Возврат нецелевого использования средств

1222

Вопрос

После проведенной проверки финнадзором выявлены незаконные расходы. Подскажите по какому КВР произвести перечисление суммы незаконных расходов в бюджет?

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

К участникам бюджетного процесса за нецелевое использование бюджетных средств могут применить все виды ответственности: административную, бюджетную и уголовную (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).К бюджетным и автономным учреждениям бюджетная ответственность (бюджетные меры принуждения) не применяется, так как данные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (письмо Минфина России от 24 апреля 2015 г. № 02-10-09/23856). Исключение – если учреждению переданы полномочия ПБС.

С 2016 года расходы определяются не КОСГУ, а кодами видов расходов (ст. 18, 21 БК РФ), поэтому формирование и исполнение бюджетов в части расходов следует отражать по видам расходов, а не по кодам КОСГУ. Применение КВР предусмотрено для осуществления "выплат, закупок и обязательных платежей".В Вашем случае производится перечисление суммы нецелевых средств в бюджет как уменьшение доходов, в таких операциях КВР не используется. КВР указываются по расходам, а по доходам — код доходной аналитики.

При детализации расходов по КВР следует руководствоваться таблицей соответствия этих кодов и кодов КОСГУ, согласно пункту 5(1).2,при отражении расходов применяют соответствующие подгруппы и элементы видов расходов. Таблица приведена в приложении 5 к Указаниям № 65н. Она едина для всех учреждений и участников бюджетного процесса. Но так как бюджетные и автономные учреждения в этом процессе не участвуют, им удобнее пользоваться упрощенным вариантом таблицы, который Минфин России разместил на своем сайте http://www.minfin.ru/ (в подразделе «Бюджетная классификация»).

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

Пример, как отразить в бухучете возврат в бюджет части целевой субсидии, использованной не по целевому назначению

Бюджетное учреждение «Альфа» в 2015 году получило от учредителя целевую субсидию на ремонт здания администрации в размере 1 000 000 руб. Соглашением о выплате предусмотрен возврат субсидии в случае выявления ее нецелевого использования.

«Альфа» в течение 2015 года провела ремонт здания. Деньги были израсходованы полностью. Отчет об использовании субсидии учредитель утвердил 26 декабря 2015 года.

В марте 2016 года в ходе контрольных мероприятий учредитель выявил нарушение условий предоставления целевой субсидии. В соответствии с данными первичной документации по произведенному ремонту было выявлено, что «Альфа» в рамках субсидии также оплатила комплекс работ по благоустройству территории на сумму 90 000 руб. Данные расходы соглашением предусмотрены не были.

Проверяющие приняли решение о возврате учреждением в текущем году части средств, использованных на благоустройство.

На основании акта проверки руководитель «Альфы» принял решение восстановить на лицевом счете остаток целевой субсидии в сумме 90 000 руб. и перечислить его в доход бюджета. Расходы на благоустройство отразить в рамках деятельности на госзадании (КФО 4).

В учете бухгалтер сделал следующие проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
2015 год
1. Получена целевая субсидия на ремонт здания 5.201.11.510 5.205.81.660 1 000 000
Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 180)
2. Начислен доход от целевой субсидии на дату утверждения отчета о ее использовании – 26 декабря 2015 года 5.205.81.660 5.401.10.180 1 000 000
2016 год (операции по акту проверки)
3. Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий (в сумме расходов на благоустройство территории) 5.401.10.180 5.303.05.730 90 000
4. Отражено уменьшение задолженности в сумме средств, привлеченных на осуществление расходов за счет средств целевой субсидии, в рамках госзадания (КВР 244) 4.304.06.830 4.201.11.610 90 000
Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226)
5. Отражено восстановление суммы целевой субсидии, использованной не по целевому назначению (КВР 244) 5.201.11.510 5.304.06.730 90 000
Уменьшение забалансового счета 18 (КОСГУ 226)
6. Отражено перечисление средств, использованных не по целевому назначению, в доход бюджета 5.303.05.830 5.201.11.610 90 000
Уменьшение забалансового счета 17 (код аналитики 180)

2.Из статьи журнала «Платные услуги учреждения» № 2, Февраль 2016

Учет и отчетность

Когда применять КОСГУ, а когда – виды расходов

Основные новации

Напомним, в 2015 г. ряд приказов Минфина России1 изменил Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н). Последний из них — приказ от 01.12.2015 № 190н.

Если очень коротко, то суть нововведений такова:

  1. теперь учреждения перечисляют деньги не по кодам КОСГУ, а по кодам (элементам) видов расходов (далее — КВР). Коды КОСГУ применяются только как элемент учета и отчетности;
  2. изменились правила применения КОСГУ в части командировочных расходов, а также доходов от субсидии на госзадание.

Бюджетная классификация

Для начала напомним, что представляет собой бюджетная классификация. Ее определение дано в ст. 18 Бюджетного кодекса РФ. Итак, бюджетная классификация — это группировка:

  • доходов;
  • расходов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов (далее — источники);
  • операций сектора государственного управления.

Причем любая из группировок имеет уникальный код. Его и используют учреждения при планировании, исполнении и учете доходов и расходов.

Надо заметить, что код классификации имеет 20 знаков. Но бюджетные и автономные учреждения им в полной мере не пользуются, поскольку не являются участниками бюджетного процесса. Для кодировки доходов, расходов и источников учреждениям достаточно последних трех разрядов этой классификации.

Чтобы было понятно, когда и какой код применять, воспользуемся таблицей:

Вид операции Код, используемый в целях
планирования и исполнения плана ФХД бухгалтерского учета
Доходы Код аналитической группы подвида доходов из п. 4.1.1 раздела II Указаний № 65н (аналог кода КОСГУ) Код КОСГУ по доходам
Расходы Код видов расходов из п. 5.2 раздела III Указаний № 65н (отличается от кода КОСГУ) Код КОСГУ по расходам
Источники (для учреждений это чаще всего операции движения средств) Код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов из п. 3.1.3 раздела IV Указаний № 65н (аналог кода КОСГУ) Код КОСГУ по источникам

Как видно, теперь в плане ФХД по расходам указываются КВР, а по доходам — код доходной аналитики. Эта аналитика аналогична доходным КОСГУ, поэтому с ней проще — средства на лицевой счет будут поступать по тем же трехзначным кодам, что и в прошлом году (110–180, 410, 420, 430, 440).

А с кодами видов расходов сложнее. Это абсолютно новая классификация для бюджетных и автономных учреждений. Поэтому на ней остановимся подробнее.


ЗАПОМНИТЬ
При детализации расходов по КВР нужно обязательно руководствоваться таблицей соответствия этих кодов и кодов КОСГУ (п. 5.1 Указаний № 65н). Таблица приведена в приложении 5 к Указаниям № 65н. Она едина для всех учреждений и участников бюджетного процесса. Но так как бюджетные и автономные учреждения в этом процессе не участвуют, им удобнее пользоваться упрощенным вариантом таблицы, который Минфин России разместил на своем сайте http://www.minfin.ru/ (в подразделе «Бюджетная классификация»).

Коды видов расходов

Что такое виды расходов? Это часть классификации расходов бюджетов, которая детализирует направление расходов. В 20-значной классификации КВР занимают последние три разряда — с 18-го по 20-й.

Бюджетные и автономные учреждения группируют свои расходы по следующим укрупненным направлениям:

  • 100 — выплаты персоналу;
  • 200 — закупки «не капитальные»;
  • 300 — социальные выплаты;
  • 400 — закупки «капитальные»;
  • 800 — налоги и обязательные платежи.

3.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.03.2016 № 02-05-11/14269

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 15 марта 2016 года № 02-05-11/14269

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо и сообщает.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5(1).1 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 190н (далее - Указания) виды расходов детализируют расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Согласно пункту 5(1).2 Указаний государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения при отражении расходов применяют соответствующие подгруппы и элементы видов расходов:

- расходы на выплаты персоналу учреждения, включая расходы на оплату труда, осуществление иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с учетом страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации с указанных сумм оплаты труда и иных выплат, а также командировочных и иных выплат в соответствии с трудовыми договорами - по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 110 "Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений";

- расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, расходы, направленные на осуществление в пользу военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания, выплат, зависящих от размера их денежного довольствия, и иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания, - по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 130 "Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны" (131, 133, 134);

- расходы на приобретение товаров, работ и услуг (за исключением расходов на осуществление капитальных вложений), включая аренду имущества, - по соответствующим подгруппам и элементам группы видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";

- расходы на социальное обеспечение и иные выплаты населению - по соответствующим подгруппам и элементам группы видов расходов 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению" (321, 323, 340, 350, 360);

- расходы на капитальные вложения (приобретение объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства) - по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 410 "Бюджетные инвестиции";

- расходы, связанные с исполнением судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате деятельности учреждения, - по виду расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений";

- расходы на уплату налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных платежей и взносов - по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей";

- расходы на предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права - по соответствующим элементам подгруппы вида расходов 860.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 190н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" размещен на официальном сайте Минфина России в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации".

Заместитель директора
департамента бюджетной методологии
С.В. Сивец

4.Справочно

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение Вид ответственности Мера ответственности Основание
Нецелевое использование бюджетных средств1 Административная

Штраф:

  • для организаций – от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
  • для должностных лиц2 организации – от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо2 организации также может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет

ст. 15.14 КоАП РФ
Бюджетная Передача части полномочий ГРБС (РБС), ПБС, уполномоченному по соответствующему бюджету3 ч. 2 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ

Бесспорное взыскание суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими6

Приостановление или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)

ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ
в крупном размере (1 500 000 –7 500 000 руб.) Уголовная

Одна из следующих мер (применяется к должностным лицам4 организации):

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период 1–2 года;
  • принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
ч. 1 ст. 285.1 УК РФ
в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), или если совершено группой лиц по предварительному сговору

Одна из следующих мер (применяется к должностным лицам4 организации):

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период 1–3 года;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
ч. 2 ст. 285.1 УК РФ
<…> <…> <…> <…>


1 К участникам бюджетного процесса за нецелевое использование бюджетных средств могут применить все виды ответственности: административную, бюджетную и уголовную (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).

К бюджетным и автономным учреждениям бюджетная ответственность (бюджетные меры принуждения) не применяется, так как данные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (письмо Минфина России от 24 апреля 2015 г. № 02-10-09/23856). Исключение – если учреждению переданы полномочия ПБС.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль