Техническая экспертиза списываемых флэш-карт

183

Вопрос

Здраствуйте. Подскажите если списываем флэш-карты нужно ли акты технической экспертизы сторонней организацией?

Ответ

Отвечает Елена Павленко, эксперт

Если флеш-карты списываете по согласованию с собственником, ответ на вопрос, нужна ли техническая экспертиза, следует искать в ведомственном нормативном акте. Если в нем такое требование отсутствует, решение принимает руководитель учреждения.

Также на усмотрение руководителя вопрос о привлечении независимого эксперта остается в случае списания основных средств, которыми учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. При этом нужно исходить из наличия в учреждении специалистов соответствующей квалификации, а также финансовых возможностей для оплаты услуг сторонних экспертов.

Акт технической экспертизы заказывать не нужно если члены комиссии по поступлению и выбытию активов могут сами определить причины, по которым флеш-карты более не пригодны к эксплуатации.

Обоснование
 

1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Нужно ли проводить техническую экспертизу при ликвидации основных средств

Чтобы подтвердить необходимость ликвидации основного средства, иногда лучше провести независимую техническую экспертизу (оценку). Например, это бывает предусмотрено законодательством или может потребоваться, когда члены комиссии не могут сами определить, что объект не подлежит восстановлению.

Результаты экспертизы оформляют актом или заключением. И этот документ, как правило, нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 г. № 294).

В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 г. № 673.

Акты технической экспертизы составляют на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывают:

  • наименование объекта;
  • инвентарный и серийный номера;
  • год выпуска;
  • балансовая и остаточная стоимость;
  • процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;
  • заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства.

КОСГУ и КВР

Услуги технической экспертизы (оценки) имущества, чтобы обосновать его списание, оплатите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». В бухучете и отчетности эти расходы проведите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.226, 206.26, 302.26 и т. д.

Важно: если вы проводите экспертизу объекта, чтобы подтвердить необходимость его ремонта или возможность дальнейшей эксплуатации, расходы отразите по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А код вида расходов останется прежним – 244.

Такой вывод следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, и разъяснен в письме Казначейства России от 14 января 2016 г. № 02-02-03-3/14 (согласовано с Минфином России).

2. Из статьи журнала «Финансовый справочник бюджетной организации», № 4, апрель 2015
Нужна ли экспертиза для списания основных средств?

<…>

Т.Ю. Бахтина, методолог учебного центра

Списание основных средств предполагает документальное обоснование причин этой процедуры. Если объект является технически сложным, возникает резонный вопрос: может ли учреждение определить степень его дальнейшей пригодности своими силами? Или необходимо привлечь специалиста, который проведет независимую экспертизу и даст заключение, что техника ремонту не подлежит?

Общие правила

Инструкция № 157н. Общие положения об отражении в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств содержатся в пп. 51, 52 Инструкции № 157н.

В качестве одного из оснований выбытия названо списание объекта по причинам его морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления.

Соответствующее решение принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, назначаемая приказом руководителя и действующая в учреждении на постоянной основе. Оно оформляется актом, который утверждается руководителем учреждения.

До утверждения решения о списании объекта основных средств отражение в бухучете операции выбытия, а также реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т. п.), не допускаются.

При невозможности использовать имущество по назначению оно выводится из эксплуатации и до утверждения акта о списании учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» (п. 335 Инструкции № 157н)1.

В случаях, предусмотренных законодательством, акты должны согласовываться с собственником имущества. В соответствии с пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ согласие собственника требуется:

  • бюджетному учреждению — при распоряжении особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели, а также любым недвижимым имуществом;
  • автономному учреждению — при распоряжении недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели.

Других подробностей процедуры списания основных средств, например, требований к составу комиссии или условий, при которых необходимо проведение технической экспертизы объекта, законодательство о бухгалтерском учете не содержит.

Нормативный акт публично-правового образования. Поскольку в определенных случаях при списании объектов основных средств, находящихся в учреждениях на праве оперативного управления, требуется согласие собственника в лице уполномоченного органа власти, на уровне публично-правовых образований издаются нормативные акты, которые детально регламентируют этот порядок.

Так, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее — Положение № 834). Оно применяется при списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного, в частности, за федеральными государственными учреждениями.

Положение № 834 детализирует содержание пп. 51, 52 Инструкции № 157н и ст. 298 ГК РФ. В пунктах 7, 9 Положения № 834 уточняются требования к работе комиссии по поступлению и выбытию активов. В них сказано, что при отсутствии у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Таким образом, эксперт может не привлекаться, если, по мнению председателя комиссии, в учреждении есть сотрудники, обладающие достаточными знаниями, чтобы определить степень износа техники и ее пригодности для дальнейшей эксплуатации.

Вместе с тем в п. 6 Положения № 834 в числе полномочий комиссии указано, что она подготавливает акт о списании в зависимости от вида списываемого имущества и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Следовательно, каждое министерство и ведомство уполномочено определить свой перечень документов, прилагаемых к акту о списании, в т. ч. заключение эксперта.

Кроме того, в постановлении от 14.10.2010 № 834 Правительство РФ поручило Минэкономразвития и Минфину России утвердить порядок представления федеральными предприятиями и учреждениями документов для согласования решения о списании закрепленного за ними федерального имущества.

Такой порядок утвержден совместным приказом Минэкономразвития России № 96, Минфина России № 30н от 10.03.2011. В нем предусмотрено, что для согласования решения о списании имущества руководитель учреждения направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится:

  • перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
  • копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации), в случае, если такая комиссия создается впервые либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;
  • копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
  • акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Ведомственные требования

Во исполнение Положения № 834 министерствами и ведомствами утверждены приказы о порядке согласования решения о списании имущества и перечни документов для списания.

Что касается заключения независимого эксперта, одни документы содержат перечень случаев, когда оно обязательно, а в других об экспертизе не упоминается.

Следовательно, специалистам учреждения прежде всего необходимо найти и изучить соответствующий приказ своего ведомства.

Пример

1. Согласно п. 1.7 приложения 1 к приказу Минкультуры России от 03.10.2011 № 956 заключение о техническом состоянии объекта федерального имущества требуется в отношении передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, музыкальных инструментов.

2. В пункте 1.8 приложения к приказу Рособрнадзора от 12.01.2015 № 1 предусмотрено, что техническое заключение независимого эксперта необходимо при списании особо ценного движимого имущества (о том, какое имущество относится к этой категории, сказано в приказе Рособрнадзора от 25.02.2011 № 421).

3. В приложениях 1–4 к приказу Росприроднадзора от 17.10.2013 № 631 оговорено, что заключение эксперта обязательно, если техника не выработала срок эксплуатации, при списании объектов недвижимости, автотранспортных средств и другого движимого имущества стоимостью более 200 тыс. руб.

Таким образом, если имущество списывается по согласованию с собственником, ответ на вопрос, нужна ли техническая экспертиза объекта, следует искать в ведомственном нормативном акте. Если в нем такое требование отсутствует, решение принимает руководитель учреждения. Естественно, на него возлагается ответственность за обоснованность данной операции.

Также на усмотрение руководителя вопрос о привлечении независимого эксперта остается в случае списания основных средств, которыми учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. При этом нужно исходить из наличия в учреждении специалистов соответствующей квалификации, а также финансовых возможностей для оплаты услуг сторонних экспертов.

Подробнее читайте: Суховерхова А. Н. Имущество и актив — не одно и то же // Финансовый справочник бюджетной организации. — 2015. — № 2.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль