Налог на имущество

65

Вопрос

Организация - детский сад, г.Севастополь. Украинская организация ликвидирована в декабре 2014 г., тогда же создана российская. Основные средства переданы учредителем официально по акту приема-передачи только в феврале 2016г., до этого момента числились за балансом. Нужно ли было уплачивать налог на имущество организаций в 2015 году? Можно ли сейчас при постановке на учет доначислить амортизацию в размере 100% балансовой стоимости на эти основные средства, если их первоначальная стоимость не превышала 40 000 руб.?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт

Нет, не нужно. Государственные (муниципальные) учреждения облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счете 101.00 «Основные средства».

Ответ на второй вопрос неоднозначен. Из буквального прочтения п. 23,85 Инструкции 157н нефинансовые активы (основные средства) принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости с принятием к учету и ранее начисленной суммы амортизации. Согласно пункту 92 Инструкции 157н по объектам основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно начисление амортизации осуществляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию. То есть в сложившейся ситуации учреждение должно принять собственное решение, начислить ли единовременно амортизацию, либо начислять ее постепенно. За разъяснениями о дальнейших действиях рекомендуем обратиться к учредителю (см. Письмо МИНФИНА РОССИИ от 14.05.2015 № 02-06-05/27931 «О процедуре перехода бюджетными организациями Крыма с украинского на российский план счетов»).

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Какое имущество облагается налогом у государственных (муниципальных) учреждений

Плательщиками налога на имущество являются все российские организации (в т. ч. госучреждения), у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Перечень таких объектов приведен в статье 374Налогового кодекса РФ. Таким образом, определяя, должно ли учреждение рассчитывать налог на имущество, перечислять его в бюджет и подавать отчетность по этому налогу, нужно ориентироваться только на состав имеющегося у него имущества. Наличие льготируемых объектов не снимает с учреждения статуса плательщика налога на имущество.

Что облагают налогом на имущество

Государственные (муниципальные) учреждения облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счете 101.00 «Основные средства».

Внимание: Не нужно платить налог с имущества, которое вы получили в безвозмездное пользование. Ведь такие объекты учреждению не принадлежат, в состав его основных средств не включаются, а отражаются на забалансовом счете 01 (п. 32333 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

К налогооблагаемым основным средствам относят как объекты недвижимости, так и некоторые объекты движимого имущества. В частности, налогом на имущество облагаются объекты, которые:

  • предназначены для передачи или уже переданы во временное владение, пользование, распоряжение;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений пункта 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ иОбщероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают только основные средства. А именно объекты, учет которых регулируется правилами Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счет 101.00). Ни материальные запасы, ни прочие активы, которые относятся к движимому имуществу, объектами налогообложения не являются.

Из общего правила есть два исключения.

Во-первых, не нужно платить налог с объектов, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким объектам относятся:
– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
– основные средства силовых структур;
– объекты культурного наследия;
– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
– космические объекты;
– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы, предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые учреждения, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже.

Но эту льготу нельзя применять для движимого имущества, которое принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) учреждения;
– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Сложности возникают с движимым имуществом, которое получено от взаимозависимых лиц. Поэтому контролирующие ведомства разъяснили, как применять льготу в следующих ситуациях:

1. Если учреждение приобретает имущество через посредника, оно может не платить с него налог. Но только если продавец имущества не будет взаимозависимым лицом ни с посредником, ни с учреждением-заказчиком. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

2. Когда федеральный орган власти создает территориальный орган, взаимозависимыми они не считаются. Поэтому они могут применять льготу, если передают имущество друг другу. Об этом сказано в письме Минфина России от 13 января 2016 г. № 03-05-04-01/315. По аналогии с госорганами эту льготу могут применять и учреждения, которые получают имущество от учредителя.

3. А для учреждений Крыма разъяснили такой момент. Не нужно платить налог с движимого имущества, которое учреждения получили в 2014 году от национализированных организаций по постановлению Совета министров Крыма. Об этом сказано в письме ФНС России от 18 декабря 2015 г. № БС-4-11/22244.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2016 году нужно платить налог, поможет следующая таблица.

Основания для постановки имущества на учет Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1
Первая или вторая Другие
Объект принят на учет до 1 января 2013 года
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника Не облагается
(подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)
Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки свзаимозависимым лицом Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (ст. 374 НК РФ)
Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 иФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Не облагается (ст. 374 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года. Учреждение находится в Крыму (Севастополе)

Да, нужно.

По российскому законодательству от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Исключение из этого правила сделано только в отношении движимого имущества, которое перешло к учреждению в результате реорганизации (ликвидации) правопредшественника либо было приобретено у взаимозависимого лица. Такие активы облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Внесение данных об учреждении в ЕГРЮЛ реорганизацией не признается (п. 6 ст. 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации перерегистрация учреждения по российскому законодательству никак не влияет на порядок налогообложения ее движимого имущества. Дату внесения сведений об учреждении в ЕГРЮЛ нельзя рассматривать как дату постановки имущества на учет.

Учитывая изложенное, с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, учреждение, расположенное в Крыму (Севастополе) и зарегистрированное в российском ЕГРЮЛ, должно платить налогна имущество на общих основаниях. Ведь оно поставлено на учет в данном учреждении до 1 января 2013 года (пусть и по украинскому законодательству).

Движимое имущество, которое по украинскому законодательству было принято на учет с 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения. Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ на случай реорганизации (ликвидации), тоже применяется независимо от даты внесения сведений об учреждении в российский ЕГРЮЛ.

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 14.05.2015 № 02-06-05/27931

О процедуре перехода бюджетными организациями Крыма с украинского на российский план счетов

«Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о процедуре перехода бюджетными организациями Крыма с украинского на российский план счетов и сообщает.

Согласно статье 13 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ бюджетное законодательство Российской Федерации применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Обязательные общие требования к учету государственными бюджетными учреждениями финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В целях формирования организациями сектора государственного управления Республики Крым Рабочего плана счетов бухгалтерского учета письмом Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.2014 № 02-06-10/21339 направлен Сравнительный анализ Планов счетов, применяемых органами казначейства и организациями сектора государственного управления на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, согласно законодательству, действующему в переходный период, и единому Плану счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157нПлану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н, в соответствии с которым счет 40 "Фонд в необоротных активах", счет 41 "Фонд в малоценных и быстроизнашиваемых предметах", счет 43 "Результаты исполнения финансов" соответствуют счету 140130 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Кроме того, при переходе на учет в соответствии с Инструкцией № 157н Департамент считает необходимым обратить внимание на следующее:

Инструкцией № 157н не предусмотрено понятие малоценного имущества, субъект учета в соответствии с требованиями, установленными пунктами 3839 Инструкции № 157н, принимает решение об отнесении малоценных предметов либо к основным средствам, либо к материальным запасам;

нефинансовые активы (основные средства) принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (пункт 23 Инструкции № 157н) с принятием к учету и ранее начисленной суммы амортизации (пункт 85 Инструкции № 157н).

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств установлен пунктом 92 Инструкции № 157н, в соответствии с которым по объектам основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно начисление амортизации осуществляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем Департамент полагает возможным отметить, что для решения поставленных вопросов бюджетному учреждению следует обратиться к органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств по формированию и утверждению государственного задания и осуществлению внутреннего финансового контроля в отношении указанного учреждения.»

Заместитель директора

департамента бюджетной методологии

С.В.Сивец

3. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Как организациям и предпринимателям Республики Крым и города Севастополя начать вести бухучет и готовить бухгалтерскую отчетность по правилам российского законодательства»

Как отразить в российском бухучете основные средства и начисленную амортизацию, если имущество первоначально было принято к учету по правилам украинского законодательства

В случае если основные средства, принятые к учету по правилам украинского законодательства, обладают всеми признаками основного средства по российскому законодательству и имеют первоначальную стоимость не более 40 000 руб., то организация вправе их учесть:

  • в составе основных средств;
  • в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

Это означает, что организация может либо продолжить начислять амортизацию по таким объектам, либо после включения в состав МПЗ единовременно списать их на счета затрат.

Такие выводы можно сделать из положений ПБУ 5/01, ПБУ 6/01 и пункта 18 Положения, утвержденного постановлением Госсовета Республики Крым от 25 июня 2014 г. № 2263-6/14.

Пример формирования вступительного сальдо по счетам учета основных средств

Организация «Альфа» приняла решение вести бухучет по правилам российского законодательства с 1 июня 2014 года. На балансе в составе основных средств числятся автомобиль и принтер.

Первоначальная стоимость автомобиля – 150 000 грн. По нему начислена амортизация – 30 000 грн.

Первоначальная стоимость принтера – 7000 грн. По нему начислена амортизация – 1000 грн.

На 31 мая 2014 года официальный курс Банка России составил 29,4366/10 грн./руб.

Для переноса остатков с украинских счетов на российские бухгалтер «Альфы» определил, что:

  • счету 10 «Основные средства» соответствует счет 01 «Основные средства»;
  • счету 13 «Износ (амортизация) необоротных активов» соответствует счет 02 «Амортизация основных средств».

По правилам украинского законодательства принтер учитывался как основное средство. По российскому законодательству принтер отвечает всем признакам основного средства, но его первоначальная стоимость не превышает 40 000 руб. Поэтому бухгалтер принял решение включить данный объект в состав материально-производственных запасов по остаточной стоимости и единовременно списать на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

1 июня 2014 года бухгалтер «Альфы» сформировал вступительное сальдо по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» следующими записями:

Кредит 10 «Основные средства»
– 157 000 грн. – закрыт счет в украинских гривнах;

Дебет 01 «Основные средства»
– 441 549 руб. (150 000 грн. × 29,4366/10 грн./руб.) – отражена первоначальная стоимость автомобиля в рублях;

Дебет 13 «Износ (амортизация) необоротных активов»
– 31 000 грн. – закрыт счет в украинских гривнах;

Кредит 02 «Амортизация основных средств»
– 88 310 руб. (30 000 грн. × 29,4366/10 грн./руб.) – отражена начисленная амортизация по автомобилю в рублях;

Дебет 10 «Материалы»
– 17 662 руб. ((7000 грн. – 1000 грн.) × 29,4366/10 грн./руб.) – принтер включен в состав материально-производственных запасов по остаточной стоимости в рублях;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы»
– 17 662 руб. – списана остаточная стоимость принтера.

По аналогии бухгалтер сформировал вступительное сальдо по другим счетам.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль