Разница в показаниях спидометра и путевых листах

508

Вопрос

Сняли показания спидометра и выяснилось, что на 3-х машинах фактические и по данным бух.учета данные расходятся. С водителей взяли объяснительные записки.А вот какие теперь указать показания спидометра на этих автомобилях в путевых листах?и помимо объяснительных какие еще документы необходимо приложить?

Ответ

Отвечает Булат Ахмутинов, эксперт

Показания одометра указывайте только фактические.

При оформлении путевых листов заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут послужить основанием для исключения путевых листов из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность расходов придется доказывать в суде.

Поэтому указания производите те, которые зафиксированы на одометре автомобиля.

Если разные показания не привели к перерасходу топлива. Кроме объяснительной записки никакие документы прикладывать не нужно. За исключением результата проверки в форме акта.

Но если подобные показания скрывали реальный расход топлива, то в этом случае удержите ущерб из зарплаты водителей. То есть, при допущении перерасхода. Порядок действия и оформления необходимых документов в этом случае представлены в рекомендации № 2.

Обоснование
 

1. Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные

Путевой лист

По итогам месяца, квартала или на конкретную дату можно провести сверку соответствия фактических показаний одометра с данными в путевом листе. Результат такой проверки оформите актом.

Главбух советует: При оформлении путевых листов заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут послужить основанием для исключения путевых листов из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность расходов придется доказывать в суде.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают, что несоответствия в путевых листах не опровергают факт несения расходов и их связь с деятельностью, приносящей доход (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008).

В то же время многие суды подтверждают, что расходы на ГСМ не уменьшают налоговую базу, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях одометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например,определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А55-23291/2012Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Ситуация: как в бухучете списать ГСМ, если фактический расход топлива больше нормативного

Ответ на этот вопрос зависит от причин возникновения перерасхода.

Перерасход топлива может возникнуть по объективной причине при эксплуатации автомобиля в определенных условиях и местности (например, в условиях городских дорог, где имеются заторы, из-за вынужденной эксплуатации автомобиля в технически неисправном состоянии). В этом случае его списание производите по распоряжению руководителя учреждения. Подтвердить нормы списания ГСМ (превышающие установленные Минтрансом России и утвержденные руководителем) можно, в частности, контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения (специализированными организациями, которые осуществляют исследование по соблюдению правил эксплуатации транспортных средств в целях избежания перерасхода топлива). Списание ГСМ по распоряжению руководителя производите в общем порядке.

Если перерасход топлива возник по вине водителя, при ненадлежащей эксплуатации автомобиля, то учреждение может квалифицировать его как недостачу или ущерб. Подробнее о документальном оформлении недостачи или ущерба, нанесенного учреждению, см. здесь. О том, как отразить в бухучете и при налогообложении недостачу, см. здесь.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 8 июля 2011 г. № 02-06-10/3056.

2. Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Как удержать из зарплаты материальный ущерб, нанесенный организации

Порядок удержания

Сумму материального ущерба с дохода сотрудника удерживайте в таком порядке.

Сначала подсчитайте сумму потерь, которая включает в себя:
– размер материального ущерба;
– расходы на приобретение или восстановление имущества (например, ремонт);
– расходы на возмещение ущерба, который сотрудник причинил другим гражданам или организациям (например, ущерб от ДТП в части, не покрытой страховым возмещением).

Состав потерь, которые обязан возместить сотрудник, нанесший организации материальный ущерб, указан в статье 238 Трудового кодекса РФ.

Создание специальной комиссии

Для подтверждения суммы материального ущерба в организации можно создать специальную комиссию (ст. 247 ТК РФ). Ее состав утверждает руководитель организации. Создавать комиссию целесообразно при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей.

Выявленную недостачу (стоимость потерь) отражайте в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Если сумму материального ущерба можно установить на основании документов, полученных от контрагентов, комиссию можно не создавать. Например, при ДТП по вине сотрудника сумму материального ущерба можно установить по документам, полученным от страховой и ремонтной компаний.

Оценка ущерба

Сумму ущерба определяйте исходя из текущей восстановительной стоимости имущества. Для того чтобы определить эту стоимость, оцените, сколько средств затратит учреждение на восстановление имущества. Например, на его ремонт, на приобретение аналогичного объекта, а также на его доставку, монтаж и т. п. При этом затраты определяйте исходя из рыночных цен, которые действуют в вашей местности на день обнаружения ущерба.

Ущерб не может быть оценен ниже стоимости имущества по данным бухучета (с учетом износа). При определении ущерба не учитывайте фактические потери в пределах норм естественной убыли.

Такой порядок установлен статьей 246 Трудового кодекса РФ и пунктом 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Письменные объяснения сотрудника

После определения суммы ущерба возьмите с сотрудника письменные объяснения о причинах, по которым он возник. Если сотрудник отказывается это сделать, то составьте акт. Такой порядок установлен частью 2 статьи 247 Трудового кодекса РФ.

Приказ об удержании

Для взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника руководитель организации должен издать приказ об удержании. Приказ нужно выпустить не позже чем через месяц после того, как комиссия установит размер ущерба.

Расчет суммы ущерба

На основании приказа с дохода сотрудника удержите стоимость ущерба, не превышающую его среднего месячного заработка. С учетом этого правила нужно взыскивать ущерб и в тех случаях, когда сотрудник несет ограниченную материальную ответственность, и в тех случаях, когда материальная ответственность наступает в полной сумме ущерба.

Сумму ущерба, превышающую средний месячный заработок, можно получить с сотрудника только через суд (в том случае, если на него возлагается полная материальная ответственность). В то же время сотрудник может добровольно возместить сумму ущерба. При этом по соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа.

Такой порядок установлен статьей 248 Трудового кодекса РФ.

Удержать из месячной зарплаты сотрудника можно не более 20 процентов. Поэтому взыскивать сумму материального ущерба в размере средней зарплаты, скорее всего, придется в течение нескольких месяцев.

Пример расчета материального ущерба, взыскиваемого с сотрудника. Договор о полной материальной ответственности с сотрудником не заключен

В августе 2015 года по вине сотрудника А.С. Кондратьева вышел из строя принтер. Сотрудник несет ограниченную материальную ответственность.

Размер материального ущерба оценен в 12 000 руб.

За период с августа 2014 года по июль 2015 года Кондратьев отработал 246 дней. За этот период ему начислено 415 245,58 руб.

В августе 2015 года 21 рабочий день.

Средняя зарплата Кондратьева за месяц, в котором был нанесен материальный ущерб (август 2015 года), составляет:
415 245,58 руб. : 246 дн. × 21 дн. = 35 447,79 руб.

Поскольку средний месячный заработок больше суммы ущерба, по приказу руководителя с Кондратьева удерживают 12 000 руб. При этом из каждой его зарплаты – не более 20 процентов.

Срок для обращения в суд

Бывает, сумма ущерба превышает средний заработок сотрудника. Удержать больше с него работодатель не может. Тогда единственным правильным решением будет обратиться в суд. То же относится и к ситуации, когда сотрудник увольняется, не возместив все потери работодателя, а также когда отказывается компенсировать ущерб добровольно.

При этом очень важно соблюсти срок, который установлен для обращения в суд работодателей. А именно один год. Ведь если его пропустить, возместить ущерб не получится вовсе. Такой порядок предусмотрен частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ.

Суд в любом случае примет исковое заявление и по истечении срока тоже. Однако в возмещении откажет. А вот если предъявить суду уважительные причины пропуска срока, тогда его могут восстановить (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Под уважительными причинами понимают исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления. Например, стихийное бедствие или другая форс-мажорная ситуация, на которую повлиять нельзя (постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52).

А как отсчитывать год для подачи иска? Считайте его с даты, когда обнаружили причиненный ущерб. То есть со дня окончания инвентаризации, при которой был выявлен или зафиксирован размер полученного ущерба. При этом сам срок считайте оконченным в соответствующее число последнего года срока. Причем если последний день срока приходится на нерабочий день, то его переносят на ближайший следующий рабочий. Именно такой порядок предусмотрен для исчисления сроков в частях 3 и 4 статьи 14 Трудового кодекса РФ.

На практике с сотрудником часто подписывают соглашение о возмещении ущерба с рассрочкой платежа. Но виновные не исполняют его. При таких обстоятельствах срок для обращения работодателя в суд отсчитывают с даты, когда человек нарушил условия рассрочки. На это, в частности, указано в определении Верховного суда РФ от 30 июля 2010 г. № 48-В10-5.

Отказ от удержания ущерба

Работодатель вправе отказаться от взыскания ущерба с сотрудника. Отказ от взыскания может быть полным или частичным с учетом конкретных обстоятельств, при которых причинен ущерб. Такое право предоставлено статьей 240 Трудового кодекса РФ.

Отказ от взыскания ущерба допустим независимо от следующих факторов:
– вид ответственности, которую несет сотрудник (ограниченная или полная материальная ответственность);
– форма собственности организации.

Об этом сказано в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52.

Освобождение сотрудника от возмещения материального ущерба оформите приказом.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль