КОСГУ : пособие на хоз. обзаведение в рамках 6-ти должностных окладов

90

Вопрос

Законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрены расходы на получение единовременного пособия на хозяйственное обзаведение в размере шести должностных окладов выпускникам профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования при поступлении впервые на работу в государственные образовательные организации и муниципальные образовательные организации, расположенные в сельских населенных пунктах, на педагогические должности, при условии переезда на постоянное проживание в сельский населенный пункт.По какому виду расходов и КОСГУ отразить в бухгалтерском учете выплату данного единовременного пособия?

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт


Расходы на получение единовременного пособия на хозяйственное обзаведение в размере шести должностных окладов выпускникам профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования при поступлении впервые на работу в государственные образовательные организации и муниципальные образовательные организации, расположенные в сельских населенных пунктах, на педагогические должности, при условии переезда на постоянное проживание в сельский населенный пункт, можно отнести и к подстатье КОСГУ 212 и к подстатье КОСГУ 262.

К подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» потому, что подъемные платятся сотрудникам и относятся к дополнительным выплатам, пособиям и компенсациям, обусловленным статусом сотрудников и условиями трудовых отношений, как, например, подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы):
– военнослужащим и приравненным к ним лицам;
– лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– судьям;
– сотрудникам загранучреждений;
– другим сотрудникам в соответствии с законодательством.

К подстатье КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», так как в разъяснениях к статье есть пункт «Оплата пособий и денежных компенсаций различным категориям граждан».

Вместе с тем, из анализа положений приказа 65н к статье КОСГУ 262 можно сделать вывод, что по этой статье выплаты производятся, как правило, населению, хотя прямо об этом в статье не сказано. Поэтому правильнее провести указанные расходы по подстатье КОСГУ 212.

Расходы на выплату единовременного пособия на хозяйственное обзаведение в размере шести должностных окладов выпускникам профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования при поступлении впервые на работу в государственные образовательные организации и муниципальные образовательные организации, расположенные в сельских населенных пунктах, на педагогические должности, при условии переезда на постоянное проживание в сельский населенный пункт следует отражать по элементу вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Объясняется это тем, что по элементу вида расходов 112 подлежат отражению дополнительные выплаты, пособия и компенсации, обусловленные статусом сотрудников и условиями трудовых отношений.

Обоснование
 

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ 

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Дополнительные выплаты, пособия и компенсации, обусловленные статусом сотрудников и условиями трудовых отношений*
Выплата подъемного пособия при переезде на новое место работы (службы):
– военнослужащим и приравненным к ним лицам;
– лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– судьям;
– сотрудникам загранучреждений;
– другим сотрудникам в соответствии с законодательством*
Подстатья 212 «Прочие выплаты»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Пособия по социальной помощи населению*
<…> Подстатья 262 «Пособия по социальной помощи населению» * Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Оплата пособий и денежных компенсаций различным категориям граждан*

Из справочника

Отнесение затрат на соответствующий вид расходов бюджетной классификации

Затраты Код вида расходов (в разрезе групп, подгрупп, элементов) Подтверждающие документы

Не включенные в фонд оплаты труда другие выплаты и компенсации в денежной форме сотрудникам учреждений, обусловленные их статусом, в том числе социальные гарантии (например, при возмещении сотрудникам стоимости медуслуг)*

О том, какой элемент вида расходов применять при выплатах в натуральной форме, см. здесь

Элемент 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»*

Раздел III (п. 5.15.2) указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н

письма Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-05-11/13346от 27 июня 2014 г. № 02-05-10/13347

<…>

Из информации Минфина России от 16.12.2015

Сопоставительная таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам и применяемых бюджетными и автономными учреждениями

Вид расходов КОСГУ
Код Наименование Код Наименование

112*
Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда 212* Прочие выплаты
262* Пособия по социальной помощи населению
290 Прочие расходы

Из статьи журнала «СПРАВОЧНИК РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ», № 3, март 2015

Молодой специалист в образовательной организации: особенности правового статуса, меры социальной поддержки

Павел Гулидов, эксперт «МЦФЭР Образование»

На сегодняшний день для любой образовательной организации основной проблемой в работе с молодыми специалистами является тот факт, что федеральное законодательство не содержит понятия «молодой специалист». По этой причине многие руководители трактуют его в меру своих знаний, опыта и, что немаловажно, возможностей, в первую очередь — материальных.

Статус молодого специалиста в федеральном законодательстве

Норма, традиционно относимая к молодым специалистам, содержится в ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ). Согласно ч. 4 данной статьи, лицам, получившим среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

В действующем федеральном трудовом законодательстве не определено понятие «молодой специалист» и не разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая социальную защиту и гарантии лицам, относящимся к данной категории работников.

Кроме того, ч. 10 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлена норма, согласно которой для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Исходя из вышесказанного, а также принимая во внимание общепринятый в России возрастной ценз, позволяющий отграничить молодежь от других категорий граждан по возрасту, сформулируем основные требования к статусу молодого специалиста:

возраст до 30 лет;

получение среднего профессионального образования или высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

поступление на работу по специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня впервые.

Небольшой нюанс, который необходимо учитывать работодателю: гражданин, претендующий на статус молодого специалиста, должен не просто поступать на работу впервые, а поступать на работу впервые именно по полученной специальности. То есть если во время обучения в педагогическом вузе молодой человек подрабатывал курьером и на него была заведена трудовая книжка, он все равно сможет в будущем претендовать на статус молодого специалиста при условии, что поступит на работу по специальности, указанной в дипломе, впервые.

В принципе, сегодня каждый работодатель вправе самостоятельно, посредством издания соответствующего локального нормативного акта, опираясь на действующее законодательство и свои финансовые возможности, определить требования к статусу молодого специалиста и установить для таких работников меры социальной поддержки.

В первую очередь это право актуально для образовательных организаций, перед которыми остро стоит проблема старения кадров. Несмотря на то что за последние годы Президент РФ и Правительство РФ сделали немало для того, чтобы обеспечить педагогическим работникам достойный уровень заработной платы, а также вполне современные и комфортные условия труда, в образовательные организации, прежде всего — детские сады и школы, вчерашние выпускники идут неохотно.

Статус молодого специалиста в региональном законодательстве

Поскольку, как указано выше, на сегодняшний день действующее федеральное законодательство никаких льгот и преимуществ (за исключением ст. 70 ТК РФ) для молодых специалистов не предусматривает, гарантии данной категории работников должны устанавливать либо региональные, либо муниципальные органы власти, в ведении которых находятся вопросы образования всех уровней (от детского сада до вуза).*

Так, например, на территории Ленинградской области действует положение о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов, утв. постановлением правительства Ленинградской области от 07.04.2008 № 71. Согласно данному документу молодой специалист — это гражданин РФ в возрасте до 30 лет, имеющий документ государственного образца о среднем профессиональном образовании или о высшем профессиональном образовании, выданный после 1 января 2008 г., который заключил трудовой договор на неопределенный срок с государственным (муниципальным) учреждением либо с государственной (муниципальной) образовательной организацией.

Такой работник имеет право на получение ежегодной единовременной выплаты из бюджета Ленинградской области (пособия) в размере 56 тыс. 500 руб. (включая налог на доходы физических лиц). Для этого он должен обратиться к руководителю учреждения (организации) с просьбой заключить договор о предоставлении социальной поддержки.

Договор заключается между молодым специалистом и государственным (муниципальным) учреждением (образовательной организацией) и комитетом1 по форме, утвержденной указанным постановлением. Пособие перечисляется на банковский счет молодого специалиста ежегодно по истечении первого, второго и третьего года работы начиная с даты заключения трудового договора. Таким образом, в Ленинградской области молодые специалисты получают региональную поддержку в течение трех лет.*

В Москве молодым специалистам в сфере образования льготы предоставляются уже давно. Более десяти лет назад постановлением правительства Москвы от 23.03.2004 № 172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы» указанной категории работников установлена доплата к ставке заработной платы (без учета дополнительной нагрузки) в размере 15% для компенсации половины стоимости проездного билета.

Кроме того, данным документом правительство Москвы постановило разрешить департаменту образования города Москвы выплачивать выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, поступившим на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), после их трудоустройства единовременное пособие для организации бытовых условий в размере 20 тыс. руб.*

Понятие «молодой специалист» встречается в нормативных правовых актах специального и местного действий, устанавливающих меры социальной поддержки для данной категории работников. Однако эти меры распространяются лишь на узкий круг лиц.

К молодым специалистам в г. Москве относятся лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), а учителя начальной школы — независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается в Москве однократно и действует в течение трех лет, однако может быть продлен еще на срок до трех лет в случае:

призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

направления на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;

поступления в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации;

предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Естественно, что такие крупные регионы, как Ленинградская область и Москва должны были стать пионерами в деле поддержки молодых специалистов. Однако следует признать, что и другие регионы сегодня как никогда много внимания уделяют тому, чтобы трудовая жизнь молодежи в сфере образования протекала в комфортных условиях.

В качестве примера можно привести Саратовскую область, на территории которой сегодня действует закон Саратовской области от 03.08.2011 № 96-ЗСО «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы в Саратовской области». Данный закон в полной мере распространяется и на молодых специалистов образовательных организаций.

Такие работники вправе претендовать на получение единовременной денежной выплаты по истечении отработанного по трудовому договору в учреждении бюджетной сферы календарного года один раз в год в течение трех лет со дня трудоустройства. Размер единовременной денежной выплаты составляет за первый год работы 40 тыс. руб., за второй год работы — 35 тыс. руб., за третий год работы — 30 тыс. руб. Выплата производится по письменному заявлению молодого специалиста один раз в год независимо от количества замещаемых по совместительству (совмещению) должностей в одном либо нескольких учреждениях бюджетной сферы.*

Для органов власти Саратовской области молодой специалист — это гражданин в возрасте до 30 лет, окончивший образовательное учреждение высшего профессионального образования и работающий в учреждении бюджетной сферы на территории области. Выплату он может получить при одновременном соблюдении следующих условий:

возраст на дату обращения за получением социальной поддержки не более 30 лет;

окончание вуза в 2011 г. или в последующие годы;

начало работы в учреждении бюджетной сферы по специальности (должности) в соответствии с полученной квалификацией (направлением подготовки, профилем, специализацией, магистерской программой), определенной утвержденным в установленном порядке перечнем специальностей (должностей) работников учреждений бюджетной сферы по отраслям в муниципальных районах, городских округах Саратовской области (далее — Перечень), не считая периодов отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы;

работа по трудовому договору в учреждении бюджетной сферы по специальности (должности) в соответствии с полученной квалификацией (направлением подготовки, профилем, специализацией, магистерской программой), определенной Перечнем, не менее одного года после дня окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования (место работы должно быть основным).

Как и в вышеуказанных случаях, молодой специалист в Саратовской области вправе рассчитывать на меры социальной поддержки только в течение трех лет со дня поступления на работу.

При рассмотрении вопроса о предоставлении гарантий молодым специалистам нельзя не упомянуть и о муниципальных правовых актах, устанавливающих данные гарантии на территории отдельно взятого города (района, округа), входящего в состав того или иного субъекта РФ. Здесь для муниципальных властей на сегодняшний день существует одна серьезная проблема: поскольку действующее законодательство относит финансирование оплаты труда работников образования на уровень субъектов РФ, устанавливать меры дополнительной финансовой поддержки молодым специалистам органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе лишь в пределах выделяемых средств фонда оплаты труда (далее — ФОТ).* Именно поэтому, например, на территории Приморского края, муниципальные правовые акты, предусматривающие дополнительные выплаты молодым специалистам за счет местных бюджетов, на сегодняшний день признаны утратившими силу2.

Не могут быть признаны удовлетворительными темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Разд. I Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»

И все же в одном вопросе у муниципальных властей есть явное преимущество перед регионами, а именно — в вопросе обеспечения молодых специалистов жильем. Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ относит жилищный фонд социального использования к ведению органов местного самоуправления, именно от этих органов в первую очередь зависит реальное право молодых специалистов на получение жилья. Тем более что вопрос этот далеко не праздный. Известно, что в большинстве случаев выпускники педагогических вузов не желают работать в сельской местности или рабочих поселках именно из-за отсутствия жилья. Причем речь зачастую идет не о благоустроенной квартире, а просто о жилье как таковом — его попросту не хватает. По этой причине муниципальные власти могут и должны решать жилищные проблемы молодых специалистов.

Кстати, одной из задач Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, является удовлетворение потребностей сельского населения, в т. ч. молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что отсутствие надлежащего законодательного регулирования лишает нас возможности точно определить правовой статус молодого специалиста в образовательной организации. По сути, этот вопрос отдан на откуп региональному законодателю, и именно от него напрямую зависит, будут ли в системе образования молодые и перспективные кадры, а главное — смогут ли они удержаться там в качестве профессионалов, как этого требуют реалии сегодняшнего дня.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70%
  • Над налоговой отчетностью 20%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль