Распределение общехозяйственных затрат в школе

63

Вопрос

Автономному учреждению - школа доведено 4 услуги:прямые затраты: заработная плата и страховые взносы, все остальное общехозяйственные расходы.Услугу непосредственно оказывают учителя.Как правильно распределить общехозяйственные затраты и заработную плату административно-хозяйственного персонала на каждую услуги?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
В отношении накладных расходов возможные способы установлены в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Распределять накладные затраты можно пропорционально:

Для общехозяйственных расходов способы распределения затрат не установлены. Но можно использовать те же способы, что установлены для накладных.

Выбранный способ закрепите в учетной политике. Причем также можно установить, что общехозяйственные расходы в полном объеме относятся на себестоимость одной услуги (работы), выделенной в качестве основной.

Отчетным периодом в целях распределения как накладных, так и общехозяйственных расходов является месяц. Но так как в инструкциях такой период не установлен, закрепите его в учетной политике для целей бухучета

Обоснование
 

1. Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов*

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции № 157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам.

По мнению автора, можно использовать следующие определения.*

Прямые расходы* – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы* – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы* связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года.

При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

Выбор показателя распределения

Итак, способ распределения расходов устанавливает само учреждение.* Выбор показателя, на основании которого распределяются общехозяйственные расходы, имеет существенное значение. Базу распределения следует выбирать с учетом следующих критериев.

1. Экономическая обоснованность. Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

2. Простота. База, используемая в расчетах, должна легко определяться.

3. Учет требований налогового законодательства. Особую значимость это требование приобретает при осуществлении бюджетным учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, подлежащих обложению НДС, а также освобожденных от налогообложения.

А.Л. Опальская, эксперт по бюджетному учету

2.Из статьи журнала «Учет в казенных учреждениях», № 6, июнь 2013

Формирование стоимости услуги: как распределить затраты

Общие принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) в рамках приносящей доход деятельности, установлены пунктами 134–140 Инструкции к Единому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н . В соответствии с пунктом 134Инструкции № 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При производстве одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, учитываются в составе прямых.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы подлежат распределению в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения.*

Таким образом, необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их последующего распределения возникает только тогда, когда казенное учреждение оказывает более одного вида платных услуг.

Накладные расходы

Итак, перечень накладных расходов и порядок их распределения должны быть прописаны в учетной политике учреждения.

Единых требований по определению критериев отнесения расходов к накладным нет. Однако из экономического содержания данной группы затрат можно сделать вывод о том, что в составе накладных учитываются только расходы, понесенные при оказании двух и более видов платных услуг.

Например, такими расходами признаются:*

Пункт 134 Инструкции № 157н рекомендует распределение накладных расходов производить одним из способов, а именно пропорционально:

Выбор способа, по нашему мнению, зависит от структуры затрат (формирующих себестоимость услуг) и их объема (суммы).

Поэтому способ распределения пропорционально прямым затратам на оплату труда целесообразно применять в тех случаях, когда учреждение оказывает несколько видов услуг, отличающихся удельным весом расходов на оплату труда в себестоимости единицы услуг. А также если в рамках приносящей доход деятельности осуществляется не только оказание услуг, но и выпуск продукции или выполнение работ.

Способ распределения накладных расходов пропорционально материальным затратам будет предпочтительнее там, где оказание услуг предполагает существенный объем материальных расходов, а виды оказываемых услуг отличаются по показателю материалоемкости.

При применении показателя (для распределения накладных расходов) иных прямых расходов может быть использована сумма начисленной амортизации. Применение данного показателя целесообразно в тех случаях, когда оказание услуг связано с использованием различных объектов основных средств. И при этом соответствующие объекты должны использоваться при оказании конкретного вида услуг. При распределении накладных расходов распределяется также и амортизация, начисленная по объектам общепроизводственного назначения (используемым при оказании всех видов платных услуг). Но, на наш взгляд, такой метод распределения накладных расходов для казенных учреждений не является характерным.

И наконец, способ распределения накладных расходов пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг). Его рекомендуется применять, если предпринимательская деятельность в течение года осуществляется ритмично, а организация деловых связей с контрагентами практически исключает ситуации, когда оформление факта оказания услуг может быть осуществлено в течение периода, превышающего один календарный месяц. В противном случае достаточно существенные суммы накладных расходов могут оставаться нераспределенными, в том числе и на отчетную дату. По нашему мнению, с учетом специфики оказания услуг казенными учреждениями данный способ распределения накладных расходов представляется наиболее рациональным.

Важно запомнить
Необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их распределения возникает, если учреждение осуществляет более одного вида деятельности.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

3.Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

«Как учитывать накладные и общехозяйственные расходы»

Методы распределения затрат на себестоимость

В конце отчетного периода накладные и общехозяйственные расходы, собранные соответственно на счетах109.70 и 109.80, нужно распределить на себестоимость конкретного вида услуг (работ, продукции).

Напомним, накладные расходы нужно распределять между видами услуг (работ, продукции), когда учреждение оказывает (производит) несколько их видов. А если у учреждения один вид услуг (работ, продукции), то затраты сразу относятся на себестоимость (счет 109.60).

Общехозяйственные расходы нужно распределять в любом случае. Во-первых, на те, которые включаются в себестоимость и которые списываются на финансовый результат. А во-вторых, на определенный вид услуг (работ, продукции), если у учреждения их несколько видов.

Конкретный способ распределения расходов и калькулирования себестоимости устанавливается:
– учредителем учреждения;
– учреждением самостоятельно – в учетной политике.

Об этом сказано в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Важно! В данной норме есть небольшое, но существенное условие. Выбрать базу распределения расходов и метод расчета себестоимости нужно так, чтобы:
– показатели в разрезе учетных данных были информативны (оптимально полезны);
– учетные процедуры были минимально трудоемкие.
Другими словами, информация о себестоимости должна быть объективной, но при этом не нужно нагружать бухгалтера сложными и трудоемкими расчетами. Например, не нужно подсчитывать себестоимость лечения одного больного или стоимость обучения отдельной студенческой группы.

Но тогда встает вопрос: что же считать за единицу услуги или работы? Указаний на этот счет законодательство не содержит. Поэтому учреждению придется определить единицу услуги (работы)самостоятельно.

Главбух советует: если учредитель дал конкретные указания, распределяйте затраты в соответствии с его рекомендациями. Объясняется это тем, что в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Это следует из пункта 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтверждено письмом Минфина России от 11 апреля 2012 г. № 12-08-06/1616.

Итак, какой же способ распределения затрат можно установить?

В отношении накладных расходов возможные способы установлены в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Распределять накладные затраты можно пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, другим прямым затратам (это удобно, если прямые затраты составляют значительную долю общих расходов);
  • объему выручки от реализации продукции, работ и услуг;
  • другому показателю, который характеризует результаты деятельности учреждения, например:
    – пропорционально объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения (чел., тыс. чел., посещений и т. д.);
    – пропорционально площади, используемой для оказания каждой услуги или работы (если есть возможность распределения площадей).
    • прямые затраты;
    • накладные расходы;
    • общехозяйственные расходы;
    • издержки обращения.
    • расходы на содержание имущества (включая здания и помещения, в которых происходит оказание услуг);
    • коммунальные расходы;
    • амортизация;
    • расходы на оплату труда (с начислениями) персонала, занятого в деятельности по оказанию платных услуг (только тех работников, чья деятельность не ограничена рамками одной услуги, то есть, как правило, управленческого и обслуживающего персонала).
    • прямым затратам на оплату труда;
    • материальным затратам;
    • иным прямым затратам;
    • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
    • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
  • прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, другим прямым затратам (это удобно, если прямые затраты составляют значительную долю общих расходов);
  • объему выручки от реализации продукции, работ и услуг;
  • другому показателю, который характеризует результаты деятельности учреждения, например:
    – пропорционально объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения (чел., тыс. чел., посещений и т. д.);
    – пропорционально площади, используемой для оказания каждой услуги или работы (если есть возможность распределения площадей).

Для общехозяйственных расходов способы распределения затрат не установлены. Но можно использовать те же способы, что установлены для накладных.

Выбранный способ закрепите в учетной политике. Причем также можно установить, что общехозяйственныерасходы в полном объеме относятся на себестоимость одной услуги (работы), выделенной в качестве основной.

Какой же из предложенных методов распределения затрат целесообразно использовать?

Единого ответа на этот вопрос нет – все зависит от специфики деятельности учреждения. Однако сложившаяся практика показала, что не стоит распределять затраты пропорционально доходам. И вот почему.

Как известно, отчетный период для распределения расходов – месяц. Но, к примеру, на выполнение госзадания доходы в виде субсидии поступают учреждению не ежемесячно, а обычно ежеквартально. Поэтому данный метод распределения в рамках КФО 4 неприменим.

В приносящей доход деятельности распределение затрат по доходам тоже проблематично. Ведь расходы подсчитывают обычно по окончании отчетного периода – в последнее число месяца. А на эту дату зачастую неизвестна окончательная сумма доходов (нет последних выписок со счета). То есть нет базы для распределения. Но если учреждению такой способ представляется наиболее приемлемым, то выход все же есть. Можно установить в учетной политике, что в целях распределения накладных расходов отчетной датой является, к примеру, 25-е число текущего месяца. Запрета на это нет.

Пример распределения косвенных расходов, связанных с выполнением научно-исследовательских работ

Учреждение «Альфа» выполняет на заказ научно-исследовательские работы. В апреле учреждение приняло и выполнило два заказа на них (№ 1 и № 2). Учетной политикой «Альфы» предусмотрено, что накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально зарплате сотрудников, занятых в выполнении каждого заказа.

В апреле фактическая сумма расходов составила:

  • накладных – 100 000 руб.;
  • общехозяйственных – 125 000 руб.

Прежде чем их распределить между двумя заказами, бухгалтер подсчитал прямые затратыпо кажому из них. Эти расчеты сгруппированы в таблицу.

Перечень прямых расходов Заказ № 1,
руб.
Заказ № 2,
руб.
Материальные запасы 82 300 151 500
Зарплата сотрудников 68 500 55 000
Обязательные страховые взносы 20 687 16 610
Итого прямых расходов 171 487 223 110


Общая сумма зарплаты сотрудников по обоим заказам составила 123 500 руб. (68 500 руб. + 55 000 руб.).

В общей сумме доля зарплаты в рамках каждого из заказов равна:

  • по заказу № 1 – 55% (68 500 руб. : 123 500 руб.);
  • по заказу № 2 – 45% (55 000 руб. : 123 500 руб.).

Следовательно, на себестомость заказа № 1 приходится 55 процентов накладных иобщехозяйственных расходов, а на себестоимость заказа № 1 – 45 процентов.

Таким образом, на себестоимость заказа № 1 отнесены:

  • часть накладных расходов в сумме 55 000 руб. (100 000 руб. × 55%);
  • часть общехозяйственных расходов в сумме 68 750 руб. (125 000 руб. × 55%).

Фактическая себестоимость заказа № 1 составила:
171 487 руб. + 55 000 руб. + 68 750 руб. = 295 237 руб.

На себестоимость заказа № 2 отнесены:

  • часть накладных расходов в сумме 45 000 руб. (100 000 руб. – 55 000 руб.);
  • часть общехозяйственных расходов в сумме 56 250 руб. (125 000 руб. – 68 750 руб.).

Фактическая себестоимость заказа № 2 составила:
223 110 руб. + 45 000 руб. + 56 250 руб. = 324 360 руб.

Какой период в целях распределения накладных и общехозяйственных расходов является отчетным

Отчетным периодом в целях распределения накладных и общехозяйственных расходов является месяц.

В отношении общехозяйственных расходов об этом сказано в пункте 135 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

О периоде распределения накладных расходов в инструкциях по бухучету прямо не указано. Но стоит отметить, что распределять на себестоимость общехозяйственные и накладные расходы нужно в одном отчетном периоде. Связано это с тем, что прямые и общехозяйственные расходы в конце месяца сформируют себестоимость единицы готовой продукции, работ, услуг. Если для накладных расходов будет установлен другой период распределения, то из месяца в месяц себестоимость будет формироваться неравномерно.

Таким образом, отчетным периодом в целях распределения как накладных, так и общехозяйственных расходов является месяц. Но так как в инструкциях такой период не установлен, закрепите его в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

В учете автономных учреждений:

Общехозяйственные расходы учитывайте и списывайте такими проводками.

Содержание операций Дебет счета Кредит счета
Формирование общехозяйственных затрат на счете 109.80
1. Начислена зарплата административно-управленческому и общехозяйственному персоналу, не связанному с процессом оказания услуг, выполнения работ, изготовления продукции 0.109.80.211 0.302.11.000
2. Удержан НДФЛ из зарплаты сотрудников 0.302.11.000 0.303.01.000
3. Начислены обязательные страховые взносы:     
  – на социальное страхование; 0.109.80.213 0.303.02.000
– на медицинское страхование; 0.303.07.000
– на пенсионное страхование; 0.303.10.000
– на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 0.303.06.000
4. Списаны материальные запасы, использованные дляобщехозяйственных нужд 0.109.80.272 0.105.XX.000
5. Отражены общехозяйственные расходы на работы, услуги (содержание имущества, коммунальные расходы и т. д.) 0.109.80.200<7> 0.302.2Х.000
6. Начислена амортизация по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения 0.109.80.271 0.104.ХХ.000
7. Списано с учета движимое имущество стоимостью до 3000 руб. при вводе в эксплуатацию, которое используется при оказании услуг (работ, изготовлении продукции) 0.109.80.271 0.101.ХХ.000
Списание общехозяйственных затрат на финансовый результат и себестоимость
9. Списаны собранные на счете 109.80 общехозяйственныерасходы (на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением соответствующих расчетов)    
9.1. Списаны распределяемые общехозяйственные расходы – на себестоимость оказанных услуг, выполненных работ, выпущенной продукции 0.109.60.200<7> 0.109.80.200<7>
9.2. Списаны нераспределяемые общехозяйственные расходы – на финансовый результат текущего года 0.401.00.000<8> 0.109.80.200<7>

Х – соответствующий аналитический код вида синтетического счета.

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<7> В разрезе КОСГУ.

<8> Есть противоречия, на какой счет списывать нераспределяемые общехозяйственные расходы(401.10 или 401.20). Поэтому закрепите это в учетной политике.

Об этом сказано в пунктах 263761–6266 Инструкции № 183н. А вот в пункт 181 правку не внесли. В нем прописано, что нераспределяемые расходы списывают на счет 401.20. Но в связи с изменением пункта 66 есть основания полагать, что затраты нужно относить именно на счет 401.10. Но лучше этот порядок закрепить в учетной политике.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль