Основной вид деятельности

21

Вопрос

Наше учреждение является казенным, цель его деятельности - является комплексное обеспечение деятельности и создание необходимых условий для эффективной работы администрации города и других организаций расположенных в зданиях, находящихся в оперативном управлении нашего Учреждения. Является ли сдача помещений здания, находящегося в нашем оперативном управлении, в аренду основным видом деятельности? Если нет, то должны мы начислять и уплачивать с полученных доходов НДС и налог на прибыль или нет?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Ответ на данный вопрос должен содержаться в учредительных документах КУ. Учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

При определении цен на платные услуги от казенных учреждений законодательство не требует делить платные услуги на основные и неосновные. Специальной нормы для них в законодательстве нет.

Казенные учреждения сумму арендной платы в состав доходов при расчете налога на прибыль не включают.

Если арендодателем является казенное учреждение, то выставлять счета-фактуры на сумму арендной платы и платить НДС оно не должно. Потому что услуги казенных учреждений по предоставлению в аренду закрепленного за ними имущества, а также имущества казны не признаются объектом обложения НДС.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса


Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

  • прямо указана в учредительных документах;
  • служит достижению целей, ради которых учреждение создано.

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Внимание: Сделки, которые не соответствуют целям создания учреждения и его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными по решению суда.

Статьей 173 Гражданского кодекса РФ прямо установлено, что сделка, которая противоречит целям деятельности учреждения, ограниченным в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной, если иск будет подан самим учреждением, его учредителем или государственным органом, контролирующим деятельность этого учреждения.

Суды неоднократно поддерживали подобные иски. И сделки, которые противоречили целям создания учреждений, признавали недействительными как совершенные за пределами правоспобности учреждения (определения ВАС РФ от 27 июня 2013 г. № ВАС-7533/13от 21 февраля 2012 г. № А53-1965/2010,Верховного суда РФ от 3 июля 2012 г. № 48-КГ12-1).

Если сделка признана недействительной, то стороны должны вернуть друг другу все, что по ней получено (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:

  • казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;
  • бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Ведь законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, по которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

От казенных учреждений законодательство не требует при определении цен делить платные услуги на основные и неосновные. Специальной нормы для них в законодательстве нет. Поэтому формально казенные учреждения могут определять стоимость любых платных услуг самостоятельно. Но нужно иметь в виду, что вышестоящий орган власти вправе определить порядок ценообразования в подведомственных учреждениях. Поэтому прежде, чем самостоятельно установить стоимость той или иной услуги, лучше предварительно обратиться за информацией к ГРБС.

2.Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса

Как арендодателю отразить в бухучете и при налогообложении арендные платежи

ОСНО: налог на прибыль

Доходы от сдачи в аренду закрепленного за учреждениями имущества

В учете казенных учреждений:

Казенные учреждения сумму арендной платы в состав доходов при расчете налога на прибыль не включают (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФп. 2 письма Минфина России от 14 августа 2015 г. № 03-03-05/47288).

Расходы на передачу имущества в аренду и его содержание при расчете налога на прибыль не учитывают (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

ОСНО: НДС

Казенные учреждения

Если арендодателем является казенное учреждение, то выставлять счета-фактуры на сумму арендной платы и платить налог оно не должно. Потому что услуги казенных учреждений по предоставлению в аренду закрепленного за ними имущества, а также имущества казны не признаются объектом обложения НДС.

Об этом сказано в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ и письмах Минфина России от 28 апреля 2015 г. № 03-03-05/24417от 15 октября 2012 г. № 03-07-07/106от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040от 20 июля 2012 г. № 03-07-09/81.

Госорганы

Если арендодателем является госорган, то НДС платить нужно. Но делать это должен налоговый агент – арендатор имущества.

Такой порядок установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 146, пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ

Расчет НДС

Налоговую базу по НДС нужно определить исходя из стоимости оказанных услуг (суммы арендной платы) без НДС. Рассчитывайте ее по мере оказания услуг и предъявления расчетных документов. Такой порядок установлен пунктом 1статьи 154 Налогового кодекса РФ.

Документами, подтверждающими оказание арендных услуг, будут:

  • договор аренды;
  • акт приемки-передачи имущества арендатору;
  • акт оказания услуг аренды (если его составление предусмотрено договором).

Это следует из письма Минфина России от 9 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/742.

Датой возникновения облагаемого НДС оборота является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день оказания арендодателем услуг, последний день каждого налогового периода в течение всего срока договорааренды;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг.

Такой вывод позволяют сделать нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ, а также письма Минфина России от 24 мая 2010 г. № 03-07-11/200от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль