономическая выгода, которую можно оценить, признается внереализационным доходом. Под налогообложение не попадают целевые средства бюджета. Субсидии являются целевыми средствами? Экономия на торгах перестаёт считаться целевыми средствами? С неё нужно заплатить налог на прибыль, как с внереализационным доходов?

Ответ

Отвечает Екатерина Самодурова, старший эксперт
Средства субсидии, предоставленные бюджетному учреждению на выполнение госзадания и целевые субсидии, в том числе на капитальные вложения являются средствами целевого финансирования освобожденных от налога на прибыль (абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФсовместное письмо Минфина России, Казначейства России от 31 декабря 2013 г. № 02-02-005/58618, № 42-7.4-05/5.1-897письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-03-06/4/32). Сумму экономии субсидии, образовавшуюся при проведении торгов учреждение должно перераспределить на иные расходы учреждения в рамках выполнения госзадания (или на иные цели). При этом, после перераспределения средства экономии субсидии не перестают быть средствами целевого финансирования освобожденными от налога на прибыль. Однако если учреждение средства экономии субсидии использует не по целевому назначению, то оно должно будет включить их в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Обоснование
 

1. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль

Какие доходы облагаются налогом на прибыль

Налогом на прибыль облагаются следующие доходы:

Такая классификация доходов предусмотрена пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: должно ли бюджетное или автономное учреждение включить в состав внереализационных доходов субсидии (целевые и на госзадание), использованные не по целевому назначению

Да, должно.

По общему правилу средства целевого финансирования, использованные не по целевому назначению, нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Исключение из данного правила установлено только в отношении бюджетных средств. При выявлении фактов их нецелевого использования применяются нормы бюджетного законодательства.

Бюджетным законодательством ответственность (бюджетные меры принуждения) за нецелевое использование установлена только для участников бюджетного процесса (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ). Вместе с тем, бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, перечисленные этим учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления (становятся собственными доходами учреждения). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 29 октября 2012 г. № 02-13-06/4517совместном письме от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545.

Поэтому в случае нецелевого использования средств субсидий включите их в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль (п. 14 ст. 250 НК РФ).* Кроме того, за данное нарушение предусмотрена административная ответственность.

Доходы, освобожденные от налогообложения

Помимо доходов, подлежащих налогообложению, есть группа доходов, с которых налог на прибыль платить не нужно. Закрытый перечень доходов, освобожденных от налогообложения, приведен в статье 251Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:*

1) имущество или права на него, полученные в виде задатка или залога (подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ);

2) проценты, полученные из бюджета (внебюджетного фонда) за несвоевременный возврат переплаты по налогам, сборам, страховым взносам (подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ);

3) безвозмездно полученное имущество от учредителя (при определенных условиях);

4) средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), в том числе:*

2. Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Внимание: в порядок формирования Плана ФХД внесли изменения (приказом Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н). Их нужно применять начиная с Плана на 2017 год. Но учредитель вправеввести изменения и раньше, то есть уже с Плана на 2016 год.
Но есть и изменения, которые нужно применять только при формировании плана на 2017 год.

Общие требования

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.* При этом требования, установленные данным приказом для подразделений, распространяются также на федеральные бюджетные и автономные учреждения, учредителем которых является другое бюджетное или автономное учреждение (п. 2 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

План финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) должны составлять:

Такой порядок следует из подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Показатели по поступлениям и выплатам

Показатели Плана по поступлениям и выплатам составляйте на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Основанием для подготовки является представленная учредителем информация о планируемых объемах расходных обязательств:

  • субсидий на выполнение госзадания;*
  • целевых субсидий;
  • субсидий на капвложения;
  • грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурса;
  • публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (его подразделению).

После утверждения Закона (решения) о бюджете показатели Плана уточните.

Об этом сказано в пунктах 917 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:*

  • выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • прочие расходы;
  • другие выплаты, не запрещенные законодательством.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Внимание: с 1 января 2016 года плановые показатели по выплатам детализируйте по кодам видов расходов (абз. 2 п. 2 приказа Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140нписьмо Минфина России от 25 января 2016 г. № 02-05-10/2627). Коды КОСГУ не указывайте.

Плановые объемы выплат формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, который установлен Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений значения нормативных затрат на выполнение госзадания утверждает учредитель (п. 14 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81нписьма Минфина от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то нужно внимательно отнестись к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам – командировочные, премии и т. п. – или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

А вот оплачивать добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников из экономии субсидий нельзя. Специалисты Минфина России считают, что ДМС можно оплатить только за счет средств от приносящей доход деятельности и только с разрешения учредителя.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.*

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль