Ответственность за непредставление справки о доходах мунслужащим

478

Вопрос

Подскажите пожалуйста, как быть, если муниципальный служащий находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и не предоставляет справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера? Что в таком случае делать? Какие наказания грозят муниципальному служащему и руководителю? Как оформить наказание?

Ответ

Отвечает Елена Павленко, эксперт

В соответствии с п.4 Методических рекомендаций Минтруда России б/н от 8 февраля 2016 г. не предусматривается освобождение муниципального служащего от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске по уходу за ребенком.

Если муниципальный служащий не представил ежегодную справку (кроме непредставления по объективным причинам) руководитель обязан применить к служащему взыскание и уволить его в связи с утратой доверия на основании – части 5 статьи 15 Закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ, части 9 статьи 8 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, части 2 статьи 16 Закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ.

Применять или нет взыскание на руководителя учреждения принимает представитель нанимателя в соответствии с Законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Обоснование
 

Из рекомендации
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Как проверить сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего

Нахождение на гражданской службе обязывает некоторых граждан отчитываться о своем финансовом и имущественном положении. Для этого они сдают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Это одна из мер противодействия коррупции в нашей стране. Отказаться от подачи сведений госслужащие не могут.

Внимание: Руководители федеральных госорганов, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов госвласти) субъектов РФ, руководители ПФР, ФСС России, ФФОМС должны принять некоторые меры для реализации положений законодательства о противодействии коррупции.

Так, нужно:

  • ознакомить лиц, обязанных подавать сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и расходах, с Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 и принятыми в целях его реализации нормативно-правовыми актами;
  • обеспечить переподготовку и повышение квалификации служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;
  • обеспечить заполнение справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.

<…>

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны представлять:

  • служащие, которые замещают должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законодательством;
  • граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы.

Требования к должностям утверждены приказом Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н и разъяснены в пунктах 1–2 Методических рекомендаций Минтруда России от 8 февраля 2016 г. б/н.

Помимо сведений о себе, указанные граждане подают также сведения в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей.

Все сведения (на себя, на супругов и детей) нужно подать представителю нанимателя по справке, форма которой утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460.

Об этом сказано в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, части 1 статьи 20, части 1 статьи 20.1 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 3.1 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 310.

За разъяснениями о порядке предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный гражданский служащий может обратиться в тот орган, где он замещает должность (письмо Минфина России от 26 мая 2014 г. № 03-04-06/24988).

Предоставление сведений в органы субъектов РФ

Органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 20.1 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 3 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559). Такой порядок органам госвласти субъектов РФ рекомендуется устанавливать с учетом положений пункта 7 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 (в частности, предоставление сведений о недвижимом имуществе, счетах, вкладах в иностранных банках, расположенных за пределами территории России) (п. 30 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309).

При разработке порядков размещения сведений на сайтах и их предоставления общероссийским СМИ рекомендуется руководствоваться Указом Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 (п. 8 Указа Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613).

Представление сведений в федеральные органы

Федеральные гражданские служащие, замещающие определенные должности, должны ежегодно представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Перечень должностей, при замещении которых служащий должен подавать указанные сведения, утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557. Этот перечень не исчерпывающий. Сведения должны подавать и федеральные государственные гражданские служащие, которые замещают другие должности, связанные с коррупционными рисками.

Если гражданин претендует на замещение должностей госслужбы, он также должен представить сведения о своем финансовом положении (кроме сведений о расходах) вместе с другими документами.

Гражданский служащий, замещающий должность, которая не указана в перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, или в перечне, утвержденном руководителем госоргана, подавать сведения не обязан. Но, если он будет претендовать на должность, которая есть в Указе Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, ему придется подать сведения в общем порядке.

Такие правила установлены в части 1 статьи 20, части 1 статьи 20.1 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, пункте 2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559, разделе III перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557.

<…>

Сведения, подаваемые гражданскими служащими

Ежегодно гражданские служащие представляют в кадровую службу госоргана, в котором они замещают должность, справку со сведениями:

  • о своих доходах, полученных за предыдущий календарный год (с 1 января по 31 декабря);
  • о своем имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря;
  • о своих расходах. Причем раздел 2 «Сведения о расходах» нужно заполнять, только если служащий приобретал какое-либо крупное имущество в течение года, за который он отчитывается.

Но служащий не должен представлять сведений, если он назначен на должность или временно ее замещает после 31 декабря отчетного года (п. 13 Методических рекомендаций Минтруда России от 8 февраля 2016 г. б/н).

Внимание: Отстранение гражданского служащего от замещаемой должности (независимо от оснований) не освобождает его от обязанности представлять ежегодные сведения о доходах (п. 2 раздела VI разъяснений Минтруда России от 17 июля 2013 г.).

В соответствующих разделах справок в том числе должны быть приведены сведения о финансовых, нефинансовых активах и обязательствах за пределами России.

Вместе со справкой о своих доходах и имуществе гражданский служащий ежегодно представляет справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги), несовершеннолетних детей. Причем справка представляется отдельно на супруга (супругу) и каждого несовершеннолетнего ребенка. Если по состоянию на конец отчетного периода ребенок служащего является совершеннолетним, справка на него не представляется.

Если гражданский служащий по объективным причинам не может представить сведения об имущественном положении супруга и несовершеннолетних детей, ему нужно уведомить об этом кадровую службу. Для этого он направляет заявление в подразделение кадровой службы госоргана по профилактике коррупционных и других правонарушений (либо должностному лицу, ответственному за противодействие коррупции). В заявлении указываются причины, по которым сведения не были представлены (например, раздельное проживание, супруг признан безвестно отсутствующим). При этом важно успеть до окончания срока подачи сведений. Впоследствии этот факт рассмотрит комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 5, 9 положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559, пунктах 7, 8 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309, части 1 статьи 3 Закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ, пунктах 23–24 Методических рекомендаций Минтруда России от 8 февраля 2016 г. б/н.

Кроме того, Минтруд России привел разъяснения по заполнению справки при заключении договоров паенакопления, о приеме в жилищно-строительный или жилищно-накопительный кооператив (письмо Минтруда России от 25 июня 2013 г. № 18-2/3188).

Гражданские служащие, замещающие должности в Администрации Президента РФ, должны подавать сведения ежегодно в любое время не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Все другие гражданские служащие, которые замещают должности, предусмотренные перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, а также перечнем, утвержденным руководителем государственного органа, сдают справки до 30 апреля года, следующего за отчетным. Такие сроки установлены в пункте 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559, и разъяснены в пункте 7 Методических рекомендаций Минтруда России от 8 февраля 2016 г. б/н.

Важно: Минтруд России рекомендует гражданским служащим не откладывать подачу сведений на апрель. Особенно если в планах длительная командировка или отпуск. Об этом сказано в пункте 9 Методических рекомендаций от 8 февраля 2016 г. б/н.

Если гражданский служащий сам обнаружил ошибки или отсутствие каких-либо необходимых данных в представленных сведениях, он может их исправить. Для этого он должен подать уточненные или исправленные сведения (по той же форме, что и первоначальные) в течение одного месяца после окончания срока для подачи ежегодных сведений. Основание – пункт 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559.

Если гражданский служащий не представил ежегодную справку (кроме непредставления по объективным причинам) или представил заведомо недостоверные (неполные) сведения, представитель нанимателя обязан применить к служащему взыскание и уволить его в связи с утратой доверия. Основание – часть 6.1 статьи 20, пункт 2 части 1 статьи 59.2 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, часть 9 статьи 8 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, часть 2 статьи 16 Закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ.

Но есть обстоятельства, когда взыскание не применяют. Так, не будет нарушением, если служащий:

  • указал ошибочные сведения в справке по независящим от него причинам. К примеру, внес неточные сведения на основании документов, в которых госорган или другая организация допустили ошибку (например, в справке 2-НДФЛ, в выписке по счету из банка). Эту ошибку служащий может объяснить письменно;
  • в справке некорректно укажет общепринятые названия. Но при этом они будут понятны. Допустим, вместо «проспект Строителей» будет «пр. Строителей», или укажет не юридический адрес банка, а фактический;
  • приведет в справке сведения, которые не нужно было указывать.

Такие разъяснения даны в пункте 2 Методических указаний, доведенных письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073.

<…>

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль