Остатки на лицевых счетах при реорганизации

132

Вопрос

добрый день подскажите при реорганизации бюджетного учреждения остатки на лицевых счетах могут ли быть зачислены на новые счета вновь созданного юридического лица

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт


При реорганизации бюджетного учреждения в форме выделения филиала бюджетного учреждения в отдельное юридическое лицо, бюджетное учреждение, неиспользованные остатки средств на лицевых счетах перечисляются на основании платежного документа на вновь открываемые счета. Об этом сказано в совместном письме Минфина и Казначейства России от 10.08.2012 г. № 02-03-09/3124, № 42-7.4-05/5.1-454.

Обоснование
 

Из письма Минфина России, Казначейства России от 10.08.2012 № 02-03-09/3124/42-7.4-05/5.1-454

[О порядке отражения на лицевых счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений операций, связанных с ликвидацией, реорганизацией или изменением типа учреждений, а также о применении документов, принятых в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"]


«Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, в связи с поступающими обращениями о порядке отражения на лицевых счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений (далее - учреждение) операций, связанных с ликвидацией, реорганизацией или изменением типа учреждений, а также о применении документов, принятых в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ), сообщают.

1. На основании решения Правительства Российской Федерации или, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, при:

ликвидации учреждения;

реорганизации учреждения в форме разделения, выделения, слияния, присоединения;

изменении типа учреждения, соответствующие лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства учреждениям, подлежат закрытию в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 года № 7н(далее - Порядок № 7н).

После представления учреждениями документов, определенных Порядком № 7н для открытия соответствующего лицевого счета, учреждениям вновь открываются лицевые счета в соответствии с Порядком № 7н.При реорганизации (ликвидации) учреждения, а также изменении типа учреждения на автономное (бюджетное), передача показателей с закрываемых лицевых счетов учреждения на вновь открываемые осуществляется с применением формы Акта приемки-передачи показателей лицевого счета бюджетного учреждения (лицевого счета автономного учреждения) (код формы по ОКУД 0509018), Акта приемки-передачи показателей отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (отдельного лицевого счета автономного учреждения) (код формы по ОКУД0509019) (далее - Акты) с начала года. Акты оформляются с учетом следующих особенностей. По строке "Наименование бюджетного учреждения (автономного учреждения)" заголовочной части Актов указывается наименование учреждения, передающего показатели. В оформляющей части:

группа строк "Передающая сторона" в Актах заполняется и подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными лицами) передающего показатели учреждения;

группа строк "Принимающая сторона" в Актах заполняется и подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными лицами) принимающего показатели учреждения (далее - принимающее учреждение);

группа строк "Указанные в данном Акте показатели подтверждаю" в Актах не заполняется. Перечисление неиспользованных остатков средств учреждения на вновь открываемые ему лицевые счета, либо на лицевой счет принимающего учреждения осуществляется на основании представленного учреждением в орган Федерального казначейства платежного (расчетного) документа. В рамках одного и того же счета по учету средств учреждений перечисление осуществляется без направления платежных документов в учреждение Банка России, в котором открыт счет управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации. Перечисление остатка средств, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные учреждением в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации(далее - остаток целевых субсидий), осуществляется с учетом следующих особенностей. Неиспользованные на момент реорганизационных мероприятий суммы остатков целевых субсидий, перечисляемые с закрываемого лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, предоставленными учреждениям в виде субсидий на иные цели (далее - отдельный лицевой счет), учитываются на вновь открываемом отдельном лицевом счете учреждения, либо на лицевом счете принимающего учреждения "без права расходования", до представления учреждением в орган Федерального казначейства Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы по ОКУД0501016) (далее - Сведения), утвержденных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (принимающего учреждения) (далее - учредитель).* Сведения составляются в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 года № 81н.При этом в случае изменения типа учреждения на автономное (бюджетное) без изменения учредителя, учреждение вправе в целях санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых является остаток целевых субсидий, представить в орган Федерального казначейства, ранее утвержденные в установленном порядке Сведения. При этом ответственность за достоверность информации, отраженной в Сведениях, возлагается на руководителя учреждения.»

Из статьи журнала «ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ», № 6, май 2015

Процесс реорганизации нужно продумать от и до

Инна Авдеева, начальник юридического отдела ОАО «Автовокзалы Удмуртии»

Социально значимый характер деятельности во многом обуславливает стабильность существования бюджетного (автономного) учреждения как участника гражданско-правовых отношений. Однако некоторые факторы, например изменение административно-территориального деления внутри муниципального образования, рост численности населения на подведомственной учреждению территории, необходимость сокращения расходов на администрирование деятельности с целью экономии бюджетных средств, могут повлечь принятие решения о его реорганизации. Основные вопросы, которые возникают при этом, касаются передачи прав и обязанностей вновь возникающим юридическим лицам. Чтобы не создать ситуацию, при которой реорганизация может быть признана недействительной, данный процесс должен быть продуман и расписан в деталях от и до еще до момента принятия решения о начале соответствующей процедуры.

Понятие и виды

Реорганизация юридического лица (в т. ч. бюджетного, автономного учреждения) — это прекращение деятельности реорганизуемого учреждения с переходом его прав и обязанностей к другим (в т. ч. вновь создаваемым лицам) в порядке правопреемства. Правопреемник учреждения будет определяться в зависимости от способа реорганизации. Обязательность перехода прав и обязанностей в результате реорганизации — главное ее отличие от ликвидации, при которой с прекращением деятельности учреждения прекращаются и все его обязательства.

И на бюджетное учреждение как некоммерческую организацию, и на автономное распространяются общие правила Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) о реорганизации. Это следует из положений ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее —
Закон № 174-ФЗ). Хотя присутствуют и некоторые ограничения. Кроме того, реорганизуемое учреждение дважды с периодичностью один раз в месяц обязано опубликовать в средствах массовой информации, где печатаются данные о государственной регистрации юридических лиц, сведения о начале процедуры реорганизации с указанием ее формы, описанием порядка и условий заявления кредиторами своих требований и иных предусмотренных законом сведений. В настоящее время такие сведения публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» согласно приказу ФНС России от 16.06.2006
№ САЭ-3-09/355@. Если кредиторы не потребовали досрочного исполнения обязательств, то реорганизуемые учреждения будут нести перед ними ответственность в рамках прав и обязанностей, принятых согласно передаточному акту. До 1 сентября 2014 г. положения о правопреемстве содержались в передаточном акте — для случаев слияния и присоединения и в разделительном балансе — для разделения и выделения. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ исключил возможность составления разделительного баланса и в качестве общего документа для всех случаев реорганизации определил передаточный акт.

Согласно гражданскому законодательству реорганизация учреждения может быть осуществлена одним из следующих способов:

1) слияние, при котором два или более учреждения прекращают свою деятельность, а их права и обязанности переходят ко вновь возникшему юридическому лицу;

2) присоединение к существующему учреждению одного ли нескольких учреждений. В результате присоединения права и обязанности присоединяемых юрлиц переходят к тому учреждению, к которому они присоединяются.

На первый взгляд слияние и присоединение как формы реорганизации схожи между собой. Отличие заключается в том, что при слиянии появляется абсолютно новое учреждение, с новым названием, регистрационными данными (ИНН, ОГРН), а при присоединении «базовое» учреждение продолжает существовать, но, если можно так выразиться, в укрупненном виде, приняв на себя права и обязанности присоединившихся организаций:

1) разделение учреждения на два или несколько — в этом случае права и обязанности переходят ко вновь возникшим юридическим лицам с прекращением существования разделяемого учреждения;

2) выделение — форма реорганизации, при которой из состава реорганизуемого учреждения выделяются два или несколько новых учреждений с продолжением существования реорганизующегося.*

Из статьи журнала «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 10, октябрь 2012

Переход на новый тип учреждения: отражение операций на счетах

А.Л. Шардакова,

эксперт по бюджетному учету

Чиновники совместно со специалистами Казначейства России разъяснили порядок отражения на лицевых счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений операций, связанных с их ликвидацией, реорганизацией или изменением типа.

Суть разъяснений

Еще 1 июля 2012 года закончился переходный период и в полном объеме вступили в силу нормы Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. К этому сроку все учреждения должны были завершить реорганизацию и определиться со своим правовым статусом.

Процедуры преобразования существующего бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) в учреждение нового типа пояснили специалисты Минфина и Казначейства России в совместном письме от 10 августа 2012 г. № 02-03-09/3124, № 42-7.4-05/5.1-454. В нем чиновники еще раз разъяснили операции по реорганизации и изменению типа учреждений. При этом более подробно прописаны вопросы последовательности действий по реорганизации, а также дополнены те разъяснения, которые были доведены ранее в письмах Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236 и от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546.*

Остановимся на разъяснениях чиновников более подробно.

Лицевые счета подлежат закрытию

Финансисты пояснили, что лицевые счета, открытые учреждениям в органах Казначейства, закрываются при ликвидации учреждения, его реорганизации в форме разделения, выделения, слияния, присоединения, равно как и при изменении типа. Вместо них в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Казначейства России от 7 октября 2008 г. № 7н, открываются новые.

При реорганизации (ликвидации) учреждения, а также изменении его типа на бюджетное (автономное) показатели со старых лицевых счетов на вновь открываемые передаются по актам (ф. 05090180509019) с начала года.*

Нюансы использования остатков

Неиспользованные остатки средств перечисляются на вновь открываемые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения на основании платежного (расчетного) документа, представленного учреждением в орган Казначейства.

Если эта операция совершается в рамках одного и того же счета по учету средств учреждений, направлять платежные документы в учреждение Банка России по месту открытия счета региональному управлению Казначейства не нужно.*

Остатки целевых субсидий перечисляются с учетом ряда особенностей. На вновь открытом счете (лицевом счете принимающего учреждения) их учитывают без права расходования. Использовать средства можно лишь после представления учреждением в орган Казначейства Сведений (ф. 0501016), утвержденных учредителем.

Но если изменился лишь тип учреждения, а учредитель остался прежним, можно подать ранее утвержденные данные. При этом ответственность за их достоверность возлагается на руководителя учреждения.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль