Госконтракт

18

Вопрос

Спасибо за ответ! В тексте подробного ответа есть ссылки, которые не открываются,но важны для нас, так как мы являемся именно бюджетным(казенным)учреждением. Можно нам ознакомиться с содержанием этих статей?:См. также:• Если заказчиком выступает бюджетное учреждение и исполнитель не заключил с ним государственный (муниципальный) контракт, то суд может отказать во взыскании стоимости оказанных услуг;• Если заказчиком выступает бюджетное учреждение, то отношения сторон необходимо оформить по особой процедуре и заключить государственный (муниципальный) контракт. В противном случае, если подрядчик этого не сделает и приступит к выполнению работ, суд может отказать во взыскании их стоимости».

Ответ

Отвечает Виктория Рыбалкина, эксперт

Материалы приведены в обосновании.

Обоснование

Из рекомендации

Виктора Анохина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, председателя Арбитражного суда Воронежской области в отставке

Сергея Аристова, шеф-редактора ЮСС «Система Юрист»

Александра Бычкова, начальника юридического отдела ЗАО «ТГК Салют»

Как доказать, что услуги были фактически оказаны

Внимание! Если заказчиком выступает бюджетное учреждение и исполнитель не заключил с ним государственный (муниципальный) контракт, то суд может отказать во взыскании стоимости оказанных услуг

Так, Президиум ВАС РФ в постановлениях от 28 мая 2013 г. № 18045/12 и от 4 июня 2013 г. № 37/13отказал подрядчику (исполнителю) во взыскании с заказчика оплаты за выполненные работы (оказанные услуги) при отсутствии государственного (муниципального) контракта.

Такая позиция основана на положениях пункта 1 статьи 763, пунктов 2 и 3 статьи 764 Гражданского кодекса РФ.

Если заказчиком выступает бюджетное учреждение, обязательно должен быть заключен государственный (муниципальный) контракт и соблюдена процедура закупки. Ситуацию, когда исполнитель оказывает услуги без заключения такого контракта, суды квалифицируют как обход закона.

При этом исполнитель не сможет взыскать стоимость оказанных услуг как неосновательное обогащение. Связано это с содержанием пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ: «не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства».

Президиум ВАС РФ особо отметил: «...выполнение работ без государственного (муниципального) контракта... свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства».

Кроме того, Президиум ВАС РФ подчеркнул: «Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона № 94-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения» (постановление Президиума ВАС РФ от 4 июня 2013 г. № 37/13).

См. также:

  • Работы выполнены в отсутствие госконтракта. ВАС РФ запретил взыскание их стоимости;
  • Подрядчик не может потребовать от бюджетного учреждения оплаты фактически выполненных работ, если отсутствует государственный (муниципальный) контракт.

Однако нужно иметь в виду, что, принимая данные постановления, Президиум ВАС РФ учел продолжительность и содержание отношений сторон, а также иные фактические обстоятельства споров:

  • спорные работы носили разовый характер (текущий ремонт здания, очистка инженерных систем отопления и водоотведения);
  • в названных делах речь шла о работах, которые могли и должны быть отложены до тех пор, пока стороны не заключат в установленном порядке соответствующие государственные контракты.

Данные обстоятельства могут быть не присущи иному спору.

Например, если между сторонами имели место длящиеся и регулярные отношения, которые не могли быть отложены, то велика вероятность, что суд взыщет задолженность с учреждения.

Так, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного cуда РФ рассматривала дело, в котором:

  • до начала спорного периода между сторонами действовал заключенный в установленном порядке государственный контракт;
  • после окончания спорного периода государственный контракт был снова заключен;
  • прекращение оказания услуг в спорном периоде противоречило бы требованию законодательства и создало бы аварийную ситуацию;
  • оказание услуг было направлено на защиту охраняемых законом публичных интересов.

В результате требования истца о взыскании неосновательного обогащения были удовлетворены.

Из рекомендации

Анзора Ганижева, кандидата юридических наук, директора юридического департамента ООО «Страховая компания "ОРАНТА"» (до 2015 года – начальника юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»)

Сергея Аристова, шеф-редактора ЮСС «Система Юрист»

Сергея Рогожина, кандидата юридических наук, доцента, судьи Суда по интеллектуальным правам (до 2013 г. – судья Арбитражного суда Ульяновской области)

Что необходимо проверить подрядчику при составлении и заключении договора подряда: существенные условия и риски

Внимание! Если заказчиком выступает бюджетное учреждение, то отношения сторон необходимо оформить по особой процедуре и заключить государственный (муниципальный) контракт. В противном случае, если подрядчик этого не сделает и приступит к выполнению работ, то суд может отказать во взыскании их стоимости

Так, Президиум ВАС РФ в постановлениях от 28 мая 2013 г. № 18045/12 и от 4 июня 2013 г. № 37/13отказал подрядчику (исполнителю) во взыскании с заказчика платы за выполненные работы (оказанные услуги) при отсутствии государственного (муниципального) контракта.

Данная позиция основана на положениях пункта 1 статьи 763, пунктов 2 и 3 статьи 764 Гражданского кодекса РФ.

Если заказчик является учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, то заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным условием для сторон. Ситуацию, когда подрядчик выполняет работы без заключения такого контракта, суды квалифицируют как обход закона.

Если подрядчик выполнит работы в отсутствие контракта, то не сможет взыскать их стоимость как неосновательное обогащение. Связано это с содержанием пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ: «Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства». Президиум ВАС РФ особо отметил: «...выполнение работ без государственного (муниципального) контракта... свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства».

Кроме того, Президиум ВАС РФ подчеркнул: «Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона № 94-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения» (постановление Президиума ВАС РФ от 4 июня 2013 г. № 37/13).

См. также:

  • Работы выполнены в отсутствие госконтракта. ВАС РФ запретил взыскание их стоимости;
  • Подрядчик не может потребовать от бюджетного учреждения оплаты фактически выполненных работ, если отсутствует государственный (муниципальный) контракт.

Данную позицию разделяет и Верховный суд РФ (см. определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 13 марта 2015 г. № 307-ЭС14-4768).

Однако нужно иметь в виду, что, принимая данные постановления, Президиум ВАС РФ и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ учли продолжительность и содержание отношений сторон, а также иные фактические обстоятельства споров:

  • спорные работы носили разовый характер (текущий ремонт здания, очистка инженерных систем отопления и водоотведения);
  • в названных делах речь шла о работах, которые могли и должны быть отложены до тех пор, пока стороны не заключат в установленном порядке соответствующие государственные контракты.

Данные обстоятельства могут быть не присущи иному спору.

Например, если между сторонами имели место длящиеся и регулярные отношения, которые не могли быть отложены, то велика вероятность, что суд взыщет задолженность с учреждения.

Так, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ рассматривала дело, в котором:

  • до начала спорного периода между сторонами действовал заключенный в установленном порядке государственный контракт;
  • после окончания спорного периода государственный контракт был снова заключен;
  • прекращение оказания услуг в спорном периоде противоречило бы требованию законодательства и создало бы аварийную ситуацию;
  • оказание услуг было направлено на защиту охраняемых законом публичных интересов.

В результате требования истца о взыскании неосновательного обогащения были удовлетворены (см.определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 21 января 2015 г. по делу № А77-602/2013).

Таким образом, возможность взыскать с контрагента неосновательное обогащение при отсутствии государственного (муниципального) контракта зависит от следующих факторов:

  • длительности и регулярности характера договорных отношений (наличие в прошлом и настоящем контрактов между сторонами);
  • возможности отложить выполнение работ (оказание услуг) до заключения контракта (нужно оценить, будет ли при этом нарушен закон или создана аварийная ситуация);
  • направленности деятельности подрядчика (исполнителя) в спорном периоде (в примере выше – защита охраняемых законом публичных интересов);
  • отсутствия претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ (оказанных услуг).

См. также Отсутствие контракта не повод не платить.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль