Неэффективное использование средств ОМС в следствие покупки ОС, не введенного в экплуатацию

208

Вопрос

Основное средство было приобретено в ноябре 2015г. В эксплуатацию на сегодняшний день данное ОС не введено. Проверяющие из ОМС нам вменяют это как неэффективное использование средств ОМС, поскольку до сих пор не введено в эксплуатацию. Является ли это неэффективным использованием средств ОМС?

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

Констатируя при проверках наличие нарушений по неэффективному расходованию средств (имущества),должностные лица органов финансового контроля формулируют свою субъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактов финансовой и хозяйственной деятельности учреждения. При этом данная оценка может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов. Ни административная, ни уголовная ответственность за "неэффективное использование бюджетных средств" в настоящее время не предусмотрена.

Вместе с тем указание на подобное нарушение в материалах проверок может быть основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности, принятия иных кадровых, организационных решений. Кроме того, важно разграничивать правомерность и эффективность расходов: неэффективными должны признаваться только те действия учреждений, которые осуществляются законно, но недостаточно результативно.

Обычно основное средство вводят в эксплуатацию, когда все необходимые работы по доведению имущества до состояния, пригодного к использованию, выполнены.

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению (ГОСТ 25866-83, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105). В отношении госучреждений использованием по назначению считается использование в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд.

В бухучете организаций госсектора основные средства вводятся в эксплуатацию одновременно с их принятием к учету, то есть в момент отражения на счете 0.101.00.000 «Основные средства» (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н),так как в состав основных средств нужно включается все имущество, которое отвечает определенным критериям. Если основное средство не используется, его все равно необходимо принять к учету.Но если объект простаивает, его следует законсервировать.

В рассматриваемой ситуации проверяющими выявлено нарушение, когда объект простаивает, это повлекло неэффективное расходование средств ОМС. В настоящее время отсутствует и единая обоснованная методика, позволяющая квалифицировать действия должностных лиц государственных учреждений в качестве неэффективного использования бюджетных средств и не существует и официально утвержденного определения самого понятия "неэффективное использование средств". В данной ситуации учреждение обязано рассмотреть выданное ему предписание и предпринять меры по устранению указанного в нем нарушения или представить объективные доказательства отсутствия факта нарушения законодательства.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС

Средства ОМС, полученные в рамках территориальных программ, учреждения здравоохранения должны использовать только на оплату расходов, которые связаны с оказанием медицинской помощи (услуг), по тарифам, установленным соглашением по ОМС. Такой вывод следует из раздела IV программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382, пункта 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73.

Также следует отметить, что субъекты РФ могут включить в территориальную программу ОМС средства на высокотехнологичную помощь (ч. 9 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, ч. 3 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Ответственность за нецелевое использование

Направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию (ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, ч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, п. 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73).

Контроль за использованием средств ОМС проводит ФФОМС (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, письме ФФОМС от 16 января 2011 г. № 795/101-И.

Об ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов см. таблицу.

Контроль в рамках ОМС

Использование средств ОМС по назначению контролирует ФФОМС. Для этого фонд проводит ревизии и проверки, по результатам которых проверяющие составят акт. Если в ходе контрольных мероприятий будут выявлены нарушения (недостатки), акт должен содержать информацию о нарушенных нормах закона и других нормативно-правовых актов с указанием:

  • за какой период допущены нарушения;
  • когда и в чем они выразились;
  • сумм нецелевых расходов;
  • расходов, которые были произведены с нарушением законодательства;
  • сумм необоснованно полученных средств.

Акт с фактами о выявленных нарушениях или нецелевом использовании средств ОМС является основанием для принятия мер и проведения контроля за реализацией материалов проверки.

Об этом сказано в пунктах 1, 4, 19, 19.2.1, 27 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260.

Также в случае нарушения законодательства об ОМС или нецелевого использования средств ОМС руководителю медучреждения будет направлено письменное уведомление (п. 29 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

4.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как ввести в эксплуатацию основное средство

Обычно основное средство вводят в эксплуатацию, когда все необходимые работы по доведению имущества до состояния, пригодного к использованию, выполнены.

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению (ГОСТ 25866-83, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105). В отношении госучреждений использованием по назначению считается использование в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд.

В бухучете организаций госсектора основные средства вводятся в эксплуатацию одновременно с их принятием к учету, то есть в момент отражения на счете 0.101.00.000 «Основные средства» (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Ведь в состав основных средств нужно включать все имущество, которое отвечает определенным критериям. А используется на самом деле основное средство или еще нет, значения не имеет – его все равно необходимо принять к учету (ввести в эксплуатацию), так как оно уже готово к использованию. Правда, когда объект простаивает, его можно законсервировать.

Комиссия по поступлению и выбытию активов

В каждом учреждении обязательно должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию следующих активов:

  • недвижимого имущества;
  • движимого имущества (в т. ч. стоимостью до 3000 руб.);
  • библиотечного фонда (за исключением периодических изданий) независимо от стоимости.

Перед принятием имущества к учету эта комиссия определяет:

  • соответствует ли основное средство техническим условиям;
  • требуется ли доработка основного средства.

Это следует из пунктов 34, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и реквизитов акта по форме № 0504101.

Кроме того, в некоторых случаях при принятии объекта к учету комиссия устанавливает срок его полезного использования. Срок полезного использования необходим:

  • для начисления амортизации по основным средствам стоимостью более 40 000 руб.;
  • для контроля за сроком списания по основным средствам стоимостью менее 40 000 руб.

Документальное оформление

Следует различать ввод и выдачу основных средств в эксплуатацию.

Отметку о принятии к учету основного средства, а соответственно, и о вводе его в эксплуатацию укажите в акте по форме № 0504101, который составлен при приеме основного средства на учет.

В эту форму можно добавить специальные графы для внесения необходимых сведений. В частности:

  • о дате ввода в эксплуатацию;
  • сведения налогового учета;
  • об амортизационной группе;
  • о способе начисления амортизации.

Об этом сказано в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

О готовности объекта к эксплуатации будет также свидетельствовать заключение комиссии по поступлению и выбытию активов. Его достаточно указать прямо в акте ввода в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию также может быть подтвержден приказом руководителя.

Под выдачей имущества в эксплуатацию понимается его передача для использования в деятельности учреждения (например, хозинвентаря дворникам и уборщикам, канцтоваров в бухгалтерию и т. д.). Выдачу в эксплуатацию основного средства, как и любой другой факт хозяйственной жизни, надо также оформить первичным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Причем первичный документ зависит от вида и стоимости имущества.

Имущество Документ, на основании которого оформляется выдача в эксплуатацию
Движимое имущество стоимостью до 3000 руб. включительно Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)
Недвижимое имущество стоимостью до 3000 руб. Требование-накладная (ф. 0504204)
Движимое имущество стоимостью свыше 3000 руб.
Библиотечный фонд независимо от стоимости

Такой порядок установлен пунктом 10 Инструкции № 183н, пунктом 10 Инструкции № 174н, пунктом 8 Инструкции № 162н, Методическими указаниями к формам № 0504210 и № 0504204, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Инструкциями не установлено, на основании каких документов нужно отражать ввод в эксплуатацию недвижимости стоимостью более 3000 руб. Однако Градостроительным кодексом определено, что для ввода в эксплуатацию нужно получить разрешение от уполномоченного органа власти (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Главбух советует: Вы можете упростить документооборот при принятии имущества к учету и выдаче его в эксплуатацию. А именно не оформлять требование-накладную при выдаче в эксплуатацию имущества в некоторых случаях.

Выдача в эксплуатацию имущества происходит обычно со склада. Но на практике выдача возможна лишь в отношении небольших по объему объектов движимого имущества, ведь на складе не хранятся, к примеру, автомобили, здания, крупное оборудование. Поэтому, чтобы сократить лишний документооборот в отношении таких крупных объектов, пропишите в учетной политике, что для недвижимости, транспортных средств (другого крупного имущества) выдача в эксплуатацию осуществляется одновременно с принятием их к учету и требование-накладная при этом не оформляется.

Такие рекомендации дают специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях.

3.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Контрольные органы часто оценивают эффективность сделок и выносят предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Но сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если учреждение не будет закупать товары (работы, услуги) по правилам контрактной системы, Казначейство России и региональные финорганы будут рассматривать это как нарушение обязанности соблюдать принцип эффективности. То есть как неэффективное использование бюджетных средств.

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что любой контрольный орган старается обобщать опыт и классифицировать нарушения в своих внутренних документах.

Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы финансового контроля относят:

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

Экономичность

Экономичность характеризует наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования. Использование государственных средств признается экономичным, если заданные результаты достигнуты с наименьшими затратами или на выделенные средства достигнуты максимально возможные результаты.

Уже на этапе разработки проекта сметы документально подтвердите, что обоснование потребности в денежных средствах соответствует этому принципу. К расчету затрат, которые определяются методом сопоставимых рыночных цен, а не по нормативам, приложите анализ цен на товары, работы, услуги. Вовсе не обязательно для этого заказывать услуги оценщика или иной специализированной фирмы. Достаточно будет сделать распечатку из Интернета с аналитическим обзором уровня цен или со статистическими данными.

Текущий контроль параметра экономичности в учреждении в первую очередь проходит в рамках процедур определения поставщиков и санкционирования операций. Как начальная цена контракта, так и решение конкурсной комиссии должны быть обоснованы в соответствии с требованиями законодательства.

При проведении внутренних ревизий или проверок на стадии последующего контроля учреждение, чтобы подтвердить экономность затрат, может по аналогии применить контрольные процедуры Счетной палаты РФ:

  • сравнить израсходованные средства на приобретение ресурсов с такими же показателями предыдущего периода;
  • повторно изучить возможность приобретения и использования ресурсов более экономным способом;
  • проверить соблюдение процедур при приобретении ресурсов (например, проведение конкурсов) и проанализировать правильность расчетов и принятия решений о ценах контрактов.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.2 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Применение вышеуказанных мер внутреннего контроля позволит избежать претензий государственных ревизоров.

Учитывайте, что завышенные цены будут означать неэффективное расходование средств, только если проверяющие смогут доказать, что учреждение имело возможность приобрести такие же товары или услуги за меньшую стоимость (постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2012 г. № Ф09-3736/12).

Продуктивность

Продуктивность определяется по количеству затрат на единицу оказанной услуги учреждения.

Если фактические затраты на единицу оказанных услуг не будут превышать запланированной величины либо иного норматива, которым установлен плановый уровень затрат, то использование бюджетных средств признается продуктивным.

Для оценки продуктивности органы государственного внешнего финансового контроля могут применять:

  • соотношение плановых и фактических показателей деятельности учреждения;
  • нормативы бюджетных расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг или аналогичные нормативы;
  • соотношения между фактическими затратами и результатами текущего года с аналогичными соотношениями предыдущего периода;
  • сравнение с соотношениями затрат и результатов в других учреждениях той же отрасли.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.3 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Учреждению также полезно использовать относительный показатель продуктивности для контроля над ходом исполнения сметы (плана ФХД). Серьезные отклонения этого показателя в течение года от плановых значений будут свидетельствовать либо о росте издержек, либо о сокращении объема услуг. В этом случае учреждение сможет своевременно принять соответствующие управленческие решения и скорректировать смету (план ФХД).

Однако контроль над соблюдением норм обеспечения и расходования отдельных видов ресурсов для учреждений имеет большее практическое значение. Арбитражная практика подтверждает, что закупки сверх установленных законодательством норм обеспечения признаются фактом неэффективного расходования средств бюджета (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2009 г. № 05АП-3154/2008). Расходование материальных запасов сверх норм (например, ГСМ) и оплата затрат, не связанных с деятельностью учреждения (например, оплата коммунальных услуг за сторонних арендаторов), также являются нарушением принципа эффективности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 мая 2011 г. № А03-13370/2010).

Однако если расход не нарушает каких-либо норм, связан с деятельностью учреждения и имеет правовое основание, то контролеры вряд ли смогут доказать его избыточность и непродуктивность. Так, судьи пришли к выводу, что выплату премии сотрудникам по итогам года на основании Положения об оплате труда, утвержденного в установленном порядке, и распоряжения руководителя о премировании нельзя отнести к неэффективным расходам (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2013 г. № А58-1363/2012).

Результативность

Результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

Для определения степени результативности контролеры могут анализировать:

  • итог перечисления средств (платежей);
  • характер использования приобретенного имущества в деятельности учреждения;
  • конкретные продукты деятельности учреждения (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. д.);
  • степень достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы государственные средства.

Об этом сказано в пункте 3.4 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Финансовые органы часто расценивают авансовые платежи и особенно просроченную дебиторскую задолженность как признак нерезультативности. Однако суды полагают, что сам по себе факт авансирования не является нарушением эффективного использования бюджетных средств. В случае отсутствия каких-то иных доказательств неэффективности при авансировании судьи выносят решения не в пользу проверяющих (постановление ФАС Поволжского округа от 18 июня 2009 г. № А57-14429/2008).

Но если контролеры докажут, что имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не использовалось (имущество простаивало или для него отсутствовало применение), то обвинения в неэффективном использовании избежать не удастся. В этом случае суды всегда поддерживали предписания контрольных органов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2013 г. № А78-8980/2012 и Дальневосточного округа от 14 ноября 2012 г. № Ф03-4954/2012).

Ответственность

Неэффективное использование бюджетных средств способно принести больше ущерба, чем нецелевое. Однако в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (ст. 12 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но за неэффективное использование бюджетных средств они могут быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Для этого необходимо включить в трудовой договор обязанность по обеспечению эффективного и экономного использования бюджетных средств. При этом термин «неэффективность в использовании бюджетных средств» должен быть ясно описан в трудовом договоре, так чтобы не возникало его субъективного толкования при назначении взыскания.

Также необходимо помнить, что контролирующие органы в любом случае могут вынести учреждению предписание об устранении найденных нарушений неэффективного использования бюджетных средств. В тех условиях, когда четких критериев эффективности законодательство не устанавливает, учреждениям придется руководствоваться предписаниями органов государственного финансового контроля либо сложившейся судебной практикой.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль