Создание музея в школе

54

Вопрос

В средней общеобразовательной школе решили создать школьный исторический музей. В музей безвозмездно были переданы экспонаты. Как юридически правильно оформить создание музея? Как отразить в бухгалтерском учете поступление экспонатов и как в дальнейшем вести бухгалтерский учет этих экспонатов?

Ответ

Отвечает Наталья Кузнецова, эксперт

Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

Порядок отражения в учете безвозмездно полученных экспонатов (основных средств, материальных запасов) приведен в обосновании.

Содержание и обслуживание экспонатов аналогично содержанию и обслуживанию всего имущества учреждения.

Обоснование
 

1.Из правовой базы

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ от 12.03.2003 № 28-51-181/16

О деятельности музеев образовательных учреждений

Приложение
к письму Минобразования России
от 12 марта 2003 года № 28-51-181/16

Приложение. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации".

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания музея:

- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;

- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- музейная экспозиция;- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;- развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

2.Из правовой базы

ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 27.03.2015 № 09-795

Об организации деятельности школьных музеев

Минобрнауки России участвует в формировании школьных музейных экспозиций, посвященных прославленным в годы Великой Отечественной войны воинским частям, соединениям, объединениям, воинам, проявившим мужество и героизм при защите Отечества.

На основании изложенного, а также во исполнение абзаца 8 пункта 4 и пункта 6 протокола поручения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2014 года № РД-П4-60пр об организации деятельности школьных музеев Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России рекомендует:

- создавать школьные музеи, посвященные прославленным в годы Великой Отечественной войны воинским частям, соединениям, объединениям, воинам, проявившим мужество и героизм при защите Отечества, совместно с Минобороны России участвовать в формировании школьных музейных экспозиций;

- сохранять при укрупнении образовательных организаций ранее присвоенные укрупняемым образовательным организациям имена героев Великой Отечественной войны;

- продолжить работу по созданию школьных музейных экспозиций, посвященных прославленным в годы Великой Отечественной войны воинским частям, соединениям, объединениям, воинам, проявившим мужество и героизм при защите Отечества;

- использовать потенциал школьных музеев при организации экскурсионной деятельности с обучающимися и разработке детских туристских маршрутов;

- привлекать к формированию школьных музейных экспозиций представителей и ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации;

- сохранять при объединении образовательных организаций ранее присвоенные им имена героев Великой Отечественной войны;

- организовывать на базе школьных музеев реализацию дополнительных общеразвивающих программ краеведческой направленности;

- привлекать школьные музеи к реализации молодежных волонтерских проектов по восстановлению военно-мемориальных объектов и воинских захоронений защитников Отечества.

3.Из рекомендации

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение основных средств безвозмездно

При безвозмездном получении основных средств от коммерческой (некоммерческой) организации или от гражданина нужно заключить договор дарения. Если сумма сделки между организациями превышает 3000 руб., оформите письменный договор. Если не превышает – договор может быть заключен устно. Договор между гражданином и учреждением независимо от суммы сделки можно заключить как в устной, так и в письменной форме. Такой порядок следует из статей 574 и 575 Гражданского кодекса РФ.

Первоначальная стоимость

Основные средства, которые вы получили безвозмездно по договору дарения, принимайте к бухучету по первоначальной стоимости.

Первоначальную стоимость основных средств, полученных по договору дарения, сформируйте исходя из:

  • текущей оценочной стоимости основных средств на дату принятия их к бухучету;
  • стоимости услуг доставки, регистрации и доведения основных средств до состояния, пригодного для использования.

Такой порядок предусмотрен пунктом 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Ситуация: как в бухучете определить оценочную стоимость основных средств, поступивших безвозмездно

Оценочную стоимость основного средства может определить комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Сделать это нужно исходя из суммы, за которую можно продать этот объект или аналогичное имущество. Информацию о действующих ценах комиссия может получить у изготовителя, в органах статистики, торговых инспекциях и СМИ. А когда невозможно подтвердить цены, закажите экспертизу у сторонней организации (оценщика). Это следует из пункта 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Совет: если комиссия учреждения затрудняется в оценке безвозмездно полученного основного средства, целесообразно использовать методы для определения рыночной стоимости в налоговом учете (ст. 105.7 НК РФ). Применение этого способа позволит избежать разницы между первоначальной стоимостью объекта в бухгалтерском и налоговом учете. Выбранный вариант закрепите в учетной политике для целей бухучета.

И пусть вас не смущают разные понятия, которые используют в бухгалтерском и налоговом учете. В том, что законодатели в бухучете заменили понятие «рыночная стоимость» на «оценочная», ничего страшного. По сути только изменили название, а определение этого термина осталось прежнее. То есть между рыночной и оценочной стоимостью можно поставить знак равенства.

Оценка имущества

Если для оценки имущества привлекли стороннего исполнителя, то расходы отразите так.

Оплату отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Ведь по другим элементам оценку провести нельзя (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Для справки: в бухучете и отчетности такие расходы должны пройти по подстатье КОСГУ 226 «Прочие выплаты». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 0.401.20.226, 0.109.00.226, 302.26.

Документальное оформление

При поступлении основного средства составьте приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Об этом сказано в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

После того как комиссия по поступлению и выбытию активов осмотрит объект, составьте акт (ф. 0504101).

Ситуация: как оформить безвозмездное поступление основного средства от гражданина. Гражданин не занимается предпринимательской деятельностью

Получение основного средства от гражданина оформите приходным ордером (ф. 0504207). Составьте его на основании сопроводительного документа, например, акта. Если же основное средство поступает без сопроводительных документов, то составьте акт (ф. 0504220). Кроме того, при принятии объекта к учету в обоих случаях также составьте еще и акт (ф. 0504101). Давайте разбираться подробнее.

По общему правилу при получении основного средства надо оформить приходный ордер (ф. 0504207). Сделать это нужно независимо от того, от кого оно получено: организации или гражданина. Но обязательным условием составления приходного ордера будет наличие первичного товаросопроводительного документа (п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поскольку унифицированных бланков для оформления покупки основных средств у граждан нет, таким документом может быть, например, акт закупки у физического лица.

При заполнении приходного ордера данные гражданина-продавца заполните в реквизитах «Поставщик», «ИНН», «Адрес». А в реквизите «Основание» укажите документ, которым оформлена передача основного средства (например, «акт закупки имущества № 1 от 17 июля 2015 г.»).

Если же основное средство поступает без сопроводительного документа, по каким-либо причинам он оформлен не был, то составить приходный ордер (ф. 0504207) не получится. Ведь факт передачи и осмотра объекта не зафиксирован документально. А значит, комиссия должна в одностороннем порядке осмотреть объект и дать добро на приемку. Для этого оформите акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220), в котором данные гражданина-продавца укажите в реквизитах «Отправитель», «ИНН», «Адрес».

После того как факт приемки был оформлен приходным ордером (ф. 0504207) или актом (ф. 0504220) составьте еще и акт о приемке-передаче по форме № 0504101. Он, в свою очередь, подтвердит ввод купленного объекта в эксплуатацию.

О том, как заполнить акт о приемке-передаче, см. здесь.

На основании приходного ордера (ф. 0504207) и акта (ф. 0504101) заполните инвентарную карточку по форме № 0504031 (№ 0504032). Инвентарную карточку заполняйте в одном экземпляре на основании данных акта и сопроводительных документов (например, технических паспортов).

Бухучет

Порядок отражения в бухучете операций по безвозмездному получению основных средств зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Если основное средство получено от государственной (муниципальной) организации, в учете сделайте проводку:

Дебет КРБ.1.101.31.310 (КРБ.1.101.34.310, КРБ.1.101.36.310...) Кредит КРБ.1.304.04.310
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному ГРБС, РБС);

Дебет КРБ.1.101.31.310 (КРБ.1.101.34.310, КРБ.1.101.36.310...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС, РБС одного уровня бюджета, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций);

Дебет КРБ.1.101.31.310 (КРБ.1.101.34.310, КРБ.1.101.36.310...) Кредит КДБ.1.401.10.151
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство (в рамках движения объектов между разными уровнями бюджетов);

Дебет КРБ.1.304.04.310 (КДБ.1.401.10.151, КДБ.1.401.10.180) Кредит КРБ.1.104.31.410 (КРБ.1.104.34.410, КРБ.1.104.36.410…)
– отражена ранее начисленная амортизация по безвозмездно полученному основному средству.

Если основное средство получено от граждан и организации, не являющейся государственной и муниципальной, оформите запись:

Дебет КРБ.1.101.31.310 (КРБ.1.101.34.310, КРБ.1.101.36.310...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство от граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных организаций);

Дебет КРБ.1.101.31.310 (КРБ.1.101.34.310, КРБ.1.101.36.310...) Кредит КДБ.1.401.10.152
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

Дебет КРБ.1.101.31.310 (КРБ.1.101.34.310, КРБ.1.101.36.310...) Кредит КДБ.1.401.10.153
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство от международных финансовых организаций.

Если основное средство получено в рамках нескольких договоров, отразите это следующим образом:

Дебет КРБ.1.106.31.310 Кредит КРБ.1.304.04.310 (КДБ.1.401.10.151, КДБ.1.401.10.152, КДБ.1.401.10.153, КДБ.1.401.10.180)
– отражена стоимость имущества, полученного безвозмездно в рамках нескольких договоров;

Дебет КРБ.1.106.31.310 Кредит КРБ.1.302.22.730 (КРБ.1.302.11.730, КРБ.1.303.02.730...)
– отражены затраты на доведение основного средства до состояния, пригодного к использованию;

Дебет КРБ.1.101.31.310 (КРБ.1.101.34.310, КРБ.1.101.36.310...) Кредит КРБ.1.106.31.310
– принято к учету по сформированной стоимости безвозмездно полученное основное средство в рамках нескольких договоров.

Такой порядок установлен пунктами 7, 19, 31, 88 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (п. 29, счета 101.00, 106.01, 302.00, 304.04, 401.10).

Важно: до госрегистрации права оперативного управления на недвижимое имущество отразите его на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Подробнее.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль