Выплата зарплаты за счет средств ОМС

193

Вопрос

Подскажите, можно ли использовать средства спец.счета для выплаты зар.платы по ОМС, с последующим их восстановлением на спец.счет

Ответ

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

Нет, нельзя. Если заработная плата выплачивается сотрудникам не в рамках программ ОМС, то выплачивать её за счет средств ОМС, а потом восстанавливать нельзя.

Финансирование услуг по ОМС осуществляется в соответствии с базовой и территориальной программами и оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

Направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию.

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

Ниже приведена методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой и территориальной программ и в расчет тарифов.

Обоснование
 

Из рекомендации

Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС

<…>

Финансирование программ

Медицинская помощь в соответствии с базовой и территориальной программами оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 4 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Средства ОМС направляются медучреждениям в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи (ч. 1 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 122 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Тарифы на оплату медпомощи устанавливаются в субъекте РФ тарифным соглашением. При этом они должны быть размещены на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ не позднее 14 календарных дней со дня их утверждения. Об этом сказано в частях 25 статьи 30 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718.

Расчет тарифов на ОМС

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой и территориальной программ, приведена в главе XI Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н (п. 156 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). При этом в расчет тарифов включаются:

1) затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуг) и потребляемые в процессе ее предоставления, в частности:

2) затраты, которые необходимы для обеспечения деятельности медучреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медпомощи (услуги):

Группы затрат, как потребляемых, так и не потребляемых при оказании медпомощи (услуг), могут быть дополнительно детализированы.

Об этом сказано в пунктах 157158–158.16 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи в части базовой программы включает расходы, указанные в части 7 статьи 35 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. В частности, тариф включает:

Кроме того, в состав затрат на оказание медпомощи могут быть включены другие расходы в соответствии с законодательством об ОМС. Так, ФФОМС в письме от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и разъяснил, что к другим расходам могут быть отнесены:

Дополнительно в письме от 21 мая 2015 г. № 3226/21-3/и ФФОМС указал на то, что за счет средств ОМС могут быть уплачены и ежемесячные взносы на капремонт общего имущества в многоквартирном доме (в составе коммунальных платежей).

А вот, например, не включаются в состав тарифа, а значит, не могут быть оплачены за счет средств ОМС в рамках базовой программы такие расходы, как покупка автомобилей. Какие еще расходы нельзя оплачивать, см. в письме ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и.

Территориальная программа

Территориальная программа ОМС утверждается в каждом субъекте РФ в порядке, установленном законодательством этого субъекта (ч. 1 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Территориальная программа должна быть размещена на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ не позднее 14 календарных дней со дня ее утверждения (ч. 12 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Средства на оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС, медицинскому учреждению направляет страховая медицинская организация. Для этого медучреждению нужно заключить со страховой организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. При заключении договора используйте типовую форму, которая приведена в приложении к приказу Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, пунктом 122 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Оплате за счет средств ОМС подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный на год с поквартальной разбивкой и обоснованной последующей корректировкой. При корректировке нужно учитывать показатели, приведенные в пункте 123 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При оплате медицинскому учреждению подушевого норматива финансирования учитывается численность прикрепленных к нему застрахованных лиц. Кроме того, учитывается объем средств на виды помощи в соответствии со статьями затрат, включенными в территориальную программу. Об этом сказано в пункте 124 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При определении ежемесячного объема финансирования учреждения, оказывающего амбулаторную помощь, страховые организации учитывают:

Об этом сказано в пункте 125 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Медицинским учреждениям необходимо представлять в страховые медицинские организации:

Одновременно указанные данные представляются в ТФОМС. Сроки представления устанавливает комиссия по разработке территориальной программы ОМС.

Об этом сказано в письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718.

Для получения целевых средств каждый месяц до 10-го числа подавайте в страховую организацию заявку на авансирование (с указанием периода авансирования и суммы). Форма заявки приведена в приложении № 9 кМетодическим указаниям, направленным письмом ФФОМС от 30 декабря 2011 г. № 9161/30-1/и).

Сумму аванса в заявке нужно указать в размере не более 50 процентов среднемесячного объема средств на оплату медицинской помощи. Но во II и III кварталах размер аванса можно увеличить на 20 процентов от первоначального размера. Например, если в I квартале вы заявили аванс 100 000 руб., то во II квартале можете увеличить его до 120 000 руб. (100 000 руб. + (100 000 руб. × 20%)). А на декабрь аванс можно увеличить до95 процентов от размера среднемесячного объема средств. То есть если среднемесячный объем составил 200 000 руб., тогда на декабрь можно заявить аванс в сумме 190 000 руб. (200 000 руб. × 95%).

Вместе с заявкой в страховую организацию подавайте:

Об этом сказано в части 6 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ,пункте 126 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н, пунктах 3.35.5 типового договора, приведенного вприказе Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н.

На основании представленных реестров счетов страховые организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления помощи по ОМС (п. 127 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Порядок организации такого контроля установлен в статье 40 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. По результатам проверки к учреждению могут быть применены санкции. Они заключаются в том, что из объема средств, которые должны выделить учреждению, удержат сумму, не подлежащую оплате по результатам контроля. Либо эти деньги придется вернуть самому учреждению. Об этом сказано в пунктах 127.1–127.2Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.
Порядок применения санкций установлен в статье 41 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, а их размер рассчитывается по формулам, которые установлены в пунктах 127.3–127.5 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При наличии отклоненных от оплаты счетов по результатам проведенного контроля учреждение вправе доработать и представить в страховую организацию исправленные счета и реестры счетов. Сделать это нужно не позднее 25 рабочих дней с даты получения акта страховой организации (п. 128Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

В случае превышения в отчетном месяце объема средств над суммой счета на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий) в следующем месяце размер заявки на авансирование уменьшается на сумму превышения. Исключение – оплата медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту. Об этом сказано в пункте 129 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158нчасти 6 статьи 38 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Средства ОМС, полученные в рамках территориальных программ, учреждения здравоохранения должны использовать только на оплату расходов, которые связаны с оказанием медицинской помощи (услуг), по тарифам, установленным соглашением по ОМС. Такой вывод следует из раздела IV программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382пункта 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73.

Также следует отметить, что субъекты РФ могут включить в территориальную программу ОМС средства на высокотехнологичную помощь (ч. 9 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗч. 3 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Ответственность за нецелевое использование

Направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию (ст. 147 Бюджетного кодекса РФч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73).

Контроль за использованием средств ОМС проводит ФФОМС (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
    • на оплату труда персонала (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда), непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (услуги): врачи, медсестры и т. д.;
    • материальные запасы, потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
    • затраты (амортизация) основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
    • на коммунальные услуги;
    • содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (в т. ч. полученных по договору аренды или безвозмездного пользования);
    • содержание объектов движимого имущества;
    • услуги связи;
    • транспортные услуги;
    • на оплату труда персонала учреждения (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда), не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и т. д.);
    • амортизация основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), не участвующих в оказании медицинской помощи;
    • прочие общехозяйственные расходы.
    • расходы на зарплату и начисления на оплату труда;
    • приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов;
    • расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинском учреждении лаборатории и диагностического оборудования);
    • расходы по организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинском учреждении);
    • приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб.
    • возмещение гражданам морального и физического вреда в связи с некачественным оказанием медпомощи;
    • уплата налогов, штрафов и пеней;
    • социальное обеспечение сотрудников медучреждений и т. д.
    • численность прикрепившихся к учреждению застрахованных лиц (на основе акта сверки численности);
    • тарифы, установленные на основе подушевого норматива финансирования. Такие тарифы до страховых организаций доводит ТФОМС.
    • сведения о численности застрахованных лиц, выбравших медучреждение для оказания помощи в амбулаторных условиях;
    • список прикрепившихся застрахованных лиц для получения медпомощи в амбулаторных условиях – для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (последующее изменение списка на основе акта сверки численности).
  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ,письме ФФОМС от 16 января 2011 г. № 795/101-И.

Об ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов см. таблицу.

<…>



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль